» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Базербаши Мохамад, студент магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Роль аудиторской профессии в борьбе против Финансовых преступлений и финансирование терроризма

Статья просмотрена: 278 раз

УДК 657.6

РОЛЬ АУДИТОРСКОЙ ПРОФЕССИИ В БОРЬБЕ ПРОТИВ

ФИНАНСОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА

Базербаши Мохамад

студент магистрант

«Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации»

Научный руководитель:

доктор экономических наук, проф.

Булыга Роман Петрович

 

Аннотация. Преступная деятельность генерирует значительные нелегальные деньги, отмывает эти деньги таким образом, что они могут быть законно интегрированы в финансовую систему. Финансовые преступления, так называемые white collar преступления, как правило, имеют диффузные издержки для общества и направлены на выгоду преступников.

Отмывание денег наносит огромный ущерб экономике любой страны, поскольку тормозит ее экономический рост. И отмывание денег, и финансирование терроризма могут ослабить деятельность отдельных банков, и оба явления представляют угрозу для репутации всего финансового сектора той или иной страны.

Таким образом, борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма является ключевым инструментом для поддержания работоспособности и стабильности финансового сектора.

Существуют социальные ожидания, что аудиторы должны играть эффективную роль в сокращении преступности.  Новые стандарты требуют от аудиторов особый подход, а именно то что аудиторы должны противостоять существующим финансовым преступлениям и бороться с ними.  Данная статья раскрывает виды финансовых преступлений и обозначает роль аудитора в борьбе против финансовых преступлений.

Ключевые слова: финансовые преступления ; отмывание денег; финансирование терроризма; мошенничество.

 

1.                     Понятие и сущность финансовых преступлений

Со словом "преступность" во все времена связывали покушение на безопасность и благополучие, спокойствие и стабильность человека и общества. Однако с появлением и разрастанием транснациональных и организованных форм уголовной преступности, терроризма, международного терроризма преступность стала угрожать не только общественной безопасности, но и национальной (государственной) безопасности, а также международной безопасности.[1] И из этих преступлений , Финансовые преступления которые становятся все более изощренными, в то время как преступники аккумулируют значительные суммы денег, совершая преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, инвестиционным мошенничеством, вымогательством, коррупцией, хищением имущества, уклонением от уплаты налогов и налоговым мошенничеством. Характер финансового преступления означает, что одно деяние может нарушать разные законы. Различные ведомства могут быть вовлечены на разных стадиях борьбы с финансовыми преступлениями, включая предупреждение, выявление, расследование и уголовное преследование преступлений, а также возвращение средств, полученных преступным путем.[2]

Финансовые преступления появились одновременно с деньгами. Суровые наказания за финансовые преступления существовали всегда. Кодекс Хаммурапи, составленный 3700 лет назад, гласит, что нарушивший условия контракта должен быть предан смерти как вор. Эта статья применялась ко всем видам соглашений: от устных договоренностей до фьючерсных контрактов, которые, судя по всему, были широко распространены в Месопотамии. Но её появление не положило конец мошенничеству. [3]

Под финансовым преступлением понимается общественно опасное деяние, посягающее на финансово-экономические отношения, урегулированные нормами финансового права по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств государства, муниципальных органов и экономических субъектов.

Термин "экономические и финансовые преступления" в широком смысле относится к любому ненасильственному преступлению, которое приводит к финансовым потерям. Эти преступления, таким образом, включают в себя широкий спектр незаконной деятельности, в том числе мошенничество, уклонение от уплаты налогов, отмывание денег и т.д. Категорию "экономических преступлений" трудно определить, его точная концептуализация остается проблемой.

Но согласно результатам исследований Б.В.Волженкин в составе   экономических и финансовых преступлений, выделяет следующие группы преступлений в сфере финансов:

  1. Преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности: незаконная банковская деятельность, ст.172; лжепредпринимательство,ст.173 ; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, ст.174.
  2. Преступления против интересов кредиторов: незаконное получение кредита , ст. 176; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности , ст. 177; неправомерные действия при банкротстве , ст. 195.
  3. Преступления, связанные с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции: незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, ст. 183.
  4. Преступления, нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг: злоупотребления при выпуске ценных бумаг(эмиссии) , ст. 185; изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг , ст. 186; изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов , ст. 187.
  5. Преступления против установленного порядка внешнеэкономической деятельности (таможенные преступления): контрабанда , ст. 188; уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, ст. 194.
  6. Преступления против установленного порядка обращения валютных ценностей (валютные преступления): незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга , ст. 191; нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней , ст. 192; невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте , ст. 193.
  7. Преступления против установленного порядка уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (налоговые преступления): уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды ,ст. 198; уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организацией , ст. 199.
  8. Преступления против прав и интересов потребителей: нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм , ст. 181.[4]

Отмывание денег и финансирование терроризма эти основные проблемы, с которыми приходится бороться множеству государств мира


2.                   Отмывание денег

Выражение «отмывание денег» (money laundering) получило широкое распространение в США в 1973 г. в связи с освещением в прессе материалов слушаний по Уотергейтскому скандалу, включая эпизод с отправкой в Мексику 200 тыс. долл. Пожертвований, использованных затем для финансирования незаконных операций в рамках предвыборной кампании Никсона

В начале 1980-х гг. это выражение стало использоваться в судебных процессах, а затем было закреплено в ряде международных актов, включая конвенции ООН. Так, в Венской конвенции ООН. О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. еще не использовался термин «отмывание денег», который в целом отвечает современному пониманию:

1) конверсия или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или в результате участия в правонарушении, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении правонарушения, с тем чтобы он мог уклониться от ответственности за свои действия;

2) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или в результате участия в правонарушении.

Кроме Венской конвенцией что с учетом положений и основных правовой системы к преступлениям может быть также отнесено:

  • приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или в результате участия в правонарушении;
  • участие, причастность или вступление в преступный сговор с целью совершения правонарушения, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при его совершении.[5]

     денег это преступление, которое экономику в целом и социальное, экономическое, и культурное развитие по всему миру. На последних десятилетий сопровождалась ростом и внутригосударственных теневых которому способствует деятельность. Торговля людьми, человеческими и оружием, пособничество миграции, проституция и   все эти приносят колоссальную что не могло не к всплеску спроса на криминальных доходов.

Противодействие денег включает в борьбу с последующим доходов, полученных в совершения преступлений, и дополнительных механизмов выявления этих и наказания лиц, их совершили. [6]

3.                   терроризма

Терроризм в XXI века одной из наиболее и чреватых далеко последствиями глобальных человечества. Но в наше ничто не существует экономики и финансов .

В с п. 1 ст. 2 Международной о борьбе с финансированием 1999 г. преступлением предоставление любым любыми методами, или косвенно, и умышленно, средств осуществление их сбора с чтобы они или при того, что будут использованы, или частично, совершения:

a)                   какого-либо представляющего собой согласно сфере из договоров, перечисленных в к данной Конвенции, и в нем определению;

b)                  любого другого направленного на то, вызвать смерть гражданского лица другого лица, не активного участия в действиях в ситуации конфликта, или ему тяжкое повреждение, когда такого деяния в его характера контекста заключается в чтобы запугать или заставить или международную совершить какое-либо или воздержаться от совершения.

Согласно п. 1 ст. 1 для целей указанной Конвенции понятие «средства» означает активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе в электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, и т.д.

В российское понятие «финансирование введено относительно с принятием Федерального от 27 июля 2006 г. № «О внесении изменений в законодательные акты Федерации в связи с Федерального закона “О Конвенции Совета о предупреждении терроризма” и закона “О противодействии В соответствии с изменениями, в статью 3 Федерального «О противодействии легализации доходов, полученных путем, и финансированию и ст. 205/1 УК под понятием терроризма» понимается или сбор либо оказание услуг с осознанием что они для финансирования подготовки и совершения бы одного из преступлений, ст. 205,205/1, /2, 206, 208, 277, 278, и 360 УК РФ, для обеспечения группы, незаконного формирования или сообщества (преступной созданных или для совершения бы одного из указанных й . [5]

Аудиторы сыграть важную в помощи организациям ответственным за расследование предполагаемых случаев и ПОД/ФТ

Аудитор, проводящий в соответствии с МСА обязан получить уверенность в том, финансовая отчетность в не содержит существенного как вследствие действий, так и ошибки.

Цель а состоит в том,

  • выявить и оценить риски существенного искажения финансовой отчетности вследствие недобросовестных действий;
  • получить достаточное количество надлежащих аудиторских доказательств относительно оцененных рисков существенного искажения вследствие недобросовестных действий путем разработки и проведения соответствующих процедур;
  • надлежащим образом реагировать на недобросовестные действия или на подозрения в недобросовестных действиях, выявленные в ходе аудита.

4. Роль аудиторской профессии в противодействии коррупции, отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (Од/ФТ).

Важными направлениями в работе аудитора становятся специальные рассмотрения в ходе аудита финансовой отчетности, связанные с вероятностью искажения финансовой отчетности результате таких недобросовестных действий как коррупция и ПОД/ФТ.

В настоящее аудиторскими организациями в противодействия коррупции и осуществляются следующие деятельности:

1. Аудит финансовой в соответствии с международными аудита. Аудит отчетности является фактором, снижающим осуществления недобросовестных экономического субъекта, приводят к искажению финансовой отчетности. В аудита финансовой в силу присущих ограничений, а также недобросовестных действий, руководством экономических представляется сложным факты коррупции и незаконных доходов и терроризма.

2. Услуги, предоставляемые группами Форензик. Термином «Форензик» в широком смысле обозначают деятельность по выявлению, анализу и урегулированию ситуаций, когда между сторонами существуют разногласия по финансовым, коммерческим, правовым и другим вопросам, содержащим в себе значительные экономические риски, или когда действия сотрудников или организаций не соответствуют законодательным или иным нормативным актам, принципам и стандартам.

Под данным термином также подразумевают независимое экономическое расследование в отношении топ-менеджеров фирмы, начатое по инициативе владельцев, акционеров или членов наблюдательного совета предприятия. Проводят такое расследование привлеченные внешние специалисты-аудиторы. Первый форензик в России был проведен в 1999 году.

Аудиторскими в области противодействия и ПОД/ФТ успешно в рамках форензик виды услуг:

a)                   создание, и совершенствование политики в ПОД/ФТ;

b)                  проверка клиентов, поставщиков и лиц;

c)                   расследование случаев незаконных доходов и наличия таких в организации;

d)                  противодействие легализации полученных незаконным

e)                   принятому законодательству об денег ,в т.ч.  Федерального Закона «О легализации (отмыванию) полученных преступным и финансированию терроризма»;

Исходя из положений ФСАД 6/2010 в ходе аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Рассмотрению, в частности, подлежит соблюдение аудируемым лицом установленных указанным Федеральным законом или в соответствии с ним требований в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения и представления информации.

Проведение соответствующих аудиторских процедур имеет особое значение при аудите бухгалтерской отчетности организаций, определенных статьей 5 указанного Федерального закона: кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций и лизинговых компаний, организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, др.

Указанные аудиторские процедуры и результаты их осуществления должны быть документально оформлены.

При выявлении фактов несоблюдения аудируемым лицом требований, установленных указанным Федеральным законом, аудитор обязан предпринять меры, предусмотренные данным Федеральным законом, а также ФСАД. В случае, когда законодательство Федерации предусматривает аудитора проверить деятельности аудируемого требованиям определенного правового акта, должен включить в аудита специальные и сообщить информацию об фактах несоблюдения такого акта своих подозрениях государственному органу. информацию в отношении (отмывания) доходов, преступным путем, финансирования терроризма.

Кроме того, ФСАД при планировании, выполнении и результатов аудиторских а также при аудиторского заключения должен рассмотреть существенных искажений отчетности, возникающих в недобросовестных действий. В если аудитор или подозревает действия, то он должен обязан ли он сообщить о или подозрениях внешней по отношению к лицу, в том уполномоченному государственному Например, информацию в легализации (отмывания) полученных преступным или финансирования .[8]

f)                   оценка способности внутреннего контроля противостоять мошенничеству и

g)                  предотвращение и создание предупреждения мошенничества и

h)                  подозрительных контрагентов подозрительной коммерческой

i)                    проверка и совершенствование в области ПОД/ФТ;

j)                    расследование отмывания незаконных и проверка наличия случае в организации;

k)                  управление мошенничества;

l)                    расследование мошенничества с отчетностью.

3. «Профессиональная экспертиза». Отмывание денег и финансирование терроризма зачастую осуществляются с использованием финансовых учреждений, ряда нефинансовых предприятий и профессий. Доступ к таким организациям и лицам позволяет переводить активы в другие финансовые учреждения как внутри страны, так и за ее пределами, обмен валюты и иные преобразования доходов, что значительно затрудняет их отслеживание. В Сорока рекомендациях по борьбе с отмыванием денег ФАТФ предусмотрен ряд мер. В состав процедуры включены:

  1. идентификация клиента и проверка его личности с использованием надежных, полученных из независимых источников и представленных документов, информационных данных;
  2. идентификация бенефициарного собственника и принятие таких разумных мер по проверке его личности, которые позволят финансовому учреждению считать, что ему известно, кем он является. Для юридических лиц процедура должна включать также принятие финансовыми учреждениями разумных мер по выяснению происхождения средств своего клиента;
  3. получение информации о цели и предполагаемом характере деловых отношений с клиентом;
  4. проведение на постоянной основе проверок деловых отношений клиента и тщательного изучения его операций, осуществляемых в ходе таких отношений с целью подтверждения сведений о клиенте, его контрагентах и характере риска.

Процедура «профессиональная экспертиза» является одной из ключевых, предусмотренных в Руководстве по применению подхода, основанного на оценке риска для бухгалтеров, принятого ФАТФ в 2008 году. Данное руководство должно использоваться, в частности, аудиторами при оказании аудиторских услуг с целью определения областей, в которых имеются риски отмывания незаконных доходов и финансирования терроризма и разработки соответствующих процедур реагирования на оцененные уровни таких рисков. Руководством предполагается, что аудиторские организации должны принять в составе правил и процедур» контроля качества аудиторских услуг комплекс мер сдерживания (соответствующие меры надлежащей проверки клиентов), выявления (мониторинг и направление сообщений о подозрительных операциях) и учета (содействия в проведении расследований). [7]

Заключение

Финансовые преступления, к которым можно отнести коррупцию, отмывание денег, финансирование терроризма, налоговые, иные финансовые преступления, представляют реальную угрозу экономической безопасности государства. Соответственно, аудит должен стоять на защите интересов общества, обеспечивая лиц, принимающих решения на основании данных бухгалтерской финансовой отчетности, качественной и надежной информацией о степени достоверности отчетности, представленной в аудиторском заключении.

Аудиторы с их могут обнаружить преступлении.

 



Список литературы:

  1. Егоров С.А. Международное право: учебник. Отв. ред. 2014 г. 622 с.
  2. Эффективное межведомственное сотрудничество в БОРЬБЕ с налоговыми и иными финансовыми преступлениями – ОЭСР, 2012
  3. История финансовых преступлений, http://gold.ru/news/
  4. Ю. В. Трунцевский, О. Ш. Петросян, Экономические и финансовые преступления: -Москва ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015.-310с
  5. В.А. Зубков, С.К. Осипов, Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, 2007
  6. Пьер-Лоран Шатен и др., Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма: Практическое руководство для банковских специалистов , 2011.-316с.
  7. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю., Контроль качества аудиторской деятельности , 2015.-С.703
  8. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год, Приложение к письму Минфина России от 29 января 2014 г. N 07-04 18/01


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: