» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Иохвидов Владимир Вячиславович, кандидат педагогических наук, доцент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Современное состояние психологии безопасности личности

Статья просмотрена: 794 раз
Дата публикации: 03.04.2018

УДК 159.9

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Иохвидов Владимир Вячиславович

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, психологии

Савельева Анастасия Станиславовна

студентка

филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

 

Аннотация. Статья посвящена обзору современных отечественных исследований в области психологии безопасности личности. Проведен анализ ключевых направлений исследований безопасности личности, выполненных в русле общей, педагогической, социальной и экстремальной психологии. Установлены основные смысловые детерминанты формирования и развития предметной области психологии безопасности личности. Обобщены современные научные представления о предмете и объекте психологии безопасности личности. Рассмотрены важнейшие содержательные компоненты психологических концепций безопасности личности. Сформулированы основные перспективы развития данной области психологического знания.

Ключевые слова: психология, безопасность, личность, субъект обеспечения безопасности, субъект самообеспечения психологической безопасности.

 

Проблемы психологического обеспечения безопасности личности в последнее время обнаружили новые возможности актуализации и развития в связи с возросшими императивами современной социальной жизни в повышении уровня защищенности человека от внешних и внутренних угроз [3]. Новые угрозы и риски негативного воздействия на индивида требуют обеспечения новых уровней безопасности личности, к числу которых, несомненно, относится и уровень психологического обеспечения и самообеспечения безопасности личности.

За весьма непродолжительное время в отечественной научной психологической литературе появилось немало исследований, посвященных различным проблемно-предметным областями психологии безопасности [1, 5]. В числе таких областей следует назвать информационно-психологическую безопасность (Г.В. Грачев), психологию безопасности образовательной среды (И.А. Баева, Л.А. Гаязова и др.), психологию безопасности личности (Е.М. Благодырь, Т.М. Краснянская, А.С. Ковдра, Н.П. Татьянченко, В.Г. Тылец, А.Д. Тырсикова и др.). Причем последняя сфера приложения научного психологического знания оказывается наиболее широкой, так как, с одной стороны, объединяет наибольшее число научно-прикладных областей знания, с другой – охватывает, по сути, все области человеческой активности, в которой есть субъект деятельности и объекты психологического воздействия. Не случайно, проблематика безопасности получила воплощение в предметном пространстве не только общей, но и педагогической, социальной, политической, юридической, спортивной, медицинской, экстремальной и других отраслей психологической науки. При этом немаловажно то, что, основываясь на идеях постнеклассической философии, психология безопасности личности смогла воплотить в своих исследованиях подлинно гуманистический подход к пониманию личности и ее интересов.

Среди наиболее очевидных успехов рассматриваемого научного направления, отметим, что исследования по психологии безопасности личности способствовали не только утверждению, но и всесторонней апробации психологической трактовки безопасности личности, установлению психологических механизмов реализации (обеспечения и самообеспечения) ее базовых проявлений, их принципов, стратегий, ресурсов, содержательных и темпоральных закономерностей. Полученные эмпирические результаты послужили основанием для внедрения в психологическую теорию и организационно-деятельностную практику принципа безопасности как базовой мировоззренческой позиции, позволяющей наиболее эффективно выстраивать процессы, предполагающие вовлеченность в их функционирование человеческого фактора.

Делая обзор основных позиций современной психологии безопасности личности, отметим, что под психологической безопасностью в настоящее время понимается особая проекция средовых условий функционирования субъекта на психические структуры, обеспечивающие интегральное переживание им чувства защищенности и не снижающейся во времени способности к развитию в направлении реализации главной для него личностной цели. В зависимости от актуализируемых структур, обеспечивающих переживание субъектной безопасности, ее анализ осуществляется на основе рефлексии соответствующего ощущения, чувства, представлений, состояния, поведенческих (безопасное поведение) и личностных (безопасный тип личности, базовая потребность в безопасности) проявлений.

Необходимость сохранения индивидуально приемлемого для психологического благополучия субъекта баланса защищенности и открытости как залога непрекращающегося развития в условиях полидетерминированности внешними и внутренними факторами придает его безопасности динамический характер. При этом перекос в сторону защищенности или в пользу открытости субъекта действию неблагоприятных факторов приводит к нарушению психологической безопасности его личности. В основе поддержания такого рода динамического баланса рассматривается обеспечение подконтрольности субъекту действия факторов, значимых для его защищенности и развития в интересах реализации личностно значимой жизненной цели.

Приоритетным внешним фактором организации процессов самообеспечения психологической безопасности личности выступает фактор времени, специализирующим их содержательно и структурно [8, 12]. Одновременно, само субъектное переживание наличия или отсутствия безопасности существенно изменяет субъективное восприятие времени [9].

Наиболее часто нарушение баланса защищенности и открытости, актуализирующее субъектную потребность в безопасности, происходит в экстремальных ситуациях, т.е. ситуациях, субъективно трудных, требующих от субъекта определенных (специализированных задачам их адекватного отреагирования) качеств [4, 7]. Нахождение субъекта вне пределов экстремальных ситуаций сопровождается скрытым для его сознания пролонгированным переживанием потребности в безопасности. Ее актуализация в экстремальных ситуациях сопровождается ростом значимости ресурсов сохранения основополагающего для безопасности субъекта баланса защищенности и открытости поступающим влияниям.

Энергетическая «подпитка» баланса составляющих психологической безопасности осуществляется на основе реальных и виртуальных ресурсов ее субъекта, т.е. всего того комплекса средств, которые актуально или в приемлемые для его безопасности сроки могут быть привлечены для поддержания баланса стабилизирующей его защищенности и развивающей открытости. Наиболее оптимальными по ряду причин ресурсами психологической безопасности субъекта признаны его внутренние психические резервы – индивидуальные свойства и сформированные в процессе персонального жизненного пути способности к самообеспечению безопасности. Их использование происходит с использованием определенных стратегий самообеспечения безопасности и соответствует сформированным у субъекта персональным сценариям безопасности [6]. Невозможность сохранения устойчивой безопасности личности способствует формированию уникальной траектории самообеспечения психологической безопасности субъекта жизнедеятельности, имеющей темпоральную специализацию.

Обозначенные в рамках общей психологии базовые положения предметного поля безопасности личности получили всестороннюю апробацию в рамках прикладных направлений психологической науки (педагогической, социальной, возрастной, политической, юридической, медицинской и др.), которые, в свою очередь, позволили раскрыть ее частные особенности в различных сферах жизнедеятельности. В педагогической психологии проблематика психологической безопасности приоритетно рассматривается в рамках поиска и разработки безопасных условий организации учебного процесса, в целом, и его отдельных аспектов, в частности. Так, в рамках ее исследовательского пространства уточнены содержательные особенности такого базового для психологии безопасности понятия как сценарий психологической безопасности, в том числе, применительно к отдельным вопросам организации профессиональной подготовки студентов [15]. Показано, что развитие этой проблематики приобретает большую прицельность в результате использования принципа безопасности [13]. Исследовательское пространство социальной психологии, обладая значительным предметным разнообразием, на текущий момент способствовало оформлению нескольких направлений, относящихся к интересам психологии безопасности личности: социальные средства поддержки психологической безопасности личности [2], особенности поведения определенных социовозрастных групп в ситуациях, актуализирующих субъектную потребность в безопасности [14], использование ресурсов безопасности для урегулирования состояния отдельных социально-психологических явлений [10]. В рамках медицинской психологии психологическая безопасность рассматривается в качестве ведущего фактора достижения лечебно-оздоровительного эффекта в различного типа лечебных учреждений [11].

Таким образом, психология безопасности личности на текущий момент достигла уровня исследовательской разработки своих базовых и прикладных аспектов, достаточный для ее признания в качестве наиболее актуального, связанного с практикой и теоретически обоснованного научного направления. Вместе с тем, она требует дальнейшего развития, что поддерживается социальным запросом и уже полученным опытным материалом.



Список литературы:

  1. Иохвидов В.В., Зикункова В.В. Агрессивное поведение подростков с позиций концепции психологической безопасности личности // Прикладная психология и психоанализ. – 2016. – № 4. – С. 6.
  2. Котова И.Б., Краснянская Т.М., Тылец В.Г., Веселова В.Г., Иохвидов В.В. Артефакты личной безопасности в субъектном пространстве студентов вуза // Российский психологический журнал. – 2016. – Т. 13. – № 4. – С. 51-67.
  3. Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «человек» // Известия ТРТУ. – 2006. – Т. 56. – № 1. – С. 238-247.
  4. Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия ТРТУ. – 2005. – Т. 49. № 5. – С. 246-257.
  5. Краснянская Т.М. Проблема безопасности в историческом генезисе социальных представлений и психологических воззрений // Научная мысль Кавказа. – 2004. – № 7. – С. 29-37.
  6. Краснянская Т.М. Психологические особенности сценариев безопасности студентов вуза // Education Sciences and Psychology. – 2015. – № 2 (34). – С. 90-95.
  7. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ТРТУ. – 2006. – Т. 68. № 13. – С. 299-305.
  8. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2012. – № 3. – С. 221-225.
  9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2016. – Т. 5. № 3. – С. 231-236.
  10. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Проблемно-предметное поле психологического аудита безопасности организации // Прикладная психология и психоанализ. – 2011. – № 1. – С. 2.
  11. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность в системе факторов санаторно-курортного оздоровления // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2017. – №4. – С.26-30.
  12. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Трансформация темпорального пространства субъектной безопасности в условиях суицидального влияния // Education Sciences and Psychology. – 2017. – №2 (44). – С. 73-81.
  13. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Принцип безопасности электронной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения // Информационные технологии и средства обучения. – 2017. – Т.62. №6. – С.203-215.
  14. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности пенсионера в условиях социального выбора // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта ім. Янкі Купалы. Серыя 3: Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. – 2018. – Т. 8. №1. – С. 144-154.
  15. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологические сценарии создания безопасной медиасреды вуза // Медиаобразование. – 2017. – № 4. – С. 73-82.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: