» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Лаухина Анастасия Игоревна, студентка 4 курса юридического факультета
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Единый сельскохозяйственный налог: достоинства и пути его совершенствования

Статья просмотрена: 192 раз
Дата публикации: 04.04.2018

УДК 342.9

ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ: ДОСТОИНСТВА И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Лаухина Анастасия Игоревна

студентка 4 курса юридического факультета

Чернов Григорий Юрьевич,

магистрант 1 курса учетно-финансового факультета

ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, граснодар

 

Аннотация. В настоящей статье ставится задача рассмотреть в целом природу единого сельскохозяйственного налога как самостоятельной системы налогообложения, указать достоинства единого сельхозналога и вместе с тем указать на его недостатки, а также предложить пути совершенствования данной системы налогообложения в целях развития сельского хозяйства в РФ.

Ключевые слова: единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН, ставки ЕСХН, сельскохозяйственный товаропроизводитель, специальный налоговый режим, преимущества и недостатки единого с/х налога.  

 

Государство определило специальную систему налогообложения для сельхозпредприятий – ЕСХН, который представляет собой единый сельскохозяйственный налог, позволяющий сельскохозяйственному товаропроизводителю (организации или индивидуальному предпринимателю) платить особым образом уменьшенный размер налога. Согласно главе 26.1 Налогового кодекса РФ(НК РФ) не все организации могут использовать такой вид налогообложения, а только те, которые обладают специальными признаками:

1)                 число работников на сельхозпредприятии не может превышать 300 человек за 1 календарный год;

2)                 объем реализации сельхозтоваров должен быть не меньше 70% от валового дохода предприятия за год;

3)                 доля выручки сельхозкооперативов должна быть не менее 70% за отчетный год.

Достоинством стала принятая норма НК РФ, позволяющая переходить на ЕСХН сельхозпредприятиям, имеющим филиалы и представительства, хотя ранее такие предприятия не могли перейти на ЕСНХ и терпели убытки.

 

Согласно ст. 346.2 НК РФ законодатель указал, какие предприятия не могут перейти на ЕСХН. В частности, это казенные предприятия, бюджетные организации, автономные учреждения и другие.

Много споров вызывало положение, позволяющее переход на ЕСХН по уведомительной системе, согласно которой предприятия, желающие перейти на ЕСХН должны подать специальное заявление установленной формы в срок от 20 октября по 20 октября, что совсем неудобно и ограничивает права производителей сельхозпродукции. На практике многие сельхозпредприятия нарушали данный принцип и без всякого согласия налоговой инспекции применяли спецрежим на основании действующего закона, без надлежащего уведомления.

Правоту сельхозпроизводителей обосновал Высший Арбитражный Суд, который в решении от 04.02.2011 по арбитражному делу №А01-2192/2009 Северо-Кавказского округа [5] однозначно высказался в пользу производителей, признав их работу по ЕСХН действительной, даже при отсутствия уведомительного порядка.

Преимущества единого с/х налога для организаций налогоплательщиков:

1)                 не платит налог на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств);

2)                 не платит налог на имущество (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями);

3)                 не платит налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом).

Преимущества единого с/х налога для индивидуальных предпринимателей в том, что они:

-           не уплачивают НДФЛ (в отношении доходов от предпринимательской деятельности);

-           не уплачивают НДС (за исключение ввоза импортных товаров);

-           налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).

Ставка ЕСХН взимается в размере 6% дохода за налогооблагаемый период, который исчисляется как разница между валовыми доходами и расходами производителей. При этом уплата налога в бюджет производится в течение календарного года: 1) до 25 июля текущего года; 2) до 31 марта следующего за ним года (за II полугодие текущего года) [1].

Если предприятие является сельскохозяйственным, но не перешло на ЕСХН по каким-либо причинам, оно перечисляет в бюджет налог на прибыль по пониженной ставке 20% [1].

Укажем также, что согласно абз.4 п.1 ст. 45 НК РФ с 1.01.2017 года налоги, в том числе ЕСХН, могут правомерно вноситься в бюджет не исключительно самими налогоплательщиками, как это было ранее, но и третьими лицами. С учетом специфики видов сельхозпроизводителей важно учитывать следующее: «вместо организации налоги или взносы может уплатить лишь другая организация. За физическое же лицо может расплатиться исключительно другое физическое лицо» [4.с.118]. В то же время появление возможности уплаты налога третьими лицами расширяет возможности кооперации сельхозпроизводителей – плательщиков ЕСХН.

Очевидным преимуществом ЕСХН является сниженный порядок уплаты страховых взносов, в частности: 16% - Пенсионный Фонд РФ, 1,9% - Фонд соцстраха РФ, 2,3% - фонд обязательного медстрахования – всего 20,2% составляет льготная ставка по страховым взносам во внебюджетные фонды.

Основные преференции перехода на ЕСХН заключаются в сокращении совокупности налоговых обязательств, позволяющих облегчить налоговую нагрузку на предприятия с невысокими доходами, а также сохранении этого дохода внутри производственного оборота - не нужно расходовать средства на перечисление авансовых платежей в ИФНС, извлекая оборотные средства [3. с.267]. Кроме того, сами авансовые платежи также включены в общий доход предприятия, а основные средства, приобретенные в период ЕСХН, можно списать сразу после сдачи в эксплуатацию и не нести налоговой нагрузки на их содержание. Освобождение от НДС позволяет с/х предприятиям вести упрощенную бухгалтерскую отчетность, в частности, не вести журнал по счетам и не выписывать счета-фактуры с указанием процентов по НДС и тем самым снизить стоимость на сезонную продукцию [3.с.73].

В то же время к недостаткам ЕСХН можно отнести несколько усложненную систему отчетности сельхозпредприятий, на анализируемый специальный налоговый режим:

§                    Статотчетность и сведения о численности работников;

§                    Декларации по ЕСХН, по транспортному и по земельному налогу;

§                    Расчетные ведомости по ФСС и в Пенсионный Фонд, расчет платы за негативное воздействие на экологию;

§                    Бухгалтерская отчетность: книга доходов и расходов.

Индивидуальные предприниматели обременены несколько меньшей нагрузкой по отчетности и сдают статотчетность, сведения о численности, декларации по ЕСХН, по земельному и транспортному налогу, расчет платежа по негативному воздействию, а также ведомости по взносам в Пенсионный фонд и ФСС. 

В целях дальнейшего роста сельскохозяйственного производства России, на наш взгляд, следует понизить критерии перехода и допустить понижение ставок по налогообложению для тех сельхозпредприятий, которые не могут перейти сегодня на ЕСХН. В частности, необходимо изменить уведомительный порядок перехода на сельхозналог, допустив возможность перехода предприятия на ЕСХН в любое время. Также необходимо отменить сбор на вредное воздействие на окружающую среду, так как данный вид налога абсурден по своей природе. Сельхозпроизводитель, возделывая культуры, лишь оказывает благоприятное влияние на почвы. При уничтожении вредителей и сорняков с/х предприятия вкладывают личные средства в охрану окружающей среды. 

Сегодня многие сельскохозяйственные объекты просят освободить их от транспортного и земельного налога, что позволит им за счет снижения налоговой нагрузки улучшить качество сельхозпродукции или снизить стоимость продукции для населения [3.с.78]. 

Для некоторых экспериментальных хозяйств переход на ЕСХН позволит существенно сократить налоговые нагрузки, если для них будет установлен пониженный критерий перехода на ЕСХН, например, объем реализации продукции - не меньше 50 % в год, ведь действующий высокий порог в объеме 70% валового дохода не позволяет начинающим хозяйствам применять научные эксперименты и новые безопасные новаторские технологии, а заставляет руководствоваться лишь объемами продаж, не заботясь о высоком качестве продукции.

 



Список литературы:

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Электронный источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/6e115134a13db9e972d7d94237b5ed95fcb00d14/.
  2. «Налоги и налоговая система Российской Федерации». Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / Н. П. Мельникова [и др.] ; отв. ред. Н. П. Мельникова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 317 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
  3. «Налоги и налогообложение». Учебник. Аксенов С., Битюкова Л., Заугольников С., Крылов А., Ласкина И. :Издательство РФЭИ, 2011 – Электронный источник: http://institutiones.com.
  4. Чернов Ю.И., Биденко В.В., Уплата налога третьими лицами в 2017 году/ Чернов Ю.И., Биденко В.В.// В сборнике: Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. Сборник статей международной научно- практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 116-120.
  5. Решение ВАС Северо-Кавказского округа от 04.02.2011 г. по делу №А01-2192/2009. Электронный источник: http://15aas.arbitr.ru.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: