» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018

Автор: Джейранова Софья Дионисиевна, студентка 4 курса
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Стратегии безопасной коррекции структуры продуктивных действий у подростков с интеллектуальной недостаточностью

Статья просмотрена: 283 раз
Дата публикации: 08.03.2018

УДК 159.973

СТРАТЕГИИ БЕЗОПАСНОЙ КОРРЕКЦИИ СТРУКТУРЫ ПРОДУКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Джейранова Софья Дионисиевна

студентка 4 курса

филиал Ставропольского государственного педагогического института, гссентуки

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности проведения коррекции продуктивных действий подростков с интеллектуальной недостаточностью. Проведен анализ различных диагностических моделей и подбор методов их реализации. Изучена структура продуктивных действий, лежащая в основе стратегий их безопасной коррекции.

Ключевые слова: продуктивные действия, интеллектуальная недостаточность, подростки.

 

Подростки с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в коррекции всех сторон психического развития. Актуальной задачей является социальная адаптация подростка и включение его в социум. Для этого необходимо научить его коммуникативным навыкам, умению вести себя в коллективе, принимать условия и требования общества, проявлять инициативу и выражать свое мнение. Это, в свою очередь, поможет овладению продуктивными действиями, замысел которых будет соответствовать требованиям социума. Необходимо уделить внимание общению, ведущему виду деятельности подросткового возраста, т.к. его коррекция в рамках этой деятельности повысит её эффективность и результативность.

В подростковом возрасте одной из основных задач психолога является коррекция структуры продуктивных действий в соответствии с требованиями социума. Ведущее место в структуре продуктивной деятельности принадлежит продуктивным действиям, целью которых является построение замысла в соответствии с общими требованиями к деятельности, отражающего структуру ситуации, направление и способы ее преобразования. Продуктивные действия являются производной продуктивной деятельности личности, которая понимается в качестве особого вида активности личности, побуждаемого её потребностями. Она требует приобретения необходимых знаний, определения цели, способов и средств создания субъективно нового образовательного продукта, преобразуя элементы среды жизнедеятельности при предотвращении её отрицательных последствий, на основе решения выявленных проблем, прилагая личностные усилия (целеполагание, планирование, саморегуляция, рефлексия, самооценка) в соответствии с индивидуальными особенностями. Критерии продуктивности характеризуют процесс развития этих действий и определяются их ролью в продуктивной деятельности подростка. В их состав могут быть включены: соответствие замысла общим требованиям к нему, что определяется умением устанавливать взаимосвязь между данными компонентами, т.е. сознательное опосредствование процессов порождения замысла; построение замысла с помощью предметных условий, что позволяет определить развитие умения обобщения-абстрагирования создаваемого образа ситуации, а, следовательно, позволяют судить о способности ее преобразования независимо от предметных условий; полнота и структурированность содержания замысла, определяемые сформированностью структурных элементов действия и характеризующие возможности дальнейшей реализации замысла в деятельности субъекта.

Вместе с тем, у детей с интеллектуальной недостаточностью часто происходит нарушение продуктивной деятельности, требующее систематической коррекции. Значимость результатов этой коррекции для последующей жизни подростка побуждают обратиться к поиску стратегий построения безопасной формы коррекционной работы. Стратегия безопасной коррекции предполагает метод психологического воздействия на подростка с целью создания необходимых условий для его гармоничного личностного и интеллектуального развития в соответствии с принципом безопасности [2, 6, 14].

Принцип безопасности, относительно новый принцип психологической практики, явился результатом развития предметной области, обозначенной психологией безопасности личности [4, 9, 10]. Он исходит из необходимости сочетания в некоторой деятельности интересов защищенности и развития личности в интересах реализации главной для нее жизненной цели [1, 7, 15]. Основу безопасности личности образует баланс между защищенностью и отказом от нее, достигаемый в результате удержания подконтрольности субъекту влияния комплекса факторов, значимых для его безопасности [5, 11, 13].

Реализация безопасной коррекции, таким образом, связана с вмешательством во внутренний мир личности, поддерживающим способность субъекта сохранять свою защищенность и обретать новый уровень способности к личностному развитию [3, 8, 12]. Важно учитывать интеллектуальную недостаточность подростков, требующей развитие у них умения самостоятельно структурировать предметные условия, составлять определённый алгоритм и организовывать собственную деятельность в конкретной ситуации, соблюдая при этом общие социальные требования, которые сами по себе не отражают способы их воплощения в конкретных предметных условиях, способы их опредмечивания. Планирование безопасной коррекционной работы с умственно отсталым подростком требует от психолога знаний об индивидуальных и возрастных особенностях лиц с данным отклонением.

Необходимо отметить, что при умственной отсталости у подростка в наибольшей мере страдает развитие мотивационной сферы. При данном типе нарушения проявляется незрелость мотивационной сферы, низкий уровень развития любознательности, слабость и кратковременность побуждения к деятельности, ограниченность её мотивов, малая сформированность социальных потребностей. Организуя продуктивную деятельность с ребёнком, необходимо учитывать, что такие дети быстро насыщаются, утомляются и теряют интерес к занятию. Вместе с тем, как субъект продуктивной деятельности подросток стремиться к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», постоянно пытается (особенно проявляющимся у мальчиков) в чем-то выделиться. Это может способствовать усилению познавательной мотивации, если она соответствует содержанию продуктивной деятельности – ее предмету, средствам, способам решения поставленных задач. Стремление к «исключительности» является одной из составляющих мотивации достижения, проявляясь в форме «награды», «успеха». Важно учитывать и то, что продуктивные действия старшего подростка приобретают большую направленность на достижение поставленной общей цели, трансцендирующей отдельные ситуации, схватывающей сущность действительности (и деятельности). 16-17–летние подростки с ЗПР могут самостоятельно формулировать и решать конкретные задачи, в соответствии с частными целями. Они умеют преобразовывать ситуацию, устанавливать отношения между предметными условиями, корректировать свои действия в соответствии с единым замыслом, систематизировать в сознании отдельные операции, но осуществляется это только на конкретном эмпирическом материале с помощью образов-представлений, в зависимости от условий деятельности.

Выбор психокоррекционных технологий во многом зависит от модели диагностики: психометрической, функциональной и нейропсихологической.

Цель психометрической диагностики – измерение определенного признака и его оценивание в числовой шкале. Чаще всего, числовая шкала основывается на дифференциации выраженности данного признака в популяции. В результате использования данной модели диагностики можно соотнести степень выраженности признака у конкретного ребенка со среднестатистической нормой. Если уровень значительно ниже нормы, то психолог принимает решение о необходимости применения психологических структур предназначенного для измеряемого признака. Так, если у ребенка выявляется низкий уровень интеллекта, то целью коррекционной работы ставится развитие общего интеллектуального уровня.

Функциональная диагностическая модель способствует анализу развития отдельных психических процессов ребенка (восприятия, внимания, памяти, мышления и т.п.). Психическая функция является сложной системой, для которой характерна уровневая структура, формирующаяся в онтогенезе, направлена на реализацию определённых жизненных задач (В.Д. Шадриков, В.П. Ильин и др.). Целью данной диагностики является анализ степени успешности функционирования психологической системы для решения задач конкретной деятельности. В случае неэффективности функционирования системы необходимо выявить ее причины. В основе коррекционной работы в данном ситуации лежит компенсация слабых элементов системы и формирование новых функциональных взаимосвязей. В последнее время функциональную модель диагностики применяют в комплексе с нейропсихологической.

Нейропсихологическая диагностика опирается на современных теориях о закономерностях развития и иерархическом строении мозга и  высших психических функциях в онтогенезе. Коррекция на основе нейропсихологического подхода подразделяется на уровни: уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов; уровень операционального обеспечения психических процессов; уровень произвольной регуляции смыслообразующей функции психомоторных процессов. Каждый из этих уровней коррекции имеет свою направленность. Первый уровень использует методы, способствующие функциональной активации подкорковых образований головного мозга. Методы второго уровня активизируют задние премоторные отделы обоих полушарий головного мозга и их взаимодействие, а методы третьего уровня формируют оптимальный статус работы префронтальных отделов мозга. С целью повышения эффективности коррекционных занятий, необходимо постепенно повышать сложность занятий; доступность заданий; систематичность проведения занятий; закрепление усвоенного с помощью других участников образовательного процесса (родителей и других специалистов).

Итак, эффективность проведения психокоррекционной работы по формированию структуры продуктивных действий у умственно отсталых подростков при использовании принципа безопасности. Принцип безопасности ориентирует на достижение единства субъектной защищенности и сохранения способности к личностному развитию. Его реализация предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков, учет степени поражения интеллектуальной сферы, правильный выбор коррекционной модели. В этом случае коррекционная работа с подростками, обладающими умственной отсталостью, имеет высокую вероятность достижения хороших результатов.

 



Список литературы:

  1. Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия ТРТУ. 2005. Т. 49. № 5. С. 246-257.
  2. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации. Пятигорск, 2010. 268 с.
  3. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход // Прикладная психология и психоанализ. 2014. № 4. С. 1.
  4. Краснянская Т.М. Психологические особенности сценариев безопасности студентов вуза // Education Sciences and Psychology. 2015. № 2 (34). С. 90-95.
  5. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ТРТУ. 2006. Т. 68. № 13. С. 299-305.
  6. Краснянская Т.М. Психология обеспечения и самообеспечения безопасности: системно-смысловая трансспектива // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. № 4. С. 350-354.
  7. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность. Пятигорск, 2011. 328 с.
  8. Краснянская Т.М. Психосемантическое исследование предпочитаемых в экстремальных ситуациях стратегий поведения // Научная мысль Кавказа. 2004. № 3. С. 25-33.
  9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. 2015. № 11. С.1158-1166.
  10. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Конструирование мифов безопасности в политическом сознании студенческой молодёжи // Национальная безопасность / nota bene. 2017. № 4. С.71-87.
  11. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность в системе факторов санаторно-курортного оздоровления // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017. №4. С.26-30.
  12. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Трансформация темпорального пространства субъектной безопасности в условиях суицидального влияния // Education Sciences and Psychology. 2017. №2 (44). С. 73-81.
  13. Краснянская Т.М., Уримагова А.А. Психологическая безопасность в школьной среде // В сб.: Результаты современных научных исследований и разработок. Пенза, 2017. С. 216-218.
  14. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Принцип безопасности электронной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения // Інформаційні технології і засоби навчання (Информационные технологии и средства обучения). 2017. Т.62. №6. С.203-215.
  15. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологические сценарии создания безопасной медиасреды вуза // Медиаобразование. 2017. № 4. С. 73-82.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: