» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Хворостяной Константин Алексеевич, Бакалавр
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Качество управления дебиторской задолженностью

Статья просмотрена: 181 раз
Дата публикации: 23.03.2018

УДК 65.3977

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Хворостяной Константин Алексеевич

бакалавр, ФГУП «Синергия», г. Москва

 

Аннотация. Цель данной статьи - проанализировать систему показателей, характеризующих качество управления дебиторской задолженностью организации. В статье акцент сделан на показателях цены инвестиций в дебиторскую задолженность, реальной стоимости дебиторской задолженности, соотношению дебиторской и кредиторской задолженности.

Ключевые слова: Кредитная политика; дебиторская задолженность; кредиторская задолженность.

 

Одной из самых явно выраженных проблем коммерческих организаций в современной экономической системе является качество управления дебиторской задолженностью. Происходит это по нескольким причинам:

-           переход к качество-ориентированному менеджменту, от стоимостного к ценностному механизму управления, при котором особое значение приобретают ценностные показатели, такие как управление дебиторской задолженностью;

-           недостаточно проработанная система качества управления дебиторской задолженностью со стороны предприятия.

Эти причины обусловили выбор темы исследования.

Управление дебиторской задолженностью всегда было достаточно актуальной финансовой задачей организаций, так как погашение дебиторской задолженности означает рост выручки от реализац-ии продукции, работ и услуг, рост чистой прибыли, более быстрая оборачиваемость активов. В профессиональной экономической литературе довольно детально исследованы стадии и методы управления дебиторской задолженностью,  однако  значительно меньше внимания уделяется качеству управления этой самой задолженностью.

Показателей качества управления дебиторской задолженностью существует очень много, поэтому стоит воспринимать их как некую систему. Основным показателем качества управления является наличие кредитной политики  у предприятия, одной из составляющих которой является  базовая концепция по  управлению коммерческим кредитом, выданным клиентам. Основной задачей кредитной политики является оптимизация процессов по взаимодействию с клиентами и увеличению их платежеспособности для максимизации  выручки от продаж и прибыли организации. Важнейшим показателем качества управления дебиторской задолженностью является фиксированное описание всех основных элементов кредитной политики: расчета сроков поступлений денежных средств, стандартов финансового благосостояния покупателей, создание платежного календаря, предоставления скидок клиентам в определенных условиях. Кредитная политика предприятия должна быть олицетворением ее стратегических и финансовых задач. Документом, который будет содержать в себе все выше описанное, является утвержденное руководителем организации Положения об управлении дебиторской задолженностью организации или Регламента  управления этой задолженностью.

Несмотря на это, лишь наличие кредитной политики как таковой не гарантирует высокого уровня качества управления дебиторской задолженностью. На предприятии  должны быть соответствующие службы или должностные лица по управлению задолженностью с четко поставленными должностными обязанностями и функциями. Базовый спектр обязанностей этих служб - проведение качественного анализа дебиторской и кредиторской задолженностей компании; планирование и прогнозирование этих видов задолженностей; постоянный контроль финансового состояния дебиторов и кредиторов; организация работы по заключению договоров с обязательным включением в содержание пунктов с  различными формами рефинансирования дебиторской задолженности, различных форм наказаний за несвоевременную оплату товаров или услуг; порядок претензионной работы, включая арбитражный судебный процесс; процедура банкротства дебитора.

При проведении анализа очень важным является акцент на показателях качества управления дебиторской задолженностью, таких как:

-           снижение уровня дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов;

-           уровень качественных изменений в составе дебиторской задолженности (пропорциональное изменение между долгосрочной и краткосрочной дебиторской  задолженностью, в общей структуре сроков);

-           преобладание уровня дебиторской задолженности возникшей менее 10 банковский дней назад;

-           снижение доли «мертвых» сумм, которые вероятно не будут оплачены;

-           деление покупателей на группы в соответствии со сроками погашения дебиторской   задолженности: I группа – незначительные задержки платежа (менее 10 банковских дней); II группа – более значительные задержки платежа (от 10 до 30 банковских дней); III группа – неприемлемые задержки платежа ( от 30 до 90 банковских дней); IV группа – зона риска (более 90 банковских дней);

-           отсутствие списания суммы неплатежа на убытки по истечении срока исковой давности ( 3 года );

-           создание резерва возможных к неуплате сумм, который даст компании источники покрытия потенциальных потерь от невозврата дебиторской задолженности;

-           увеличение скорости оборачиваемости дебиторской задолженности: уменьшение длительности одного оборота в днях.

Одним из главных показателей качества управления дебиторской задолженностью является ее соотношение с кредиторской задолженности. Этот показатель можно отследить открыв оборотно-сальдовую ведомость по контрагентам за определенный период. Превышение кредиторской задолженности говорит о невозможности предприятия финансировать свой операционный цикл, следовательно уровень дебиторской задолженности должен находится на более низком уровне. Всегда стоит акцентировать внимание на сроках отсрочки платежа в каждом индивидуальном случае, а именно на ответственности покупателей за просрочку платежа. Более льготные условия стоит рассматривать для тех покупателей, объем платежей которых не повредит объему оборотных активов предприятия на временном интервале одного месяца, и менее гибкие условия для тех клиентов, которые еще не подтвердили свои объемы покупок. Ключевым качественным показателем является ускоренная оборачиваемость дебиторской задолженности по сравнению с кредиторской, потому что разница в оборачиваемости дает частичное восполнение недостатка собственных оборотных средств.

Отслеживание дебиторской и кредиторской задолженности должно происходить не только по общей сумме в рамках периода, а так же, например, авансовые платежи. Размер выплаченных авансов не должен превышать размер  поступивших авансов.

Качество управления дебиторской задолженностью определяется ранжированием клиентов по группам риска неоплаты или несвоевременной оплате задолженности. К критериям распределения покупателей к группам риска относятся: финансовая стабильность; объем выручки от продаж по данному клиенту; стратегическая важность данного клиента для компании. Главным инструментом оценки кредитной истории покупателя является финансовый скорринг, который активно применяется в банковской сфере. При использовании этого инструмента определяются показатели для оценки финансовой стабильности клиента, при этом каждому такому показателю присваивается уникальный коэффициент. Результаты скорринга относят потенциального клиента к определенной группе риска.  Как правило этих групп выделяют 4:

1)         Ключевые партнеры,  имеющие огромное значение для организации. Для клиентов этой группы условия расчетов утверждаются в зависимости от предложенных ими условий.

2)         Партнеры с высоким уровнем платежеспособности, с хорошей рыночной репутацией.

3)         Партнеры, к которым необходим особый подход. Им отсрочка предоставляется в ограниченных размерах с дополнительными условиями, с прописанными в договоре штрафными санкциями, и строгое их соблюдение.

4)         Партнеры, с которыми работа строится исключительно по предоплате или частичной предоплате – клиенты с плохим финансовым состоянием, с минимальной долей объема продаж в общем объеме выручки организации.

Для 1 и 2 групп риска может быть установлено оптимальное количество дней отсрочки платежа, которое также является качественным показателем при оценке управления дебиторской задолженностью. Размер оптимальной величины коммерческого кредита можно рассчитать по формуле:

ЦКК = ВР   - ВР = ВР - 1],где

ЦКК – цена коммерческого кредита,

ВР – выручка от продаж при данном уровне коммерческого кредита;

 0,02 – месячная  стоимость коммерческого кредита;

n – количество месяцев, на которое предоставлен данный коммерческий кредит.

Стоимость инвестиций в отсрочку платежа может быть рассчитана по следующим факторам:

1)         вероятные издержки от инфляции за период, равный сроку отсрочки платежа;

2)         альтернативные издержки в виде потери доходов от инвестирования суммы денежных средств, равной величине коммерческого кредита, в государственные ценные бумаги.

Потери от инфляции можно рассчитать по формуле:

Yинфл.     = , где

Jинфл. – месячный темп инфляции в долях единицы;

n – число месяцев, на которое предоставлена отсрочка оплаты товаров, работ, услуг;

Yинфл. – потери от инфляции в процентах в годовом исчислении.

Возможные доходы от вложения денежных средств в государственные ценные бумаги (Yдох. в процентах, в годовом исчислении) можно рассчитать по формуле:

Yдох. = Д год/б/12 х n, где

Д год/б –годовая доходность государственных ценных бумаг в процентах.

Yобщ. = Yинфл. + Yдох.

Общая сумма потерь и есть та самая цена инвестиций в дебиторскую задолженность.

Зная цену вложений в дебиторскую задолженность, можно рассчитать возможный процент скидок за оплату товаров в более ранние сроки. Размер скидок должен быть меньше общей суммы инвестиций в дебиторскую задолженность. Также имеет место быть расчет величины скидок за предоплату товаров или услуг.

Показателем качества управления дебиторской задолженностью служит также соотношение реальной и балансовой ее стоимости, которое приобретает особую важность в условиях инфляции, последствием которой является обесценение коммерческого кредита. Для определения реальной стоимости дебиторской задолженности используется дисконтирование денежных потоков, в качестве которых выступают возвращаемые покупателями суммы коммерческого кредита. В качестве ставки дисконтирования может использоваться минимальная норма доходности при альтернативных вложениях капитала. При этом обязательно должна учитываться вероятность погашения дебиторской задолженности в прогнозируемые сроки. Реальная стоимость дебиторской задолженности может быть определена по формуле:

PV = p*FV*, где

PV – реальная стоимость дебиторской задолженности;

FV – будущая стоимость дебиторской задолженности, равная ее балансовой стоимости;

р – вероятность погашения дебиторской задолженности в прогнозируемые сроки;

t– ожидаемый период погашения дебиторской задолженности;

e-constanta = 2,718282

i – ставка дисконтирования

Чем меньше разрыв между реальной и балансовой стоимостью дебиторской задолженностью, тем выше качество управления последней.

Подводя итоги можно сказать, что система показателей качества управления дебиторской задолженностью включает в себя множество показателей. Применение этой системы на практике в бизнесе позволит оптимизировать размеры дебиторской задолженности, стимулировать рост выручки от продаж и прибыли компании.

 



Список литературы:

  1. Колпакова Г.М. Управление дебиторской задолженностью. – Учебное пособие. – М.: МГИЭТ, 2000.
  2. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение и кредит. – Учебник. – М.: Юрайт, 2015.
  3. Колпакова Г.М. Как управлять дебиторской задолженностью . – Практическое пособие для бухгалтеров и руководителей. – М.: Современная экономика и право, 2000.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: