» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Кожухова Евгения Владимировна, магистрант кафедры истории и теории государства и права
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Контрактная система государственных закупок для обеспечения медицинских учреждений

Статья просмотрена: 270 раз
Дата публикации: 21.03.2018

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Кожухова Евгения Владимировна

магистрант кафедры истории и теории государства и права,

ФГБОУ ВПО "ХГУ им. Н.Ф. Катанова, Республика Хакасия

 

Аннотация. В статье рассматриваются принципы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд медицинских учреждений, анализируется их законодательное толкование, выявлена некоторая несогласованность принципов, которая может привести к некоторым проблемам правоприменения.

Ключевые слова: контрактная система, закупки, закон, государственный заказ, планирование.

 

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что здоровье населения  является одним из главных факторов благополучия государства и важным  приоритетом в национальной политике. Организации здравоохранения в Российской Федерации функционируют, преимущественно,  в форме государственных (муниципальных) учреждений и государство является источником финансирования  как здравоохранения в целом, так и контрактной системы закупок для обеспечения  медицинских учреждений. Между тем, деятельность по осуществлению указанных закупок является достаточно сложной; имеются и неоднозначные подходы к реализации правовых норм.

Государственная закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий регулируется по правилам, установленным Федеральным законом от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2].

В соответствии с п. 1  ст. 3 Федерального закона, контрактная система представляет собой  совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе, с использованием единой информационной системы, действий, направленных на обеспечение государственных и  муниципальных нужд, в соответствии с законодательством России и иными нормативными правовыми актами.

В приведенном определении отсутствует описание природы и признаков контрактной системы и уделено основное внимание ее структуре, что является несомненным упущением.

Думается, что понятие контрактной системы целесообразно  выразить через ключевой термин «система», которой признается  ряд элементов, находящихся между собой во взаимодействии,  взаимосвязи, единстве и образующие определенную целостность. С этой позиции контрактная  система является одним из видов системы вообще и  включает в себя ее основные признаки.

Среди авторов нет единства мнений по вопросу о том, сколько элементов входит в состав контрактной системы. По утверждению С.С. Матевосяна ими являются: участники контрактной системы и их действия [5 С.8].

А.Н. Борисов и Т.Н. Трефилова дополнительно упоминают еще и   указание законодателя о единой информационной системе как основы информационного обеспечения контрактной системы в области закупок [3, с.12].

Необходимо отметить, что данная информационная система не является обязательным признаком контрактной системы, поскольку законодатель указывает в п.1 ст. 3 ФЗ на ее использование «в том числе», то есть, альтернативно.

В этой части, следует согласиться  с Е.П. Чорновол, который считает приведенные концепции несовершенными, в особенности мнение А.Н. Борисова и Т.Н. Трефиловой,  по той причине, что отсутствие информационного обеспечения отнюдь не прекращает существования самой контрактной системы. [8, с.43].

А.А. Храмкин полагает, что контрактная система  связана с совокупностью мер правового, экономического, организационного характера, которые направлены на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах [7, с.15].

Это определение является неточным, так как контрактная система, в своей сущности, представляет собой  именно «совокупность мер», а не связь с ними.

Формирование контрактной системы закупок  для обеспечения медицинских учреждений явилось существенным этапом экономического развития Российской Федерации. Одной из важных новелл Федерального закона от 05.04. 2013 г. № 44-ФЗ является  предоставление органам государственной власти субъектов Федерации и муниципальным образований полномочий по управлению публичными закупками и наделение их возможностями правотворчества. В связи с этим созданы предпосылки для адаптации  системы закупок под местные региональные условия.

Вместе с тем, в системе  государственных закупок   указанной сферы сохраняются дестабилизирующие процессы, которые требуют совершенствования правового регулирования.

Так,  одной из проблем является то обстоятельство, что отсутствует четко отлаженная система контроля за расходованием  финансовых средств, выделяемых для государственных закупок: они фиксируются в расходных статьях  отдельных ведомств,  целевых  федеральных программах, показателях социальных расходов бюджета.

Контрольные обязанности возложены на Федеральное казначейство и Федеральную антимонопольную службу,  однако, отсутствует  специализированный государственный орган, в компетенцию которого входило бы осуществление контрольных функций за расходованием денежных средств на госзакупки, в масштабе всего государства,  в том числе, для обеспечения медицинских учреждений.

О снижении государственного контроля  в данной области свидетельствуют и многочисленные  нарушения, допускаемые в процессе государственных закупок.

А. Павелин утверждает, что на стадии планирования закупок для обеспечения медицинских учреждений встречаются следующие виды нарушений:

-           несоблюдение порядка утверждения и ведения плана закупок, порядка его размещения в режиме открытого доступа;

-           аналогичные нарушения плана-графика закупок;

-           несоблюдение сроков внесения дополнений в указанные графики, в случаях,  когда изменились потребности в товарах, работах и услугах.

Довольно распространенными являются факты проведения закупок свыше лимитов, установленных бюджетных обязательств, либо при их отсутствии, что противоречит ч.3 ст. 219 БК РФ.

Не вполне оправданной является инициатива  некоторых субъектов Российской Федерации относительно передачи обязанностей  по проведению конкурентных процедур закупок от  ряда крупных организаций Министерствам здравоохранения субъектов Федерации, в результате чего, последние  оказываются перегруженными дополнительными функциями, с существенным напряжением кадровых и  организационных ресурсов.

Подводя итоги, необходимо указать, что совершенствование правовых норм системы государственных закупок для обеспечения медицинских учреждений должно производиться, прежде всего, за счет укрепления организационного начала: уточнения базовой терминологии, упорядочения государственного контроля за расходованием финансовых средств. На наш взгляд, было бы своевременным принятие и особых антикоррупционных стандартов в данной сфере.



Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ: в ред. от 28 марта 2017 № 48-ФЗ // Рос.газ.- 1998.-12 августа.
  2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ: в ред. от 07 июня 2017 № 108-ФЗ // Рос.газ.- 2013.- 12 апреля.
  3. Борисов, А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова.- М.: Деловой двор, 2015.- 764 с.
  4. Гасаналиева, А.Ш. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд / А.Ш. Гасаналиева // Молодой ученый.- 2016.- № 2.- С. 671-673.
  5. Матевосян, С.С. Принцип эффективности при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд / С.С. Матевосян // Финансовое право.- 2013.- № 8.- С. 8-11.
  6. Павелин, А. Обзор законодательства о контрактной системе / А. Павелин // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение.- 2015.- № 12.- С. 6-16.
  7. Храмкин, А.А. Перспективы развития контрактной системы закупок / А.А. Храмкин // Учет в бюджетных учреждениях.- 2011.- № 12.- С. 14-18.
  8. Чорновол Е.П. Понятие контрактной системы России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Е.П. Чорновол // Право и экономика.- 2015.- № 4.- С. 42-46.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: