» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Лаврик Дарья Ивановна, студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Психологические факторы безопасного микроклимата в студенческой группе

Статья просмотрена: 197 раз
Дата публикации: 30.03.2018

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОГО МИКРОКЛИМАТА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Лаврик Дарья Ивановна

студентка 1 курса

филиал СГПИ «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ессентуки

 

Аннотация. Статья выполнена по проблеме психологической безопасности личности. Она посвящена проблеме формирования безопасного микроклимата в студенческой группе. В ней рассмотрены факторы, влияющие на формирование микроклимата группы.

Ключевые слова: безопасность, студенческая группа, микроклимат, групповая сплоченность.

 

Актуальные на сегодняшний день проблемы безопасности рассматриваются в ряде научных дисциплин (философии, экономике, политологии, юриспруденции, педагогике и др.), но ведущая роль в установлении ее причинно следственных и сущностных аспектов отводится психологии, т.е. науке, изучающей психику и психические явления, которые определяют безопасность на субъектном и групповом уровне [9, 10, 13].

Под психологической безопасностью понимается сложный субъектный феномен, представленный проекцией средовых влияний на психические структуры человека, обеспечивающие целостное переживание им состояния защищенности и не снижающейся во времени способности к развитию в направлении достижения главной для его личности жизненной цели. Психологическим механизмом переживания субъектом безопасности названо сохранение им подконтрольности над действием факторов, значимых для воспроизводства в единстве его защищенности и способности к непрекращающемуся развитию для реализации личностной цели жизни. Обоснованность научных выводов по психологии безопасности базируется на многоаспектности реализованных к актуальному периоду исследований по проблематике, а также на разнообразии привлеченных для этого эмпирических выборок. При всем при этом, наибольший массив исследований по психологическим вопросам безопасности проведен на выборках студенческого возраста.

Исследования психологических особенностей сохранения субъектной безопасности студентами вуза на текущем этапе развития психологии безопасности являются достаточно систематическими. На материале студенческих выборок, в частности, изучены характерные для молодежи нарушения безопасности в рамках, так называемых, суицидальных тенденций [2, 4, 11]. Достаточно детально разработаны вопросы обеспечения студентами своей безопасности в экстремальных ситуациях [1, 5]. Значительное внимание уделено рассмотрению особенностей организации безопасного для студентов образовательного пространства методическими,-педагогическими [12, 15] и социально-психологическими [14] средствами. Особо исследователи рассмотрели темпоральные аспекты безопасности студентов вуза [7, 8]. Для психологического обеспечения безопасности студентов разработана теория и практика сценарного подхода к соответствующей проблематике [3, 6]. Вместе с тем, социально-психологические аспекты безопасности личности все еще не получили исчерпывающего рассмотрения.

Опираясь на научные источники, можно утверждать, что существует большое число социально-психологических факторов, влияющих на создание группового микроклимата. В частности, к внутригрупповым факторам создания безопасного для студенческой группы микроклимата относятся:

-           участие членов группы в совместной деятельности – является основой существования любого коллектива и важнейшим фактором формирования микроклимата группы. На микроклимат группы оказывает влияние ситуации успеха или неуспеха совместной деятельности группы и связанные с ними изменения эмоционального настроя группы;

-           уровень подготовленности группы к совместной деятельности, т.е. наличие у группы прошлого опыта совместной деятельности;

-           индивидуальность группы. Под индивидуальностью группы подразумеваются: особенности возрастного, полового, социального состава группы; социально-психологическое своеобразие коллектива; уровень индивидуальной самооценки каждого из членов группы;

-           внутригрупповая конфликтность. Группы, которые не конфликтуют внутри между собой, обладают большей сплоченностью, что в свою очередь оказывает слияние на формирование благоприятного микроклимата в группе;

-           групповая мотивация. Групповая нацеленность на общее дело будет способствовать установлению дружественных отношений в группе.

В группу внешних факторов создания безопасного микроклимата студенческой группы входят педагогическое влияние (степень согласия группы с руководителем; данный фактор оказывает большое влияние на микроклимат группы на начальных этапах его формирования) и лидерское влияние (степень согласия с лидером при принятии совместного решения).

Уточним, что под микроклиматом группы целесообразно понимать условия, воздействующие на самочувствие, восприятие, развитие, поведение и деятельность человека, находящегося в группе. Прежде всего, имеются в виду психологические факторы, которые используются самими студентами.

Микроклимат группы формируется комплексом факторов: совместимостью членов группы; совместимостью целей; совместимостью поведения; особенностями деятельности; совместимостью социальных ролей, интересов. Важнейшими факторами образования позитивного микроклимата в группе выступает продуктивное общение. Недостаток информации ведет к возникновению слухов, росту напряженности в отношениях между одногруппниками, недоверию, конфликтам. Благоприятный микроклимат характеризуется удовлетворенностью от общения с одногруппниками, преподавателями, обучением, результатами. Такой микроклимат может считаться безопасным. Неблагоприятный микроклимат характеризуется неуверенностью членов группы, высокой напряженностью, неудовлетворенностью обучением, конфликтностью членов группы друг с другом.

В качестве приоритетной предпосылки успешного обеспечения студентами психологической безопасности можно рассматривать формирование в их группе высоких моральных ценностей. Любая группа студентов нуждается в дружелюбной, позитивной атмосфере, т.к. в ней повышается эффективность интериоризации глубоких знаний, комплекса умений и навыков, необходимых в дальнейшем обучении, ведь именно студенческая группа формирует отношение к обучению. Но в настоящее время в группах между студентами часто возникают конфликты. Чтобы студенческая группа выступала сплоченным коллективом, в котором каждый готов прийти друг к другу на помощь, в ней должен установиться безопасный микроклимат.

На процесс формирования микроклимата групп влияют личностные качества отдельных студентов: открытость, инициативность, креативность, коммуникабельность, стиль общения. Индивидуально-личностные признаки обуславливают ролевую и статусную деятельность. Популярность некоторых студентов возрастает, они занимают лидирующие позиции, у других возникают трудности в общении, занимая незначительное положение. К студентам, которые занимают высокий статус, присоединяются другие, в итоге создаются небольшие группы, имеющие свой микроклимат. Студенческая группа, разбитая на небольшие группы, чаще всего не имеет безопасного микроклимата.

Чтобы понять природу микроклимата необходимо учитывать не только то, что влияет на людей, но и сам факт влияния. При исследовании микроклимата внимание необходимо сконцентрировать на факте влияния группы на человека. Иначе говоря, психологический микроклимат включает все в психологии группы, что каким-либо образом влияет на деятельность участников группы.

Для изучения микроклимата в студенческом коллективе имеется ряд социометрических разработок. В группе из 15 человек было предложено три вида теста.

Первый тест (Индекс групповой сплоченности Сищора) направлен на изучение групповой сплоченности, т.е. степени приверженности к группе ее участников, являющаяся важным параметром для создания микроклимата в группе. Анализ распределения оценок, данных студентами уровню развития групповой сплоченности, показал, что высокий уровень обозначен 7 студентами, выше среднего – 2 студентами, средний – 6 студентами, значения ниже среднего и низкого уровня в оценках групповой сплоченности отсутствуют. Среднее арифметическое по группе, таким образом, составило 14,6 балла. В целом, можно сказать, что студенты оценили уровень сплоченности в группе выше среднего.

Исследование по карте субъективных оценок микроклимата показало положительный результат. Изучение оценок студентами микроклимата позволило установить, что оптимальный и негативный микроклимат группы не указан никем, положительный микроклимат указан 4 студентами, ситуативно-положительный микроклимат или неустойчивый с преобладанием положительных характеристик – 10 студентами, ситуативно-отрицательный микроклимат или неустойчивый с преобладанием отрицательных характеристик – 1 студентом. Ответы студентов позволяют определить микроклимат группы как ситуативно-положительный или неустойчивый с преобладанием положительных характеристик и положительный.

Третий тест был на определение благоприятности социально-психологического микроклимата в студенческой группе. Согласно полученным результатам, неблагоприятная оценка микроклимата не дана никем, средняя его оценка дана 3 студентами, благоприятная оценка – 10 студентами, высокая оценка – 2 студентами. Соответственно, можно утверждать, что студенты в основном считают микроклимат группы благоприятным.

Главное в микроклимате любой студенческой группы – это взаимодействие членов группы, влияние различных граней культуры, науки, психологии на участников группы. В зависимости от того, каково будет влияние, таким будет и микроклимат группы. От того, какой микроклимат, благоприятный или неблагоприятный, безопасный или небезопасный, зависит, будет ли заинтересован студент в обучении или нет. Большое число студентов раскрывают свои способности, хорошо овладевают учебной программой в составе группы. Но не только от студентов зависит микроклимат, во многом на группе сказывается влияние института, его преподавателей. Микроклимат группы складывается только благодаря совместным усилиям.

 



Список литературы:

  1. Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «человек» // Известия ТРТУ. 2006. Т. 56. № 1. С. 238-247.
  2. Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия ТРТУ. 2005. Т. 49. № 5. С. 246-257.
  3. Краснянская Т.М. Психологические особенности сценариев безопасности студентов вуза // Education Sciences and Psychology. 2015. № 2 (34). С. 90-95.
  4. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ТРТУ. 2006. Т. 68. № 13. С. 299-305.
  5. Краснянская Т.М. Стратегии организации психологического самообеспечения безопасности субъекта в экстремальной ситуации // Известия ТРТУ. 2005. Т. 49. № 5. С. 207-213.
  6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Возможности сценарного подхода в проектировании психологической безопасности личности // Психолог. 2016. № 4. С. 67-78.
  7. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2012. № 3. С. 221-225.
  8. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 3. С. 231-236.
  9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Проблемно-предметное поле психологического аудита безопасности организации // Прикладная психология и психоанализ. 2011. № 1. С. 2.
  10. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность в системе факторов санаторно-курортного оздоровления // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017. №4. С.26-30.
  11. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Трансформация темпорального пространства субъектной безопасности в условиях суицидального влияния // Education Sciences and Psychology. 2017. №2 (44). С. 73-81.
  12. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Принцип безопасности электронной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения // Информационные технологии и средства обучения. 2017. Т.62. №6. С.203-215.
  13. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности пенсионера в условиях социального выбора // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта ім. Янкі Купалы. Серыя 3: Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. 2018. Т. 8. №1. С. 144-154.
  14. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологические смыслы ритуалов безопасности в образовательном пространстве вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2016. № 4. С.103-109.
  15. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологические сценарии создания безопасной медиасреды вуза // Медиаобразование. 2017. № 4. С. 73-82.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: