» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018

Автор: Щербачева Любовь Владимировна, к.ю.н., доцент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Разграничение понятий «товарный знак» и «доменное имя».

Статья просмотрена: 211 раз
Дата публикации: 11.03.2018

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ТОВАРНЫЙ ЗНАК» И «ДОМЕННОЕ ИМЯ»

Щербачева Любовь Владимировна

к.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса

Московский университет МВД России имени В.Я.Кикотя, г.Москва

 

Аннотация. Анализ данной статьи позволяет сделать вывод, что присваивая IP адресу уникальное имя, которое придумывает сам разработчик сайта (доменное имя), необходимо обеспечить высокую посещаемость «страницы» в дальнейшем. 

Автор отмечает, в связи с этим «название» сайта должно быть легко узнаваемым и имеющим смысловую и возможно контекстную нагрузку, указывающим на характер информации на сайте или сходным с известными обозначениями, средствами индивидуализации.

Ключевые слова: исключительные права; доменное имя; субъективные права; способы правовой защиты; товарные знаки; контрафакт; средства индивидуализации.

 

Анализируя особенности реализации защиты исключительных прав на товарные знаки как средства индивидуализации, необходимо рассмотреть актуальную проблему использования товарного знака, возникающую в связи с разграничением понятий «товарный знак» и «доменное имя».

В соответствии с Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации отмечается необходимость совершенствования положений Гражданского кодекса Российской Федерации, направленных на разрешение возникающих коллизий между правами на средства индивидуализации (пункт 6 статьи 1252, статьи 1476 и 1541), и уточнение в связи с этим правового режима доменных имен [3].

Не случайно, проблема разграничения защиты прав владельцев доменных имен и товарных знаков, являются темой множества научно-практических мероприятий.

Так, например, ежегодно для экспертов по интеллектуальной собственности, патентоведов, представителей власти, владельцев всемирно известных брэндов организуется Международный форум по вопросам в сфере интеллектуальной собственности «Expоpriоrity». Особую значимость проводимому мероприятию придает список организаций и органов, которые являются его организаторами. В их число входят, в частности, Торгово-промышленная палата Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации.

В 2011 году в рамках работы Форума обсуждались вопросы борьбы с контрафактом и пиратством в России и мире, а также коллизии в области интеллектуальной собственности в глобальной электронной сети Интернете в связи с предстоящей регистрацией товарных знаков в качестве доменных имен.

Тем самым, подтверждается тезис о том, что в век современных технологий у правообладателей возникают проблемы охраны прав на товарный знак при использовании информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [4].

Согласно документу негосударственной организации РосНИИРОС (Российский Научно-исследовательский институт развития общественных сетей), понятием «домен» обозначается «область пространства иерархических имен сети Интернет, которой присваивается уникальное доменное имя…».

Сегодня данная организация является администратором сети «.ru», в связи с чем на территории России данная организация ведает вопросами функционирования интернета, в том числе, связанными с доменными именами.

В научных трудах специалистов в области интеллектуальных прав также раскрывается данное понятие. Так, например, Е. Михеев под доменным именем понимает Интернет-адреса, записываемые в понятной пользователю форме и традиционно используемые для обращения на веб-сайты [6].

Все домены подразделяются на уровни, а первый домен верхнего уровня общего назначения был создан в октябре 1984 г.

В соответствии с документом RFC920, цель домена – повсеместное осуществление контроля в сфере использования имен. Древовидная доменная система представляет собой несколько доменов верхнего уровня, подразделяющиеся на второй, третий и т.д.

Повсеместное распространение Интернета обуславливает необходимость каждому пользователю создавать свое доменное имя, которое требуется для открытия своего сайта.

Нередко словесные обозначения товарных знаков используются в доменных именах и наоборот.

Несанкционированное использование кем бы то ни было товарного знака, имеющего свидетельство о регистрации в Интернете, в глобальных общедоступных сетях, в доменном имени, если в результате этого лицо-нарушитель права получает при этом, или могло получить доход, приобретает, или могло приобрести некие преимущества в деловом обороте [1].

Следуя озвученной в научной литературе позиции, доменное имя не относится к средствам индивидуализации. В статье 1225 Гражданского кодекса РФ перечислены подпадающие под правовую охрану средства индивидуализации, и доменное имя в него не входит. Вместе с тем в законодательстве существует ряд правовых режимов для определенного перечня средств индивидуализации, которые не вошли в статью 1225 Гражданского кодекса РФ, среди которых названия произведений искусства, литературы, науки, средств массовой информации, имена собственные, такие как фамилии и псевдонимы, и так далее. Вместе с тем, действующее законодательство допускает использование в коммерческой и иной деятельности не включенных в перечень, определенный Гражданским кодексом, средств индивидуализации [3].

На данный момент законодательство не видит в доменном имени самостоятельного средства индивидуализации, это всего лишь способ использования товарного знака (знака обслуживания). Вполне вероятно, что в будущем эта позиция будет изменена, и доменное имя будет рассмотрено как объект, охраняемый в качестве средства индивидуализации, наравне с прочими [5]. Но на сегодняшний день данная проблема является общемировой, а не исключительно российской, и стала проявлением глобальной проблемы формирования цивилистического регулирования на современном этапе развития системы взаимодействия участников гражданского оборота.

Как уже отмечалось ранее, никто не может обладать правом использовать зарегистрированный товарный знак, охраняемый в Российской Федерации, не имея согласия правообладателя, в связи с чем официально признается противозаконным нарушением его исключительного права правообладателя на территории Российской Федерации в гражданском обороте зарегистрированного товарного знака или тождественного ему до степени смешения в отношении товаров, с целью индивидуализации которых было оформлена регистрация правообладания товарным знаком, в том числе, размещение данного зарегистрированного товарного знака или схожего с ним в Интернете, а именно, в доменном имени [7].

 



Список литературы:

  1. Батраханов А. К. Проблемы судебной практики по товарным знакам, фирменным наименованиям, доменным именам // Материалы регионального семинара по проблемам интеллектуальной собственности и коммерческого права. Щукинск: Агенство США по международному развитию (USAID), 2010. – С. 30.
  2. Близнец, И. А., Леонтьев К Б. Авторское право и смежные права: Учебное пособие / И. А. Близнец, К Б. Леонтьев (под ред. И. А. Близнеца) – М.: 2011.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ// Российская газета, № 289, 22.12.2006.
  4. Котенко, Е. С. Авторские права на мультимедийный продукт: монография / Е. С.Котенко. - Москва : Проспект, 2013. — 128 с
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст.445.
  6. Михеев Е. Товарный знак и доменное имя // Корпоративный юрист. 2006. № 3. С. 16
  7. Серго, А.Г. Доменные имена в свете нового законодательства / А.Г. Серго. – М.: ГОУ ВПО РГИИС, 2010.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: