» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018

Автор: Ошуркова Татьяна Анатольевна, Бакалавр
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Игровые занимательные упражнения как средство развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 365 раз
Дата публикации: 06.03.2018

УДК37

ИГРОВЫЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ошуркова Татьяна Анатольевна

Бакалавр

Иркутский государственный Университет, г. Иркутск

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современной системы образования – развитию предпосылок учебной деятельности у дошкольников; понятие учебной деятельности; значение игровых занимательных упражнений в формировании предпосылок учебной деятельности.

Ключевые слова: учебная деятельность; предпосылки учебной деятельности;  игровые занимательные упражнения.

 

В настоящее время в стране большое внимание уделяется вопросу подготовки детей к школе.  Большинство детей, которые поступают в первый класс, умеют считать, читать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем мире.  Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности.

Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы  ее предпосылки  уже в дошкольном возрасте.

Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [ст. 64] отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Проблема формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников получила достаточно широкое освещение в отечественной теории и практике. К этой проблеме в разное время обращались такие ученые, как М.А. Васильева , Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса , А. В. Запорожец , Т.С. Комарова, Л. A Парамонова, В. Г. Нечаева, К. В. Тарасова, Д.Б., Эльконин, А.П. Усова, Бабаева Т.И. и др.

В исследованиях Л.А. Венгера, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, Н. П. Сакулиной, В. Г. Нечаевой, Е.И. Радиной, А.П. Усовой, Н.И. Гуткиной  показана определённая роль образовательной деятельности в формировании предпосылок учебной деятельности. Авторы утверждают, что в процессе этой деятельности дети приобретают знания, у них формируются представления, обогащается кругозор; благодаря, этой деятельности развиваются, расширяются сюжеты, содержание и правила игр. Вместе с тем обращается внимание на то, что образовательная деятельность в дошкольном возрасте должна осуществляться в процессе ведущей, то есть игровой деятельности с её приобретениями и новообразованиями.

В психолого-педагогических исследованиях по дошкольному образованию сложились два основных подхода относительно того, каким образом целесообразнее формировать предпосылки учебной деятельности у дошкольников: в процессе игровой деятельности и в процессе специально организованной образовательной деятельности.

Чтобы правильно и эффективно организовать работу по  формированию  у дошкольников предпосылок учебной деятельности  важно  иметь представление о том, что такое учебная деятельность.

Понятие “учебная деятельность” достаточно неоднозначно в психолого-педагогической литературе.

Согласно Т.В. Габай, учебная деятельность - это деятельность, преднамеренно направленная на приобретение опыта одним из её участников. Обеспечивая познание, она даёт его в качестве прямого или главного продукта.

Зимняя И.А. считает, что учебная деятельность - это деятельность субъекта по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

С точки зрения  Д.Б.Эльконина  и В.В. Давыдова учебной является  такая деятельность, в ходе которой  дети овладевают   системой  научно- теоретических понятий  и опирающихся  на них общих способов решения конкретно практических  задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов   выступает в качестве  основной учебной цели- овладение детьми общими способами действий, т.е такими способами, которые позволяют решать ряд практических  или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.

Анализ, проведенный в исследованиях Д.Б.Эльконина  и В.В. Давыдова показал, что учебная деятельность  имеет специфическую структуру, включающую:

-учебную задачу;

-учебные действия;

-контроль;

-оценку.

Работа  детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, с помощью  которых они усваивают образцы общих  способов решения задач.  Полноценная деятельность  в ситуации  учебной задачи предполагает выполнение контроля.

Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами.

С контролем тесно связана  оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.

Д.Б. Эльконин отмечал, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее является важным критерием готовности к школе.

Начало формирования компонентов учебной деятельности является предпосылкой формирования самой учебной деятельности в период дошкольного детства.

Л.А. Венгер в своих исследованиях пришел к выводу, что в старшем дошкольном возрасте можно формировать предпосылки учебной деятельности, используя в этих целях, прежде всего занятия как одну из наиболее целесообразных форм, руководимых педагогом.

В процессе обучения  дети приобретают знания, у них формируются  представления, обогащается кругозор. Благодаря обучению  развиваются, расширяются  сюжеты,  содержание и  правила игр. Но обучение  в дошкольном возрасте  должно осуществляться  в процессе ведущей, т.е.  игровой деятельности с ее приобретениями и новообразованиями.

Игровые занимательные упражнения- это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное, действенное средство их умственного развития.

Игровые занимательные упражнения уменьшают степень нервно-психического напряжения, содействуют созданию положительных эмоций у детей и помогают  результативному овладению знаниями.

Такие упражнения формируют новые знания, воспитывают внимательность, целеустремленность, усидчивость, вдумчивость, знакомят детей со способами действий решения поставленных задач.

Игровые упражнения являются ценным средством воспитания умственной активности детей, формирования внутреннего плана действий, активизации психических процессов. Они облегчают процесс усвоения знаний, помогают сделать любой учебный материал увлекательным.

Умелое использование  игровых упражнений  в педагогической   практике способствует расширению представлений ребенка, развитию  умения   обобщать, классифицировать,  анализировать и строить  причинно- следственные  связи,  а также делать умозаключения.

Важным показателем для развития предпосылок  учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе этой деятельности.

В дошкольном возрасте  на основе самооценки и самоконтроля  возникает саморегуляция собственной деятельности.  Самоконтроль формируется в связи с осознанием правил,  результата и способа  действия, если ребенок сталкивается  с необходимостью  подробно объяснить  свои действия, самостоятельно находить и исправлять  ошибки.

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается  требовательность  к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой  других. То есть ситуация  взаимоконтроля  дает стимул для освоения  самоконтроля, который требует умения соотносить  выполняемую деятельность с  правилом.

Взаимопроверку и самоконтроль можно включать при непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в игровые упражнения.

Игровые занимательные упражнения подводят детей к овладению такими важными комплексными навыками, как планирование предстоящей работы, выбор способов, средств ее осуществления, проверка результатов.

Включение игровых занимательных упражнений в непосредственно образовательную деятельность детей способствует развитию у дошкольников  предпосылок учебной деятельности.

 



Список литературы:

  1. Габай, Т.В. Педагогическая психология М.: Академия, 2008. - 240 с. 4-е изд.
  2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544с.
  3. Давыдов, В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников. Текст. /В.В. Давыдов, А.К. Маркова. Вопросы психологии. -1981.-№6.-С. 13-26.
  4. Усова, А.П., Обучение в детском саду.- М.: Просвещение, 2006. – 238с.
  5. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний,- М.: Просвещение, 1966,- 98 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: