» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Байкалова Елена Михайловна, учитель физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Комплексная работа школы по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Статья просмотрена: 172 раз
Дата публикации: 02.04.2018

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Байкалова Елена Михайловна

учитель физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности

МБОУ «Крапивенская ООШ», Белгородская область, Шебекинский район

 

Аннотация. В данной статье рассматривается комплексная работа МБОУ «Крапивенская ОШ» по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся, ее цели и способы их достижения. По мнению автора, формы и методы работы в урочное время,  внеклассная работа, активная работа с родителями позволяет значительно расширить, осознать и углубить полученные учениками знания  на уроках и превратить их в стойкие убеждения в необходимости  здорового и безопасного  образа жизни.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, внеклассные мероприятия, урок, безопасность, учитель.

 

Одной из самых актуальных тем в современном обществе является формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся. К сожалению, настало то самое время, когда надо бить тревогу. Врачи, родители и педагоги выявляют с каждым годом ухудшение здоровья детей и молодежи.  Именно от дошкольных  и школьных учреждений,  в  которых дети проводят большую часть времени, зависит дальнейшее будущее общества и страны в целом. Закон РФ «Об образовании» также возлагает на образовательные учреждения обязанности по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Много времени в образовательных учреждениях уделяется  формированию навыков по основам  безопасности жизнедеятельности обучающихся.

В статье предоставлена информация о работе школы по формированию здорового и безопасного образа жизни.

 Основные принципы внедрения и реализации инновационных технологий в деятельность образовательных учреждений:

·                    комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;

·                    непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;

·                    максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;

·                    интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;

·                    преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;

·                    использование простых и доступных технологий;

·                    реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.

Условия формирования ЗОЖ.

1.                  Формирование ценностного отношения к ЗОЖ, его пропаганда.

2.                  Внедрение новых здоровье сберегающих технологий в учебно –воспитательный процесс.

3.                  Пропаганда вредных привычек.

4.                  Система занятий учащихся физкультурой, спортом, туризмом.

5.                  Лечебно-профилактические мероприятия

6.                  Воспитание культуры поведение.

7.                  Воспитательная работа: « Здоровое питание».

8.                  Дополнительное образование.

9.                  Работа с родителями.

В нашей малокомплектной сельской школе, при разработке программы мероприятий в комплекс вошли:

1) Утренняя гимнастика перед учебными занятиями.

Дежурный класс проводит  зарядку в форме игры. Основная задача утренней гимнастики – перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Для проведения утренней гимнастики мы рекомендуем использовать игры под стихотворные тексты, учащиеся с удовольствием заучивают стихотворения, под которые можно поиграть. В этом случае кроме физического развития, происходит и развитие важных компонентов учебной деятельности – внимания, мышления, памяти.

2) Рациональная организация школьных перемен: игра в настольный теннис, флешмоб на текущие темы, игры различной интенсивности и направленности.

Особенностью таких игр является многообразие двигательных действий, оказывающих всестороннее влияние не только на все группы мышц, но и на психосопряженное развитие учащихся. У ребёнка, который не успевает отдохнуть, сбросить «стресс», повышается вероятность наступления утомления.

Цель двигательной перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.

Поскольку с помощью игр происходило переключение с одного вида деятельности (учебные занятия) на другой (игровые упражнения) – то это способствовало повышению продуктивности последующей учебной деятельности, укреплению здоровья, восстановлению работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния младших школьников. Старшие школьники с удовольствием принимают участие в организации и проведении таких игр.

3) При проведении уроков физической культуры, главным для нас становится психологический комфорт учащихся. Если ученик будет чувствовать себя уютно и комфортно, то и результаты не заставят себя долго ждать.

На уроках постоянно используем комплекс игр и упражнений, для поддержания физического и психического здоровья учеников начальной школы. Темы наших занятий звучат так: “Организация и развитие межличностных отношений учащихся в игре”, “Развитие эмоциональной и волевой сфер учащихся ”, “Развитие познавательных процессов младших школьников (памяти, внимания, мышления)”, “Развитие учебных навыков младших школьников”. С помощью специально проработанной программы игр, мы помогаем учащимся расслабиться, почувствовать себя лучшими, развиваться физически и психологически.

4) Проектно-исследовательская деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни. Например: «Лишний вес – болезнь 21 века», в рамках этого проекта, многие учащиеся, на примере ученицы, которая им занималась, выбрали для себя здоровый образ жизни, здоровое питание. Учащаяся на собственном примере доказала, что лишний вес, это не болезнь, а неправильный образ жизни. С помощью проекта « Развитие и укрепление силовых качеств» учащийся 6 класса, слабый и болезненный ребёнок за год превратился в сильного, волевого, умеющего контролировать свои чувства и поведение подростка. В 6 классе он не мог подтянуться ни разу, в 7 класс сдал нормы комплекса ГТО на золотой знак. Своим примером он заразил всю школу, и ребята стали понимать, активный образ жизни, правильное питание, достижения своей цели и культура поведения – это главные качества человека который хочет многого  добиться в жизни.

5) Одним из важных путей сохранения здоровья учащихся, повышение их мотивации является смена видов деятельности. В нашей школе организован спортивный клуб      «Олимпионик», учащихся занимаются в секциях волейбола, баскетбола, тенниса, спортивного туризма, легкой атлетики, ориентирования. В рамках дополнительного образования внедрены такие занятия как: корригирующая гимнастика, разговор о правильном питании, работает театральный кружок, где дети полностью могут применить все свои знания, умения и физические качества, раскрыться духовно. В школе проводятся традиционные спортивные соревнования, «дни здоровья», турслёты на природе, фестивали ГТО, спартакиада по различным видам спорта, которые посвящаются пропаганде здоровый образ жизни. Проводятся мероприятия по безопасности жизнедеятельности: классные часы, родительские собрания, сборы ГО, где в форме состязаний, тренировочных эвакуаций, квестов учащиеся изучают основы оказания первой помощи в ЧС. 

6) Однообразная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание детей ослабевает. Для каждого урока учителя разработали физминутки, на которых дети с удовольствием меняют вид деятельности на танец, песню и разминку под весёлую музыку. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается и улучшается восприятие учебного материала. Такие упражнения можно проводить стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц как шейного отдела, плечевого, так и спины, рук, ног. В программе каждого учителя разработаны свои приёмы, направленные на то, чтобы сделать свой урок не только интересным, полезным для учащегося, но и направленным на формирование здорового и безопасного образа жизни. Для этого применяются тематические физические минутки, гимнастики для глаз.

7) В нашей школе реализуется муниципальная программа «Здоровый образ жизни – здоровый школьник». Целью данной программы для нашего образовательного учреждения является вовлечение 80% учащихся школы в занятия спортивным туризмом.

8) Проведение анонимных тестов среди учащихся и их родителей: «Что значит для тебя режим дня», «Что такое правильное питание. Как питаешься ты?»; Анкетирование по теме        «Как я отношусь к курению и алкоголю», «Токсикомания, наркомания», «Умею ли я контролировать свои эмоции», позволили проанализировать, как питаются наши дети и их родители, каков их режим в течение дня, а также определить группу детей и родителей, склонных к ожирению, курению, употреблению спиртных напитков и другим вредным привычкам. Это позволило скорректировать питание детей и убедить их родителей о важности правильного питания и здорового образа жизни, выявить детей, которым необходимы дополнительные занятия в спортивных секциях, спланировать индивидуальные беседы с родителями и учащимися по профилактике вредных привычек.

Один раз в месяц проводим общие родительские собрания на темы: « Как учить детей быть здоровыми», «Что нужно знать родителям о физиологии детей», «Научите ребёнка на собственном примере ПДД», « Уроки выживания в ЧС».  Для родителей выпускаем буклеты на данные темы, «Страничка ЗОЖ»; проводим ежегодно совместный спортивный праздник «Папа, мама, школа, я – здоровая дружная семья!». Воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании, совершенствовании физических способностей и возможностей организма.

Любое обучение не заканчивается только уроками. Хорошо поставленная внеклассная работа, активная работа с родителями позволяет значительно расширить, осознать и углубить полученные знания на уроках и превратить их в стойкие убеждения по развитию умения вести здоровый образ жизни.  Ведь дети учатся на примере своих родителей, отказ от вредных привычек, активный двигательный режим, рациональное правильно-сбалансированное питание, личная гигиена, это всё зарождается в семье. Воспитательно-оздоровительная работа по формированию духовно-физического здоровья приобщает учащихся к организации оздоровительных мероприятий, улучшает психологический климат в коллективе, содействуют лучшему пониманию друг друга, установлению личных контактов и обмену мнениями, создавая атмосферу доверия и дружелюбия.

В старших классах школа не ограничилась только программой предмета ОБЖ. Ведётся внеурочная деятельность по основам выживания. Учащиеся ежегодно принимают участие в муниципальных соревнованиях « Школа выживания», к которым готовятся в течение года. Начальные классы в свою очередь в течение года изучают правила ПДД, выступают с агитбригадой ЮИД в школе, принимают участие в муниципальном соревновании                        «Безопасное колесо».

Нужно не просто говорить детям: «Берегите здоровье, укрепляйте его, не вредите своему здоровью». Для того чтобы слова были не только словами, нужно воспитывать у каждого ребёнка разумный взгляд на собственное здоровье, на безопасность жизнедеятельности, на поведение в ЧС, учить отказываться от вредных привычек, выбирать правильное питание, вести активный образ жизни – как залог здоровья и долголетия, и делать это в тесном контакте с родителями.

 



Список литературы:

  1. Антипова, Л. П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л. П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.-С.106-108
  2. Андреева, И. Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И. Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.15-19
  3. Анализ специалистов отделения СГМ (заведующий В.А.Барсуков) организационного отдела ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» по данным форм федерального статистического наблюдения, предоставленным Смоленским областным медицинским информационно-аналитическим центром Департамента Смоленской области по здравоохранению.
  4. Будаева, Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе /Н.А. Будаева //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.32-36
  5. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
  6. http://kuryleva2013.narod.ru/index/0-13 Инновационная деятельность
  7. http://bmsi.ru/doc/192f60bb-e6da-4bd5-a3af-2b08fb2c4a8c Инновационная деятельность по формированию ЗОЖ


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: