» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018
Автор: Байкалова Елена Михайловна, учитель физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Комплексная работа школы по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Дата публикации: 02.04.2018
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Байкалова
Елена Михайловна
учитель физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности
МБОУ «Крапивенская ООШ», Белгородская
область, Шебекинский район
Аннотация. В данной статье рассматривается комплексная работа МБОУ «Крапивенская ОШ» по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся, ее цели и способы их достижения. По мнению автора, формы и методы работы в урочное время, внеклассная работа, активная работа с родителями позволяет значительно расширить, осознать и углубить полученные учениками знания на уроках и превратить их в стойкие убеждения в необходимости здорового и безопасного образа жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, внеклассные мероприятия, урок, безопасность, учитель.
Одной из самых актуальных тем в современном
обществе является формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
К сожалению, настало то самое время, когда надо бить тревогу. Врачи, родители и
педагоги выявляют с каждым годом ухудшение здоровья детей и молодежи. Именно от дошкольных и школьных учреждений, в которых
дети проводят большую часть времени, зависит дальнейшее будущее общества и страны
в целом. Закон РФ «Об образовании» также возлагает на образовательные учреждения
обязанности по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Много времени
в образовательных учреждениях уделяется формированию
навыков по основам безопасности жизнедеятельности
обучающихся.
В статье предоставлена
информация о работе школы по формированию здорового и безопасного образа жизни.
Основные принципы внедрения и реализации инновационных
технологий в деятельность образовательных учреждений:
· комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;
· непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
· максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;
· интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;
· преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
· использование простых и доступных технологий;
· реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.
Условия
формирования ЗОЖ.
1. Формирование ценностного отношения к ЗОЖ, его пропаганда.
2. Внедрение новых здоровье сберегающих технологий в учебно –воспитательный процесс.
3. Пропаганда вредных привычек.
4. Система занятий учащихся физкультурой, спортом, туризмом.
5. Лечебно-профилактические мероприятия
6. Воспитание культуры поведение.
7. Воспитательная работа: « Здоровое питание».
8. Дополнительное образование.
9. Работа с родителями.
В нашей малокомплектной сельской школе,
при разработке программы мероприятий в комплекс вошли:
1) Утренняя гимнастика перед учебными занятиями.
Дежурный класс проводит зарядку в форме игры. Основная задача утренней гимнастики – перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Для проведения утренней гимнастики мы рекомендуем использовать игры под стихотворные тексты, учащиеся с удовольствием заучивают стихотворения, под которые можно поиграть. В этом случае кроме физического развития, происходит и развитие важных компонентов учебной деятельности – внимания, мышления, памяти.
2) Рациональная организация школьных перемен: игра в настольный теннис, флешмоб на текущие темы, игры различной интенсивности и направленности.
Особенностью таких игр является многообразие двигательных действий, оказывающих всестороннее влияние не только на все группы мышц, но и на психосопряженное развитие учащихся. У ребёнка, который не успевает отдохнуть, сбросить «стресс», повышается вероятность наступления утомления.
Цель двигательной перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.
Поскольку с помощью игр происходило переключение с одного вида деятельности (учебные занятия) на другой (игровые упражнения) – то это способствовало повышению продуктивности последующей учебной деятельности, укреплению здоровья, восстановлению работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния младших школьников. Старшие школьники с удовольствием принимают участие в организации и проведении таких игр.
3) При проведении уроков физической культуры, главным для нас становится психологический комфорт учащихся. Если ученик будет чувствовать себя уютно и комфортно, то и результаты не заставят себя долго ждать.
На уроках постоянно используем комплекс игр и упражнений, для поддержания физического и психического здоровья учеников начальной школы. Темы наших занятий звучат так: “Организация и развитие межличностных отношений учащихся в игре”, “Развитие эмоциональной и волевой сфер учащихся ”, “Развитие познавательных процессов младших школьников (памяти, внимания, мышления)”, “Развитие учебных навыков младших школьников”. С помощью специально проработанной программы игр, мы помогаем учащимся расслабиться, почувствовать себя лучшими, развиваться физически и психологически.
4) Проектно-исследовательская деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни. Например: «Лишний вес – болезнь 21 века», в рамках этого проекта, многие учащиеся, на примере ученицы, которая им занималась, выбрали для себя здоровый образ жизни, здоровое питание. Учащаяся на собственном примере доказала, что лишний вес, это не болезнь, а неправильный образ жизни. С помощью проекта « Развитие и укрепление силовых качеств» учащийся 6 класса, слабый и болезненный ребёнок за год превратился в сильного, волевого, умеющего контролировать свои чувства и поведение подростка. В 6 классе он не мог подтянуться ни разу, в 7 класс сдал нормы комплекса ГТО на золотой знак. Своим примером он заразил всю школу, и ребята стали понимать, активный образ жизни, правильное питание, достижения своей цели и культура поведения – это главные качества человека который хочет многого добиться в жизни.
5) Одним из важных путей сохранения здоровья учащихся, повышение их мотивации является смена видов деятельности. В нашей школе организован спортивный клуб «Олимпионик», учащихся занимаются в секциях волейбола, баскетбола, тенниса, спортивного туризма, легкой атлетики, ориентирования. В рамках дополнительного образования внедрены такие занятия как: корригирующая гимнастика, разговор о правильном питании, работает театральный кружок, где дети полностью могут применить все свои знания, умения и физические качества, раскрыться духовно. В школе проводятся традиционные спортивные соревнования, «дни здоровья», турслёты на природе, фестивали ГТО, спартакиада по различным видам спорта, которые посвящаются пропаганде здоровый образ жизни. Проводятся мероприятия по безопасности жизнедеятельности: классные часы, родительские собрания, сборы ГО, где в форме состязаний, тренировочных эвакуаций, квестов учащиеся изучают основы оказания первой помощи в ЧС.
6) Однообразная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание детей ослабевает. Для каждого урока учителя разработали физминутки, на которых дети с удовольствием меняют вид деятельности на танец, песню и разминку под весёлую музыку. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается и улучшается восприятие учебного материала. Такие упражнения можно проводить стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц как шейного отдела, плечевого, так и спины, рук, ног. В программе каждого учителя разработаны свои приёмы, направленные на то, чтобы сделать свой урок не только интересным, полезным для учащегося, но и направленным на формирование здорового и безопасного образа жизни. Для этого применяются тематические физические минутки, гимнастики для глаз.
7) В нашей школе реализуется муниципальная программа «Здоровый образ жизни – здоровый школьник». Целью данной программы для нашего образовательного учреждения является вовлечение 80% учащихся школы в занятия спортивным туризмом.
8) Проведение анонимных тестов среди учащихся и их родителей: «Что значит для тебя режим дня», «Что такое правильное питание. Как питаешься ты?»; Анкетирование по теме «Как я отношусь к курению и алкоголю», «Токсикомания, наркомания», «Умею ли я контролировать свои эмоции», позволили проанализировать, как питаются наши дети и их родители, каков их режим в течение дня, а также определить группу детей и родителей, склонных к ожирению, курению, употреблению спиртных напитков и другим вредным привычкам. Это позволило скорректировать питание детей и убедить их родителей о важности правильного питания и здорового образа жизни, выявить детей, которым необходимы дополнительные занятия в спортивных секциях, спланировать индивидуальные беседы с родителями и учащимися по профилактике вредных привычек.
Один раз в месяц проводим общие родительские собрания на темы: « Как учить детей быть здоровыми», «Что нужно знать родителям о физиологии детей», «Научите ребёнка на собственном примере ПДД», « Уроки выживания в ЧС». Для родителей выпускаем буклеты на данные темы, «Страничка ЗОЖ»; проводим ежегодно совместный спортивный праздник «Папа, мама, школа, я – здоровая дружная семья!». Воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании, совершенствовании физических способностей и возможностей организма.
Любое обучение не заканчивается только уроками. Хорошо поставленная внеклассная работа, активная работа с родителями позволяет значительно расширить, осознать и углубить полученные знания на уроках и превратить их в стойкие убеждения по развитию умения вести здоровый образ жизни. Ведь дети учатся на примере своих родителей, отказ от вредных привычек, активный двигательный режим, рациональное правильно-сбалансированное питание, личная гигиена, это всё зарождается в семье. Воспитательно-оздоровительная работа по формированию духовно-физического здоровья приобщает учащихся к организации оздоровительных мероприятий, улучшает психологический климат в коллективе, содействуют лучшему пониманию друг друга, установлению личных контактов и обмену мнениями, создавая атмосферу доверия и дружелюбия.
В старших классах школа не ограничилась только программой предмета ОБЖ. Ведётся внеурочная деятельность по основам выживания. Учащиеся ежегодно принимают участие в муниципальных соревнованиях « Школа выживания», к которым готовятся в течение года. Начальные классы в свою очередь в течение года изучают правила ПДД, выступают с агитбригадой ЮИД в школе, принимают участие в муниципальном соревновании «Безопасное колесо».
Нужно не просто говорить детям: «Берегите здоровье, укрепляйте его, не вредите своему здоровью». Для того чтобы слова были не только словами, нужно воспитывать у каждого ребёнка разумный взгляд на собственное здоровье, на безопасность жизнедеятельности, на поведение в ЧС, учить отказываться от вредных привычек, выбирать правильное питание, вести активный образ жизни – как залог здоровья и долголетия, и делать это в тесном контакте с родителями.
Список литературы:
- Антипова, Л. П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л. П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.-С.106-108
- Андреева, И. Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И. Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.15-19
- Анализ специалистов отделения СГМ (заведующий В.А.Барсуков) организационного отдела ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» по данным форм федерального статистического наблюдения, предоставленным Смоленским областным медицинским информационно-аналитическим центром Департамента Смоленской области по здравоохранению.
- Будаева, Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе /Н.А. Будаева //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.32-36
- Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
- http://kuryleva2013.narod.ru/index/0-13 Инновационная деятельность
- http://bmsi.ru/doc/192f60bb-e6da-4bd5-a3af-2b08fb2c4a8c Инновационная деятельность по формированию ЗОЖ
Комментарии: