» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018
Автор: Долженко Яна Артуровна, техник
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Применение технологии компьютерного тестирования в процессе изучения дисциплины Прикладная геометрия и инженерная графика
Дата публикации: 31.03.2018
УДК 377
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО
ТЕСТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ
ГРАФИКА»
Долженко Яна Артуровна
техник
Зимина Наталья Геннадьевна
Назарова Ольга Николаевна
кандидат
технических наук, доцент
Ульяновский
институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева,
г.
Ульяновск
Аннотация.
В
статье рассматривается актуальность и целесообразность применения компьютерного
тестирования в качестве средства текущего контроля знаний при изучении
дисциплины «Прикладная геометрия и инженерная графика». Описаны основные
принципы применения данной технологии. Приведены используемые критерии оценки
результатов.
Ключевые
слова: тестирование, контроль,
средства обучения, INDIGO, критерий оценки.
Согласно Закону об образовании РФ высшее
образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем
основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с
потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в
интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении
образования, научно-педагогической квалификации (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (глава 8,
статья 69) "Об образовании в Российской Федерации"). Очевидно,
что для достижения этой цели необходима тщательно продуманная, целостная
система организации и подачи учебного материала, а также эффективная и гибкая
система контроля уровня знаний, умений и навыков.
В
век информационных технологий и научно-технического прогресса объемы
информации, которые необходимо усваивать человеку очень быстро увеличиваются. Поэтому,
с точки зрения повышения эффективности усвоения учебного материала, особенно важным становится вопрос правильной
организации восприятия. В случае неорганизованного,
стихийного восприятия обучающийся надежно усваивает лишь то, что в текущий
момент ему интересно, важно для него. Немотивированное, спонтанное восприятие
учебного материала влечет за собой несистемное запоминание и, как следствие, его
некачественное усвоение. Современные средства обучения и манипуляции, связанные
с ними, позволяют изменить содержание
познавательной деятельности учащихся, мотивируют к активной деятельности, активизируют
познавательный интерес и внимание, способствуют
прочному усвоению и запоминанию изучаемого материала. Помимо очевидных
положительных влияний непосредственно на учебную деятельность, они также
являются мощным средством оптимизации контроля уровня знаний обучающихся.
Проверка знаний может быть организована различным образом:
выполнение рефератов, контрольных и курсовых работ, устный опрос, участие в
семинарах, и т.д.. У всех перечисленных методов
диагностики успеваемости учащихся есть свои
недостатки. Так, в ходе проверки знаний большого количества студентов, резко
возрастает объем информации, которую преподавателю необходимо подготовить и
обработать. Кроме того становится актуальна проблема небеспристрастности
и списывания. Очевидно, что это не лучшим образом сказывается на
достоверности оценки знаний учащихся и затрудняет объективное оценивание
преподавателем качества его профессиональной деятельности. Сегодня существует
форма обучения и контроля, позволяющая решить большую часть вышеназванных
проблем при диагностике знаний студентов. Это - тестирование. Однозначно, к
преимуществу этой технологии можно отнести точность оценивания, независимость и
объективность контроля, высокую разрешающую способность, временные затраты на
контроль большого количества учащихся
и возможность широкого охвата тестовыми заданиями содержания
изучаемого курса. Также важным моментом является обеспечение единых требований
к оценке знаний студентов. Кроме того, тестовый контроль способствует активизации умственной
деятельности, логического мышления, развитию интуиции, предоставляет возможность
произвести более глубокий контроль усвоения материала учащимися. Педагогические
тесты – современный и доступный инструмент, благодаря которому становится
возможным определить уровень обученности студентов и проверить их умение пользоваться
знаниями на практике.
В рамках курса «Прикладная геометрия и инженерная графика»
считаем наиболее целесообразным применение тестирования в рамках текущего
контроля знаний. Это позволяет получать объективную оценку знаний студентов по
отдельным изучаемым темам, корректировать содержание дисциплины и своевременно
устранять возникающие в знаниях пробелы. Кроме того у студентов развивается
учебная мотивация.
Для внедрения компьютерного тестирования в учебный процесс
используется лицензионное ПО INDIGO. Система тестирования INDIGO – это профессиональный инструмент автоматизации процесса
тестирования и обработки результатов.
Тестирование
организуется в учебное время и, как правило, занимает последние 15-20 минут
занятия. Содержание тестов соответствует текущей теме, изучаемой в рамках
дисциплины, и предоставляет возможность применить полученные знания на
практике.
Все
подготовленные тесты обладают следующими свойствами:
·
определенность содержания
теста;
·
непротиворечивость содержания
заданий;
·
обоснованность содержания
тестовых заданий [1].
Представлены
задания множественного выбора (при этом имеет место рандомизация вариантов
ответов), а также задания на
установление соответствия. Тип тестов: закрытый. При прохождении теста не
предусмотрен возврат к предыдущим вопросам. По завершении тестирования у
студентов имеется возможность проанализировать свою работу, поскольку
программное обеспечение в наглядной форме предоставляет информации о
правильности ответов на каждый вопрос, а также делает возможным
просмотр статистики по тестам:
·
по баллам за вопросы и группы вопросов;
·
по шкалам;
·
по делениям;
·
по ответам,
что является мощным инструментом для педагога при
корректировке и подборе содержания дисциплины.
В
качестве критериев оценки результатов прохождения теста
используются следующие показатели:
Для тестов, состоящих из 20 вопросов:
· 18-20 ответов дано правильно – результат «Отлично»;
· 15-17 ответов дано правильно – результат «Хорошо»;
· 11-14 ответов дано правильно – результат «Удовлетворительно»;
· 0-10 ответов дано правильно – результат «Неудовлетворительно».
Для тестов, состоящих
из 15 вопросов:
· 14-15 ответов дано правильно – результат «Отлично»;
· 12-13 ответов дано правильно – результат «Хорошо»;
· 10-11 ответов дано правильно – результат «Удовлетворительно»;
· 0-9 ответов дано правильно – результат «Неудовлетворительно».
Для тестов, состоящих из 10 вопросов:
· 9-10 ответов дано правильно – результат «Отлично»;
· 7-8 ответов дано правильно – результат «Хорошо»;
· 5-6 ответов дано правильно – результат «Удовлетворительно»;
· 0-4 ответов дано правильно – результат «Неудовлетворительно»;
Таким
образом, мы считаем
целесообразным и продуктивным использование тестов текущего контроля при
изучении дисциплины «Прикладная геометрия и инженерная графика», поскольку они развивают
интерес к дисциплине, мотивируют на самостоятельную проработку изученного
материала в рамках подготовки к систематическому тестированию, воспитывают
сознательность и личную ответственность студентов за результаты своей работы,
выявляют степень усвояемости содержания дисциплины, что позволяет его своевременно
корректировать и устранять возникающие пробелы в знаниях учащихся, а кроме того
предоставляет педагогам широкий простор в совершенствовании спектра
контрольно-измерительных материалов.
Список литературы:
- Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. 3 изд.. доп. М.: Центр тестирования, 2002г. -240 с.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров под ред. Е.С. Полат.- М:, Издательский центр “Академия”, 2003. 272 с.
- Сорокина Е. И., Колобова М. О. Тестовая методика контроля знаний у студентов в вузе при изучении дисциплины «основы землеустройства» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 200-202. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4716/ (дата обращения: 16.03.2018)
- Чурина К. В., Зимина Е. К. Тестирование как форма контроля результатов обучения // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1214-1217. — URL https://moluch.ru/archive/89/18283/ (дата обращения: 13.03.2018).
Комментарии: