» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018

Автор: Лайкова Ирина Викторовна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование межнациональной толерантности у младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства

Статья просмотрена: 802 раз
Дата публикации: 02.03.2018

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Лайкова Ирина Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 109 г. Челябинска»

 

Аннотация.  В статье рассмотрены такие понятия как «толерантность» и «межнациональная толерантность». Исследуется вопрос формирования межнациональной толерантности у детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: младшие школьники, межнациональная толерантность, декоративно-прикладное искусство.

 

Культура межнациональных отношений является общечеловеческой ценностью и базируется на общечеловеческой нравственности. Ее основу составляют формирование гуманных, толерантных отношений между людьми независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку.

Проблема формирования межнациональной толерантности в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Человек живет в быстро изменяющемся мире, в котором национальные культуры вступают в непосредственное взаимодействие.

Постоянно возрастает интерес к проблеме и растет число исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме воспитания межнациональной толерантности.

Несмотря на наличие большого количества работ, посвященных различным аспектам, связанным с формированием межнациональной толерантности, данная проблема представляют собой неисчерпаемое поле для исследований, актуальность и практическая значимость которой резко возросла в связи с глобализацией процессов, происходящих в экономической, социальной, политической сферах, стремлением человечества к созданию общепланетарной цивилизации и ростом региональных и локальных конфликтов на этноконфессиональной почве.

Для более полного понимания специфики формирования межнациональной толерантности у детей школьного возраста необходимо проанализировать теоретические концепции, раскрывающие сущность и факторы данного феномена.

Необходимо отметить, что слово «толерантность» происходит от лат. tolerantia – «терпеть», «выдерживать», «переносить».  В разных языках данное понятие приобретает свои смысловые оттенки. Так, например, в английском (tolerance, toleration) языке оно означает готовность, способность без протеста воспринимать личность, вещь; во французском (tolerance) языке – это уважение свободы другого, его образа мысли; в китайском – проявление великодушия в отношении других; в арабском – прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность; в персидском – терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению [7, с. 7].

Понятие «толерантность» варьирует в зависимости от того, в каком контексте этот термин используется. В общеупотребительном понимании «толерантность» определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе, способность терпеть [6, с. 12].

В социальном контексте толерантность – это готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при отсутствии отрицательных проявлений: агрессивности, насилия, хулиганских действий, поступков.

Как отмечает Н.В. Круглова, появление первых идей о толерантности связано с развитием самого человеческого общества, и прежде всего с возникновением скептических идей, которые являлись признаком эволюции культуры. Она считает, что широкому распространению скептицизма способствовал культурный, религиозный и философский плюрализм в обществе, а первыми скептиками называет софистов и именно с них начинает рассмотрение становления идей о толерантности [8, с. 18].

В настоящее время сложились разные подходы к трактовке понятия «толерантность» в разных областях науки.

Так, например, в философии толерантность определяется как терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность проявляется по отношению к особенностям различных народов, наций и религий; является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции.

В современной философии толерантность рассматривается с различных точек зрения (М. Уолцер, В.М. Золотухин, М.Б. Хомяков и др.).

В.А. Лекторский выделил четыре возможных понимания данного феномена:

− как «безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество»;

− как невозможность взаимопонимания;

− как снисхождение;

− как расширение собственного опыта и критический диалог [9, с. 45].

Социологи определяют толерантность как культурную направленность, установку, отношение личности.

Понятие «толерантность» активно используется в психологии развития личности,    здесь    оно    рассматривается   как   личностное   образование  (О.А. Овсянникова, A.M. Байбаков, Г.У. Солдатова, Д.В. Зиновьев, Е.Г. Виноградова, О.Б. Скрябина), включающее в себя следующие свойства: адекватную самооценку; знание себя, признание других; ответственность за свои поступки; чувство юмора; расположенность к другим; самообладание; терпение; способность к рефлексии; отсутствие тревожности; высокий уровень общительности; умение выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества; отсутствие стереотипов, предрассудков.

В исследованиях А.Г. Асмолова, P.P. Валитовой, В.А. Лекторского, А.П. Садохина, Г.В. Безюлевой, А.А. Глебова, М.Уолцера толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных критериев (когнитивный, эмоциональный и практически-действенный):

1.                  когнитивный критерий – базовые стереотипы, широкая периферия; знания о феномене толерантности; способность к рефлексии, внутреннему диалогу, осмыслению жизненных ценностей; специфика языка и речи;

2.                  эмоциональный критерий – эмоциональная отзывчивость (по К.Роджерсу);

3.                  действенно-практический критерий – стиль взаимодействия с людьми, способность человека устанавливать позитивные отношения, стремление к совместной конструктивной деятельности.

Под педагогической толерантностью понимают владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; установку на толерантность как активную позицию по формированию толерантности личности педагога, личности учащихся и их родителей. Это качество личности; норма поведения, одна из составляющих педагогической этики.

Педагогическая толерантность проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение.

Педагогическая толерантность несет в себе черты всех видов и уровней толерантности, определяемой целями, задачами и особенностями педагогической деятельности учителя, и всем многообразием встречающихся педагогических ситуаций, является профессионально важным качеством учителя. Считается, что в педагогической деятельности взаимодействие непосредственно связано с толерантностью (О.Б. Нурлигянова, О. Б. Скрябина и др.) [13, с. 180].

Терминологическая неопределённость дефиниции межнациональная толерантность в условиях полипарадигмального образовательного пространства приводит к необходимости обращения к понятиям: народ, нация, этнос, как основополагающим единицам [11, с. 122].

Отсутствие единого воззрения на данные понятия вносят определенные трудности в исследование многочисленных проблем, связанных с этнической направленностью.

Необходимо отметить, что впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений В.А. Тишков, говоря о необходимости «межнациональной толерантности». По его определению «толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» [14, с. 259]. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).

По мнению, Е.Ю. Жмыровой, «Межнациональная толерантность – это терпимое и уважительное и уважительное отношение носителя какой-либо национальности к другим расам и этносам, их менталитету, национальным языкам, культурам, поведению, внешности» [5, с. 1265].

В то же время межнациональная толерантность является неразрывной составной частью национального самосознания в целом, так как, являясь формой проявления отношения конкретной личности, она не может существовать абстрактно, без реального носителя – субъекта национальных и межнациональных отношений.

Так, например, уфимский педагог З.Ф. Myбинова понимает межнациональную толерантность как системную совокупность психологических установок, чувств, определенного набора знаний и общественно-правовых норм (выраженных через закон или традиции), а также мировоззренческо-поведенческих ориентаций, которые предполагают терпимое, принимающее отношение представителей какой-либо одной национальности (в том числе – на личностном уровне) к другим, инонациональным явлениям (языку, культуре, обычаям, нормам поведения и т.д.) [10, с. 5].

Межнациональная толерантность, как явление, гораздо шире, чем просто терпимое отношение. В смысл понятия этнической толерантности входят, наряду с просто терпимым отношением, принципы общечеловеческой морали, предполагающие уважение и обязательное соблюдение прав всех народов мира; осознание единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур; широкие знания о языках, культурах и истории различных народов, в особенности тех, с которыми осуществляется непосредственный контакт.

По определению М.И. Богомоловой, межнациональное воспитание – это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и воспитуемых с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним [1, с. 44].

Рассматривая вопрос формирования межнациональной толерантности у детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства, необходимо отметить следующее.

Народное декоративно-прикладное искусство – вид художественно-творческой деятельности, создающий предметы быта, предназначенные удовлетворять как практические, так и художественно-эстетические потребностей людей.

Декоративно-прикладное искусство рассматривается как часть системы занятий по изобразительному искусству в школьном обучении. Ведущая цель достичь тесного единства трудового, эстетического и нравственного воспитания для всестороннего развития личности каждого ребенка.

Являясь национальным по содержанию, декоративно-прикладное искусство выражает не только представления этноса о красивом и безобразном, но и понимание народом сущности добра и зла, представления о социальных и духовных ценностях.

Воробьева Е.Н. отмечает: «Народное искусство как никакой другой вид творческой работы позволяет воспитывать культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира» [3, с. 166].

В содержании произведений акцентируются представления о красоте, добре в культурных традициях разных народов, осуществляется оценка явлений окружающего мира на основе выбранных ими нравственно-эстетических критериев. Именно через искусство происходит приобщение к всемирной истории и культуре, знание которых является неотъемлемой частью в воспитании толерантного сознания [12, с. 71].

Воспитательный потенциал изобразительного искусства проявляется и в том, что в процессе восприятия детьми художественных произведений актуализируется потребность в отображении увиденного в собственную изобразительную деятельность.

В силу простоты, лаконичности, красочности, яркости народная роспись является наиболее доступным видом декоративно-прикладного искусства для детей младшего школьного возраста. Они могут различать своеобразие народных росписей (хохломской, городецкой, полхов-майданской и т.д.), создавать узоры по мотивам 4-6 разных видов народного декоративного искусства, усвоить основные закономерности народной росписи: колорит, составляющие её элементы, композиционные особенности, материал.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых у него возникают более глубокие чувства (радости, восхищения, восторга), побуждающие его передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, что в свою очередь, способствует развитию созидательной активности, эстетических чувств, эстетической оценки результатов труда народных мастеров, побуждает яркие представления о культуре иных национальностей.

Народное декоративно-прикладное искусство многофункционально, в нем заложены большие воспитательные возможности.

Ведущие факторы для построения системы учебно-творческих заданий:

- системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях декоративного рисования;

- системный отбор произведений народного декоративно-прикладного искусства, объектов действительности для эстетического познания и декоративной работы учеников;

- разнообразие методов, приемов педагогического руководства, учет оценки уровней эстетической воспитанности по результатам, достигнутым детьми в декоративной работе.

Ознакомление детей младшего школьного возраста с народным декоративно-прикладным искусством осуществляется через следующий комплекс методов и приёмов обучения:

 1. Объяснительно-иллюстративные методы организуют осознанное восприятие учебного материала – это рассказ, беседа о художественном наследии русского народа, традиционных изделиях народных мастеров. Иллюстративный метод включает в себя демонстрацию учебных плакатов, таблиц, методических пособий, содержащих последовательность работы над росписью, при этом каждая последующая таблица логически вытекает из предыдущей.

Демонстрация образцов народного декоративно-прикладного искусства имеет целью ознакомление учеников  с народным орнаментом, колористическими решениями узоров, характерными сочетаниями элементов орнамента, композиции. Приёмы: сравнение или сопоставление произведений декоративно-прикладного искусства, что способствует формированию эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, потребностей, отношений.

2. Репродуктивные методы обеспечивают усвоение действий, формируют умение и навыки, способствуют овладению технологическими приёмами. При многократном повторении упражнений с целью выработки навыков работы кистью ученики  добиваются тщательности, аккуратности, скорости, лёгкости письма; они должны знать, какого результата в каждом отдельном упражнении достигают, почувствовать свои возможности в освоении росписи. Упражнения даются разнообразные, содержащие элементы и мотивы росписи, с отработкой одного технического навыка. Переход к каждому последующему упражнению осуществляется тогда, когда усвоены навыки написания элементов в предыдущих упражнениях.

3. Частично-поисковые методы заключаются в том, что перед детьми ставится учебная проблема.

Используемые приёмы:

– создание проблемной ситуации (предлагается композиция с несколькими вариантами её завершения, из которых дети выбирают наиболее интересный и выполняют его);

– коллективное обсуждение (демонстрируется эскиз росписи, принимаются высказывания об её изменении – что можно добавить для лучшего результата).

4.                  Исследовательский метод даёт высокий уровень творческого развития личности и включает следующие приёмы:

– эмоционально-ритмические (загадки, речёвки);

– импровизационные (дописать элементы на основе предложенного контура или ведущей линии; дописать фрагменты, опираясь на творческое воображение; даётся форма и элементы росписи, с учётом которых надо выполнить композицию).

Таким образом, зарождение идеи толерантности, признание ее ценностью связано с определенным уровнем развития философской мысли, возникновением религиозной морали и предопределено историческими, политическими и культурными факторами.

Одним из средств формирования межнациональной толерантности у детей младшего школьного возраста может быть народное декоративно-прикладное искусство.

Ознакомление детей младшего школьного возраста с народным декоративно-прикладным искусством осуществляется через демонстрацию образцов, беседы с педагогом, игровые приёмы, самостоятельную творческую деятельность, участие в выставках рисунков и поделок.



Список литературы:

  1. Богомолова М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей: автореф. дис.-докт. Пед. наук. Набережные Челны, 2003. – 44 с.
  2. Валеев А.М. История и сущность понятия толерантности / А.М. Валеев, Е.М. Фомин // Символ науки. – 2016. – № 2-1 (14). – С. 80-83.
  3. Воробьёва Е.Н. Традиционное прикладное творчество как средство формирования межэтнической толерантности молодёжи // Вестник Тамбовского университета. – Серия: Гуманитарные науки. – 2011. - № 4 (96). – С. 166-171.
  4. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников. – 2006. – № 1. – С. 13-17.
  5. Жмырова Е.Ю. О понятии «толерантность» и её видах // Вестник Тамбовского государственного технического университета. – 2006. – Т. 12. - № 4-2. – С. 1265-1269.
  6. Ионина О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук – Казань, 2005. – 185 с.
  7. Капустина Н.Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: Монография. – Шадринск, 2008. – 86 с.
  8. Круглова Н. В. Виртуальность и реальность толерантности // Виртуальное пространство культуры: материалы научной конференции 11–13 апреля 2000 г. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. – С. 18–21.
  9. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. – 1997. – № 11. – С. 45–54.
  10. Мубинова З.Ф. Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческих наук в многонациональной городской школе: на примере школ Республики Башкортостан. – Уфа, 1998. – 191 с.
  11. Оборина Е. В. Теоретические основы формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: мат-лы междунар. заочн. конф. / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – СПб.: Реноме, 2012. – С. 122-124.
  12. Оборина Е.В. Формирование межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с изобразительным искусством // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. Вып. 2 / ред. кол.: Л.А. Косолапова, Л.В. Коломийченко, Е.К. Гитман, А.И. Санникова, Н.А. Гангнус; отв. ред. Л.А. Косолапова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. - С. 70-71.
  13. Солынин Н.Э. Основные подходы к определению понятия «толерантность» // Ярославский педагогический вестник. - 2009. – № 4. – С. 178-181.
  14. Тишков В. А. Очерки истории и политики этничности в России. – М., 1997. – 231 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: