» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Долженко Яна Артуровна, техник
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Применение технологии компьютерного тестирования в процессе изучения дисциплины Прикладная геометрия и инженерная графика

Статья просмотрена: 184 раз
Дата публикации: 31.03.2018

УДК 377

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Долженко Яна Артуровна

техник

Зимина Наталья Геннадьевна

Назарова Ольга Николаевна

кандидат технических наук, доцент

Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева,

г. Ульяновск

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальность и целесообразность применения компьютерного тестирования в качестве средства текущего контроля знаний при изучении дисциплины «Прикладная геометрия и инженерная графика». Описаны основные принципы применения данной технологии. Приведены используемые критерии оценки результатов.

Ключевые слова: тестирование, контроль, средства обучения, INDIGO, критерий оценки.

 

Согласно Закону об образовании РФ высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (глава 8, статья 69) "Об образовании в Российской Федерации"). Очевидно, что для достижения этой цели необходима тщательно продуманная, целостная система организации и подачи учебного материала, а также эффективная и гибкая система контроля уровня знаний, умений и навыков.

В век информационных технологий и научно-технического прогресса объемы информации, которые необходимо усваивать человеку очень быстро увеличиваются. Поэтому, с точки зрения повышения эффективности усвоения учебного материала,  особенно важным становится вопрос правильной организации восприятия. В случае неорганизованного, стихийного восприятия обучающийся надежно усваивает лишь то, что в текущий момент ему интересно, важно для него. Немотивированное, спонтанное восприятие учебного материала влечет за собой несистемное запоминание и, как следствие, его некачественное усвоение. Современные средства обучения и манипуляции, связанные с ними, позволяют изменить  содержание познавательной деятельности учащихся, мотивируют к активной деятельности, активизируют познавательный интерес  и внимание, способствуют прочному усвоению и запоминанию изучаемого материала. Помимо очевидных положительных влияний непосредственно на учебную деятельность, они также являются мощным средством оптимизации контроля уровня знаний обучающихся.

Проверка знаний может быть организована различным образом: выполнение рефератов, контрольных и курсовых работ, устный опрос, участие в семинарах, и т.д.. У всех перечисленных методов диагностики  успеваемости учащихся есть свои недостатки. Так, в ходе проверки знаний большого количества студентов, резко возрастает объем информации, которую преподавателю необходимо подготовить и обработать. Кроме того становится актуальна проблема небеспристрастности и списывания. Очевидно, что это не лучшим образом сказывается на достоверности оценки знаний учащихся и затрудняет объективное оценивание преподавателем качества его профессиональной деятельности. Сегодня существует форма обучения и контроля, позволяющая решить большую часть вышеназванных проблем при диагностике знаний студентов. Это - тестирование. Однозначно, к преимуществу этой технологии можно отнести точность оценивания, независимость и объективность контроля, высокую разрешающую способность, временные затраты на контроль большого количества учащихся  и возможность широкого охвата тестовыми заданиями содержания изучаемого курса. Также важным моментом является обеспечение единых требований к оценке знаний студентов. Кроме того, тестовый контроль  способствует активизации умственной деятельности, логического мышления, развитию интуиции,  предоставляет возможность произвести более глубокий контроль усвоения материала учащимися. Педагогические тесты – современный и доступный инструмент, благодаря которому становится возможным определить уровень обученности студентов и проверить их умение пользоваться знаниями на практике.

В рамках курса «Прикладная геометрия и инженерная графика» считаем наиболее целесообразным применение тестирования в рамках текущего контроля знаний. Это позволяет получать объективную оценку знаний студентов по отдельным изучаемым темам, корректировать содержание дисциплины и своевременно устранять возникающие в знаниях пробелы. Кроме того у студентов развивается учебная мотивация.

Для внедрения компьютерного тестирования в учебный процесс используется лицензионное ПО INDIGO. Система тестирования INDIGO – это профессиональный инструмент автоматизации процесса тестирования и обработки результатов.

Тестирование организуется в учебное время и, как правило, занимает последние 15-20 минут занятия. Содержание тестов соответствует текущей теме, изучаемой в рамках дисциплины, и предоставляет возможность применить полученные знания на практике.

Все подготовленные тесты обладают следующими свойствами:

·                    определенность содержания теста;

·                    непротиворечивость содержания заданий;

·                    обоснованность содержания тестовых заданий [1].

Представлены задания множественного выбора (при этом имеет место рандомизация вариантов ответов),  а также задания на установление соответствия. Тип тестов: закрытый. При прохождении теста не предусмотрен возврат к предыдущим вопросам. По завершении тестирования у студентов имеется возможность проанализировать свою работу, поскольку программное обеспечение в наглядной форме предоставляет информации о правильности ответов на каждый вопрос, а также делает возможным просмотр статистики по тестам:

·                     по баллам за вопросы и группы вопросов;

·                     по шкалам;

·                     по делениям;

·                     по ответам,

что является мощным инструментом для педагога при корректировке и подборе содержания дисциплины.

В качестве критериев оценки результатов прохождения теста используются следующие показатели:

Для тестов, состоящих из 20 вопросов:

·                    18-20 ответов дано правильно – результат «Отлично»;

·                    15-17 ответов дано правильно – результат «Хорошо»;

·                    11-14 ответов дано правильно – результат «Удовлетворительно»;

·                    0-10 ответов дано правильно – результат «Неудовлетворительно».

Для тестов, состоящих из 15 вопросов:

·                    14-15 ответов дано правильно – результат «Отлично»;

·                    12-13 ответов дано правильно – результат «Хорошо»;

·                    10-11 ответов дано правильно – результат «Удовлетворительно»;

·                    0-9 ответов дано правильно – результат «Неудовлетворительно».

 Для тестов, состоящих из 10 вопросов:

·                    9-10 ответов дано правильно – результат «Отлично»;

·                    7-8 ответов дано правильно – результат «Хорошо»;

·                    5-6 ответов дано правильно – результат «Удовлетворительно»;

·                    0-4 ответов дано правильно – результат «Неудовлетворительно»;

Таким образом,  мы считаем целесообразным и продуктивным использование тестов текущего контроля при изучении дисциплины «Прикладная геометрия и инженерная графика», поскольку они развивают интерес к дисциплине, мотивируют на самостоятельную проработку изученного материала в рамках подготовки к систематическому тестированию, воспитывают сознательность и личную ответственность студентов за результаты своей работы, выявляют степень усвояемости содержания дисциплины, что позволяет его своевременно корректировать и устранять возникающие пробелы в знаниях учащихся, а кроме того предоставляет педагогам широкий простор в совершенствовании  спектра  контрольно-измерительных материалов.



Список литературы:

  1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. 3 изд.. доп. М.: Центр тестирования, 2002г. -240 с.
  2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров под ред. Е.С. Полат.- М:, Издательский центр “Академия”, 2003. 272 с.
  3. Сорокина Е. И., Колобова М. О. Тестовая методика контроля знаний у студентов в вузе при изучении дисциплины «основы землеустройства» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 200-202. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4716/ (дата обращения: 16.03.2018)
  4. Чурина К. В., Зимина Е. К. Тестирование как форма контроля результатов обучения // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1214-1217. — URL https://moluch.ru/archive/89/18283/ (дата обращения: 13.03.2018).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: