» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Абрамова Анна Александровна, студент 2 курса
Рубрика: Исторические науки и археология
Название статьи: Генезис и терминология интеллигенции в XIX веке

Статья просмотрена: 217 раз
Дата публикации: 01.04.2018

УДК   930.85

ГЕНЕЗИС И ТЕРМИНОЛОГИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В XIX ВЕКЕ

 Абрамова Анна Александровна

студент II курса исторического факультета

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,

г. Самара

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме происхождения понятия «интеллигенция» в XIX веке. Автором представлены культурологический и социологический подходы к определению интеллигенции. Раскрыты основные ее характеристики с точки зрения различных авторов.

Ключевые слова: интеллигентность, интеллигенция, интеллектуальность, специалист, группа

 

Вопрос о происхождении российской интеллигенции, ее характерные особенности, роль в обществе является одним из приоритетных и актуальных в изучении истории России. Интерес к исследованию интеллигенции, как своеобразного феномена отечественной культуры, подчеркивает И.В. Кондаков, что «есть в то же время осмысление всей русской культуры как архитектонического целого, в том числе и отдельных наиболее фундаментальных ее пластов и закономерностей» [6].

Среди авторов, которые внесли огромный вклад в решение проблемных вопросов интеллигенции можно выделить Р.В. Иванова-Разумника, П.Н. Милюкова, П.А. Лаврова, В.Р. Лейкина-Свирская, М.К. Михайловского и др.

Понятие «интеллигенция», связано с латинским существительным intelligentia ˗ понимание, ум, разум, разумение, способность разъяснить идеи и предметы.

Дискуссии о сущности интеллигенции, как о сложном, многогранном и противоречивом явлении российского народа и его культуры идут с момента ее возникновения.

Исторический анализ показал, что в средние века содержание данного определения носило богословский характер и представлялось как Ум Божий, как высший надмировой Разум, который творит в себе самом многообразие мира, отличающееся самое ценное, приводящее его к самому себе [6].

Сущность интеллигенции в XIX веке впервые была раскрыта в работах идеологов народничества П.А. Лаврова, М.К. Михайловского. Развернутая характеристика представлена Р.В. Ивановым-Разумником в статье «Что такое интеллигенция?»

В России понятие «интеллигенция» зародилось благодаря русскому писателю П.Д. Боборыкину, который в романе «Солидные добродетели», (1870) определил его содержание как «высший образованный слой общества, как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX века и даже в последней трети XVIII века». [1]. Для русской интеллигенции единственный нравственно оправданный путь ˗ это путь в народ, к социальным низам. Таким образом, в смысл понятия интеллигенция вкладывается, общественное предназначение человека, которого породило общество для своего развития и самопознания [2].

Согласно литературному обзору, определены следующие подходы к содержанию интеллигенции: культурологический, который ставит на первое место неформальные, идейно-нравственные признаки, и социологический, выдвигающий вперед формальные социально-экономические критерии.

В середине 50-х гг., согласно социологической модели Я. Щепаньского, к интеллигенции необходимо было отнести специалистов по определенным критериям: по образованию (имеющих высшее и среднее специальное образование); по творчеству (вкладывающих в свой труд индивидуальные творческие и интеллектуальные усилия). По выполняемым функциям в обществе, выделены категории: «творцы культуры» (актеры, архитекторы, научные работники, художники, музыканты, литераторы); «организаторы социальной и экономической жизни» (инженеры, техники, работники гостиниц, директора институтов, высшие функционеры госадминистрации); «эксперты» (терапевты, стоматологи, фармацевты, учителя, духовенство, сельхозспециалисты, издательские работники).

Данная рабочая социологическая модель была подвергнута критике, поскольку многие виды физической работы применялись в условиях интеллектуализации, что в свою очередь затрудняло распознавание промежуточных профессий и использование понятия «работник умственного труда». К данной категории наиболее подходящим являлось определение «специалист», применимое к тем, кто достиг уровня необходимой компетентности путем традиционного профессионального обучения, а так же кто добивался этого долголетним опытом, склонностью к изобретательству, рационализаторству и т.п. После длительных обсуждений социологов вернулись к исходному термину «интеллигенция» и определили как адекватно обозначающему данную социальную общность, мобильность которой связана с любыми преобразованиями социальной структуры общества [2].

Культурологический подход рассматривает понятия «интеллигентность» и «интеллектуальность» как синонимы. В. Маркевич относит к группе интеллектуалов выдающихся ученых, известных писателей, артистов, журналистов. По его мнению, структура данной группы «в общественном мнении представлена как неформализованная разрозненная совокупность выдающихся индивидуальностей, осуществляющих самостоятельную деятельность, наделенных незаурядными знаниями, умом, огромным авторитетом и компетентно высказывающихся в вопросах, которые представляют большую важность для народа и всего человечества. Интеллектуал, как творческая личность выступает в общественном мнении как эталон для народа и культуры. Со временем его авторитет как представителя своего народа возрастает не только благодаря своим профессиональным качествам [7].

К термину «интеллигенция» представители революционно-демократического лагеря 1860-х гг. (Н. Шелгунов, И. Аксаков, П. Ткачев) применяют такие трактовки как: «образованное меньшинство», «барская интеллигенция».

К 1870-м годам утверждается понятие интеллигенции как социальной группы со своими отличительными особенностями. Согласно словарю В. Даля, она определена как «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» [4].

В начале ХХ века П.Д.Боборыкин охарактеризовал интеллигенцию как самый образованный, культурный и передовой слой общества известной страны.

Таким образом, «интеллигенция» представляет собой сложное и неоднозначное понятие, подвергающееся дискуссиям. Согласимся с мнением В.В. Тепикина, что интеллигенция – это «особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда» [8]. Она отличается чуткостью, тактом, ответственностью за поступки и склонностью к состоянию самоотречения. До сих пор даются по-разному оцениваются роли интеллигенции в жизни страны: от негативной оценки до сравнения с образом «собирательной души». Но никто не отрицает серьезного воздействия интеллигенции на политическое и культурное развитие России, особенно в период коренных реформ.

 



Список литературы:

  1. Боборыкин П.Д. Солидные добродетели: Роман в 4 кн. / [Соч.] П.Д. Боборыкина. ˗ Санкт-Петербург: Е.П. Печаткин, 1871.
  2. Бердяев Н.А. Образование русской интеллигенции и ее характер. Славянофильство и западничество // Н.А. Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.
  3. Главацкий М.Е. История российской интеллигенции как исследовательская проблема. Екатеринбург, Издательство Уральского Университета», 2003.
  4. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по2-му печ. изд. 1880–1882 гг. М.: ACT и др.: 1998. 1электрон. опт. диск (CD-ROM).
  5. История русской культуры IX - XX вв.: Пособие для вузов / Под. ред. Л.В. Кошман. ˗ М.: Дрофа, 2003.
  6. Кондаков И.В. К феноменологии русской интеллигенции// Русская интеллигенция. История и судьба. ˗ М.: Наука, 1999.
  7. Маркевич В. Эволюция социально-профессиональной позиции интеллигенции в народной Польше //Проблема развития социальной структуры общества в Советском Союзе и Польше. М., 1976.
  8. Тепикин В.В. Культура и интеллигенция. – Иваново: Ивановский государственный университет, 2006.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: