» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018

Автор: Слободяник Александр Петрович, нет
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Общая правовая характеристика обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения

Статья просмотрена: 847 раз
Дата публикации: 12.03.2018

УДК 2964

 

ОБЩАЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Слободяник Александр Петрович

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности, а также нормативно правовой режим высшего учебного заведения. Изложены основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие экономическую безопасность вуза.

Ключевые слова: экономическая безопасность, высшее учебное заведение, правовой режим, устав, имущество.

 

В основе обеспечения экономической безопасности системы любого уровня лежат нормативно-правовые, организационные и материальные инструменты.

К организационным инструментам относится как собственно организационная структура системы экономической безопасности, включающая все подразделения, выполняющие отдельные процедуры, так и мероприятия по консолидации и урегулированию данных процедур, повышению заинтересованности всех участников хозяйственных процессов в усилении экономической безопасности и приобретении ими умений и навыков в осуществлении конкретных действий по обеспечению экономической безопасности.

К материальным инструментам принадлежат все предоставляемые лицам, уполномоченным осуществлять деятельность по обеспечению экономической безопасности, виды ресурсов, включая финансовые, технические, интеллектуальные, информационные, кадровые.

К нормативно-правовым инструментам обеспечения экономической безопасности относятся все нормы, содержащиеся в законодательных актах и нормативных документах, регламентирующих правоотношения в процессе профессиональной деятельности, определяющих меры государственного и административного принуждения, санкции к физическим и юридическим лицам, их нарушающим. Правовая база обеспечения экономической безопасности имеет сложную структуру, определяемую, с одной стороны, множественностью субъектов экономической безопасности и их иерархией, с другой – многоаспектностью отношений субъектов не только в рамках деятельности по обеспечению экономической безопасности, но также финансово-хозяйственной деятельности.

В состав фундаментально правовых актов, регламентирующих деятельность по безопасности гражданина, общества, государства включаются Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности». Статьей 15 Конституции Российской Федерации [1] установлено, что данный законодательный акт имеет высшую юридическую силу прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Все правовые и нормативные акты, регламентирующие различные сферы деятельности субъектов, должны раскрывать основные положения Конституции, в которой определены основные права и свободы человека и гражданина. Следует отметить, что в Конституции установлен приоритет безопасности государства и обороноспособности страны, поэтому в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации [1] права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В Федеральном законе «О безопасности» определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности личности, национальной, общественной, экологической и иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, статус Совета безопасности Российской Федерации.

Президент РФ Указом от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [3] (далее – Стратегия) определил основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.

Утвердил Стратегию, направленную на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.

Реализация Стратегии будет осуществляться в два этапа: первый этап до 2019 года второй до 2030 года, каждые шесть лет стратегия будет корректироваться с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности.

Правовой основой деятельности любого юридическою лица, наряду с законодательством, являются его учредительные документы. Именно в них конкретизируют общие нормы права применительно к интересам учредителей и коллектива. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. В полной мере это относится и к вузам.

Устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между учредителем и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации юридического лица. Содержание учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК РФ [2], ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также подзаконными актами, в частности постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений».

Образовательные учреждения, относящиеся к типу бюджетных, вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Поэтому для вузов – бюджетных учреждений целесообразно также предусматривать в уставе вуза конкретные направления платной и предпринимательской деятельности, которые планируется осуществлять.

Одной из основных составляющих правового статуса вуза в целом является правовой режим его имущества, поскольку наличие или отсутствие определенных вещных прав существенно влияет на деятельность вуза, выполнение им своих задач, качество научно-образовательного процесса.

Правовой режим имущества образовательных учреждений имеет особенности, обусловленные источниками его формирования. Вуз вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, но в определенных пределах, которые установлены законом, зависят от назначения имущества и связаны с целью деятельности вуза.

Имущественный режим прав образовательных учреждений тяготеет к ограниченным вещным правам, производным от права собственности. Гражданским законодательством ст. 298 [1] установлено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Особенности прав на имущество учреждений образования закреплены в ст. 102 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.

Особое место в правовом регулировании деятельности экономических субъектов, как в общем, так и в области экономической безопасности, занимают лицензирование. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [4] с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Лицензирование образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Необходимо отметить такой элемент статуса вуза, как наличие у него государственной аккредитации. С момента государственной аккредитации у вуза появляется право выдачи документов государственного образца об образовании. Имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения не реже чем один раз в пять лет проходят государственную аккредитацию.

Система обеспечения сохранности имущества – одна из важнейших подсистем обшей системы экономической безопасности вуза в целом.

В понятие «охрана имущества» входит комплекс мероприятий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности вуза и сохранности его материальных ценностей т.е. недопустимости хищения и повреждений предметов, относимых к разряду ценных.

Обеспечение сохранности имущества вуза – это деятельность, в процессе которой используются экономические, организационные, технические, правовые средства и способы охраны материальных благ, находящихся в оперативном управлении государственных (муниципальных) или в собственности негосударственных вузов.

Особое значение в вопросе охраны имущества и обеспечения безопасности отводится Правилам внутреннего трудового распорядка, где закрепляются обязанности работников и администрации по обеспечению сохранности материальных ценностей, порядок приема на работу и перевода материально ответственных лиц, а также они способствуют воспитанию членов коллектива в духе сознательного отношения к труду и обучению, рациональному использованию рабочего и учебного времени, высокому качеству работ, повышению производительности труда, улучшению качества учебного процесса, полной реализации основных задач вуза.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вузы обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации регламентированы Методическими указаниями по проведению инвентаризации имущества и финансовых, утвержденными приказом Министерства финансов России от 13.06.1995 № 49. Подлежит инвентаризации обнаруженное в ходе ее проведения имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Диспозитивное регулирование отдельных моментов деятельности вуза, которые в силу закона могут быть урегулированы его уставом, может осуществляться иными принимаемыми вузом локальными актами. Так, целесообразно в качестве отдельного документа, например положения, урегулировать порядок выбора ректора, правила приема, отчисления и восстановления обучающихся, отдельные вопросы хозяйственной деятельности вуза.

Безусловно, заслуживают отдельного регулирования порядок организации и условия проведения общего собрания (конференции) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся вуза.

Несомненно, по кругу полномочий коллегиальный орган управления – общее собрание занимает важнейшее место в жизни вуза, однако порядок его организации (избрания) и деятельности законодательством об образовании не определен. Следовательно, необходимо локальное правовое регулирование. В то же время значительный объем фактов, которые должны быть учтены при регулировании порядка избрания и деятельности общего собрания вуза, делает нецелесообразным полное правовое определение этих вопросов в тексте устава.

Принимая различные локальные положения, следует иметь в виду, что регулирование отдельных вопросов деятельности вуза локальными нормативными актами должно быть прямо предусмотрено уставом вуза. Содержание принимаемых в вузе локальных нормативных актов не должно противоречить действующему законодательству и уставу вуза.

 



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации / Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Текст] //
  4. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 04.11.2013, № 44, ст. 5764.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: