» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Давыдик Лариса Ивановна,Широких Валентина Ивановна, воспитатель,воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Патриотическое воспитание, как важнейшее условие в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности юных футболистов

Статья просмотрена: 656 раз
Дата публикации: 29.03.2018

УДК 37.035.6

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО  БОГАТОЙ, ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ    ФУТБОЛИСТОВ

Давыдик Лариса Ивановна

Широких Валентина  Ивановна

воспитатель

ОГАОУ «Академия футбола « Энергомаш», гебекино

 

Для граждан России особенно важны

моральные устои.

Именно они составляют стержень

Патриотизма, без этого России

Пришлось бы забыть и о национальном

суверенитете.

В.В.Путин

 

Аннотация. В данной статье показывается практическая значимость в воспитании подрастающего поколения, которая   заключается в разработке конкретных направлений деятельности, внедрения адаптированных программ, различных форм и методов работы с целью формирования гражданственности и патриотизма у воспитанников

Ключевые слова: личность, патриотизм ,спорт  ,родители ,    воспитание

 

Вследствие значительных изменений в российском обществе актуальные интересы личности, государства требуют, чтобы сегодня приоритет отдавался воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о необходимости школе взять на свои плечи еще один груз забот – стать центром активизации жизни местного сообщества, центром для ближайшего окружения, поднять культуру не только в своих стенах, но и через своих воспитанников  нести ее в социум

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [1]

«В силу своей специфики  спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно-патриотическое.» [2] «Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество - все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости» [3].  Патриотическое воспитание ведется дифференцированно, с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Патриотизм не даётся сразу, он формируется постепенно, по мере развития и формирования человека как личности. Содержание и формы патриотического воспитания осуществляются путем системной деятельности:

·                    Образовательной – содержит идеи,  теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические и другие  особенности каждой семьи, родного края, Отечества в целом.

·                    Ценностной – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, культуры народов России, на её  изучение, сохранение.

·                    Деятельностной – способствует становлению культуроообразного поведения с учетом особенностей семьи, многонационального государства,  в единстве разнообразных видов деятельности.

·                    Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента

Особенно важна эта проблема в детском спорте, так как именно в этом возрасте, на раннем этапе спортивной подготовки происходит интенсивное формирование личности спортсмена - идет процесс накопления опыта поведения  человека. Сегодня спорт молодеет,  юные воспитанники академии  познают науку побеждать. Побеждать собственное «не могу и не хочу», физические нагрузки, уважать свой труд и труд партнера, тренера, педагога. Каждодневные тренировки, товарищеские матчи, соревнования, турниры формируют у занимающихся волю, характер, настойчивость в достижении цели, «Природа, родители, родственники». Родина, народ — не случайно однокоренные слова.  Это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения». [4]

Во внеурочное время воспитатели, используя беседы, формируют  у воспитанников  самые общие представления о семье как важнейшей жизненной ценности. Конкурс сочинений «Моя семья в истории моей страны», «О чем говорят фотографии». «Наши родители и выпускники на службе Отечеству»

На традиционных мероприятиях  «День матери», «День защитника Отечества» «Один день в армии», День призывника»,  «Вперед ,мальчишки»  присутствуют родители и принимают самое  активное участие. Основной задачей стоит развивать чувство благодарности, духовного сближения родителей  и ребенка, желание творить добро, сплочения взрослого и детского коллектива, Бережное, заботливое отношение к старшему поколению россиян, смелость и настойчивость в достижении цели, устойчивость к негативным факторам, любовь к России - стране, где они родились и растут. [5]

Развивается неподдельный интерес  при организации совместно с детьми в шефской  работы   над ветеранами Великой Отечественной войны, сборе  интересного материала для выступления на общешкольных мероприятиях  и для посещения краеведческого музея ,  в беседах с воинами-интернационалистами,  с ветеранами  патриотического клуба - центра военно – патриотического воспитания «Тактика», при  встречах с известными людьми Шебекинского  района ,проведение недели Памяти, акций « Георгиевская лента» ,конкурсов патриотической песни . Небольшая школьная библиотека имеет подборку книг с военной тематикой «Тот длинный тайм», «Бессмертный марафон», «Упорство» и другие рассказывающие о бессмертном подвиге воинов-спортсменов. Хорошая форма сотрудничества сложилась у нас с городской фильмотекой, которая неоднократно становилась гостем воспитанников школы с показом и обсуждением фильмов о незабываемом с годами подвиге людей в годы войны ,наших земляков . линейка «День освобождения Шебекино» «Блокадный дневник Тани Савичевой», «Партизанская искра», которые имели большой резонанс у воспитанников школы, не оставив никого равнодушным.

Есть и еще одна хорошая традиция в нашей школе - проведение праздника «Всемирный день футбола» Проходит в форме « визитной карточки» - представления каждой команды. Это  песни и танцы, юмористические сценки и стихи, несущие надежду на российский футбол,  встречи с выпускниками , мастерами спорта, имеющих высокие спортивные результаты на международной арене Хороший патриотический настрой и гордость за своих товарищей дает нам ежегодное проведение праздника «Посвящение футболистов», где в торжественной обстановке принимают в ряды новичков в присутствии всех воспитанников, родителей и гостей. Звучит клятва юных спортсменов. Ребята обещают  с гордостью носить звания «спортсмен школы», защищать ее честь делать все для победы своей команды.

 

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание  занимало  и будет занимать центральное место в  воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать.

 



Список литературы:

  1. Ушинский К.Д «Избранные педагогические сочинения» 1974.т,2
  2. Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
  3. А.С Макаренко « Жемчужины мысли».Цитаты
  4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. 2006г
  5. Осыков Б.И.Родного Белогорья имена: литературно краеведческие рассказы и очерки, хроника жизни и творчества замечательных белгородцев. Белгород: КОНСТАНТА, 2010.276 с


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: