» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Комбатова Юлия Сергеевна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности классификационных умений у старших дошкольников.

Статья просмотрена: 280 раз
Дата публикации: 21.03.2018

ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Комбатова Юлия Сергеевна

студент, ПИ ИГУ, г.Иркутск

 

Аннотация. В данной работе мы рассмотрим особенности развития и становления классификационных умений у старших дошкольников, а также важность этих умений для дальнейшей учебной деятельности. Рассмотрим, что такое ТРИЗ-педагогика и чем она занимается и почему она имеет особое значение для изучения нашей темы.

Ключевые слова: классификационные умения, развитие дошкольников, интеллектуальное развитие, ТРИЗ-педагогика, развитие, особенности развития.

 

Актуальность: Изучение классификационных умений у детей дошкольного возраста все больше приобретает актуальность в наше время. В дошкольном возрасте закладывается базис общего развития ребенка, на котором в дальнейшем основывается его развитие и приобретение навыков и умений, а позже и усвоение ребенком различных видов деятельности. Развитие мышления ребенка прямо пропорционально связано с его психическим развитием, с его интересами и чувствами, которые составляют духовный облик ребенка.  Развитие гармоничной личности – это процесс увеличения объема и содержания знаний ребенка, это повышение уровня его познавательных процессов, побуждение его к самостоятельному творческому познанию.

Дошкольное воспитание и раннее развитие – это две важнейшие  отрасли педагогической деятельности. В дошкольном возрасте формируется фундамент способностей человека, основные качества его характера, складываются главные черты человеческой личности. В настоящее время является неоспоримым фактом необходимость раннего развития ребенка.

По мнению многих исследователей (Л.Н. Винокуров, Е.В Новикова и др.) в силу различных причин, дети, имеющие проблемы в развитии, оказываются неспособными быстро и безболезненно усвоить систему школьных требований, включиться в учебный процесс.

Что же понимается непосредственно под классификационными умениями?

В традиционной дидактике под обучением детей классификационным умениям понимается объяснение ребенку принадлежности какого-либо объекта или предмета к определенной классификации.  Например, брюки – это одежда, а пароход – это вид транспортного средства. Для  овладения классификационными навыками ребенку необходимо, сначала, развить мыслительную деятельность, воображение, а также познавательную активность.

Развитие науки и появление новых объектов, созданных человечеством, ведут к тому, что  не все укладывается в традиционные классификационные структуры, поэтому ребенку трудно самому структурировать окружающий мир.

В соответствии с ФГОС ДО, интеллектуальное развитие детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Одной из важнейших составных частей развития интеллекта ребенка является способность классифицировать и группировать все предметы согласно их принадлежности к определенному признаку. Для достижения  цели развития интеллекта ребенка, необходимо развивать такие качества детей, как любознательность, активность, а также познавательный интерес.     

Познавательный интерес начинает закладываться у ребенка тогда, когда он начинает испытывать положительные эмоции от самого процесса познания окружающего мира. В связи с этим необходимо обеспечивать развитие эмоциональной отзывчивости ребенка.

Старший дошкольный возраст является периодом подъема познавательной активности ребенка, а также перехода от простого интереса непосредственно к любознательности. Данный переход не может произойти сам собой, а только при определенных условиях, которые необходимо создать педагогу или родителю.

Для развития познавательной активности ребенка нужно усвоение им общественного сенсорного опыта и овладение способами изучения предметов и их свойств.

Основное место в развитии восприятия у дошкольников занимает речь. Таким образом, обогащение речи ребенка является главным фактором развития осмысленного восприятия.

Чем больше развиты любознательность и познавательные интересы, тем шире дети используют мышление для познания окружающего мира. Это мышление находится уже за рамками задач практической деятельности.

Кроме того, важное условие развития ребенка – это формирование его воображения, которое составляет основу формирования личности вместе с познавательностью.

Ребенок старшего дошкольного возраста в воображении уже в состоянии моделировать разные ситуации. Воображение формируется в игре и переходит в другие виды деятельности. Способ выйти за пределы личного опыта - неустанная работа воображения - также важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира.

Серьезную роль в психической деятельности ребенка играет внимание. Так, дошкольник, который занят какой-то игрой, может продолжать свое занятие достаточно долгое время, при условии, что данная игра является для него интересной и продуктивной. Но здесь важно выделить то, что это связано не только с интересом к занятию.

Наилучшим образом запоминается то, что вызывает интерес и имеет ценность для ребенка. Взрослому, развивая интерес к познавательной деятельности у ребенка, необходимо обогащать также его непроизвольную память. Превосходным инструментом здесь является радость открытия, некое удивление, а также увлечение, которое подкрепляет интерес к какому-либо объекту познания, к определенной деятельности и, которое,  повышает эффективность собственно непроизвольного запоминания. Развитие памяти обеспечивается участием ребенка в разнообразной детской деятельности, невозможной без участия памяти, так как память не может быть изолирована от психической деятельности в целом.

Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению, познавательная активность носит (поисковый характер). Под его влиянием у ребенка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.

При этом поисковая деятельность дошкольника совершается  увлеченным ребенком, он испытывает не только эмоциональный подъем, но и радость от удачи. Познавательная активность ребенка оказывает положительное влияние на процесс и на результат его деятельности, она приводит в активацию психические процессы дошкольника – его мышление, воображение, внимание, память, которые приобретают целенаправленность и активность, находясь под влиянием познавательного интереса ребенка. 

Под интересом понимается форма проявления познавательной способности, которая обеспечивает направленность ребенка на определенную цель и стимулирует его узнавать новые факты, глубже изучать какое-то явление или какой-то объект действительности.

Субъективное отражение интереса – это положительное эмоциональное отношение к процессу познания, особое внимание к объекту интереса. Дошкольнику необходимо удовлетворять интерес - он может задавать себе новые вопросы, в результате чего у него возникает интерес в определенном направлении его познавательной деятельности. 

Таким образом, развитие ребенка в дошкольном возрасте является наиболее важным процессом для становления классификационных умений, так как в этот период происходит формирование и становление его как личности.

В настоящее время существует определенный вид педагогики, который занимается непосредственно развитием классификационных умений у дошкольников – ТРИЗ педагогика. Основной целью такого вида педагогики является формирование сильного мышления у ребенка, воспитание творческой личности, а также подготовка ребенка к решению сложнейших задач в различных областях.

 Основная задача, которую ТРИЗ-педагогика ставит перед собой – это формирование умения у детей самостоятельно классифицировать предметы по определенным основаниям согласно решаемой задаче.

Главным механизмом формирования такого умения являются мыслительные операции дихотомии, при которых ребенок самостоятельно группирует какие – либо предметы по определенному признаку, устанавливает родовидовые отношения и постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возраста уровне. Мыслительный процесс дихотомического плана предполагает отсечение как можно большего количества неактуальной в данный момент информации.

Для реализации поставленных задач необходимы следующие условия:

1.                  Организовывать, пополнять и постоянно обновлять картотеку предметных картинок для самостоятельного рассматривания детьми.

2.                   Обсуждать с детьми классификационную принадлежность объекта, изображенного на картинке. Например, стул – рукотворный мир. Человек его делает руками, для того что бы сидеть на нём. Стул - это мебель. Ворона – это природный мир. Она сама растёт, кушает, летает. Ворона – птица.

А также, можно выделить этапы формирования любого умственного действия, в том числе и операции классификации:

1)         Возникновение ориентационной основы действия;

2)         Осуществление действия в практической форме;

3)         Осуществление действия в плане громкой речи;

4)         Свертывание громкоречевого действия;

 5)        Действие автоматизируется и осуществляется во внутреннем плане.

Таким образом, развитие классификационных умений у ребенка подразумевает и идет параллельно с развитием интеллектуальным, социальным, сенсомоторным, а также с развитие моторики, как крупной, так и мелкой.

Можно сделать вывод о том, что дошкольное воспитание и раннее развитие – важная отрасль педагогической деятельности. В дошкольном детстве формируется фундамент способностей человека, основные качества его характера, складываются главные черты человеческой личности. В связи с этим, изучение способов развития ребенка дошкольного возраста находится на пике популярности. В наше время все больше родителей задумывается о раннем развитии своего ребенка, прибегая к различным методикам дома или же отдавая детей в различные кружки развития в возрасте от 1 года. Такая спешка является достаточно популярной в наше время. Каждый родитель в праве выбирать сам в каком возрасте необходимо начинать развитие своего ребенка, но неизменным является одно – необходимо развивать ребенка в старшем дошкольном возрасте и чем раньше начнется комплексное развитие ребенка, тем легче ему будет в подготовительной группе дошкольного обучения и в 1 классе в том числе. 

К поступлению в школу, как правило, развитие ребенка должно находиться на достаточно высоком уровне. Обучение в начальной школе подразумевает, что на момент поступления школу у ребенка уже сформирован определенный багаж знаний и в первую очередь развиты классификационные умения.

 



Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – Спб. : Союз, 2007. – 370 с.
  2. Омельченко, Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л. В. Омельченко. // Логопед. 2008. № 4. С. 102 -115.
  3. Подьяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Подъяков. - М. : Педагогика, 2007. – 360 с.
  4. Сидорчук, Т. А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков. Технология ТРИЗ [Текст] Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх. – М. : АРКТИ, 2015. – 76 с.
  5. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 16-21.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: