» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018
Автор: Иохвидов Владимир Вячиславович, кандидат педагогических наук, доцент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Современное состояние психологии безопасности личности
Дата публикации: 03.04.2018
УДК 159.9
СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Иохвидов Владимир
Вячиславович
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, психологии
Савельева Анастасия
Станиславовна
студентка
филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки
Аннотация. Статья
посвящена обзору современных отечественных исследований в области психологии
безопасности личности. Проведен анализ ключевых направлений исследований
безопасности личности, выполненных в русле общей, педагогической, социальной и
экстремальной психологии. Установлены основные смысловые детерминанты
формирования и развития предметной области психологии безопасности личности. Обобщены
современные научные представления о предмете и объекте психологии безопасности
личности. Рассмотрены важнейшие содержательные компоненты психологических
концепций безопасности личности. Сформулированы основные перспективы развития
данной области психологического знания.
Ключевые слова: психология,
безопасность, личность, субъект обеспечения безопасности, субъект самообеспечения
психологической безопасности.
Проблемы
психологического обеспечения безопасности личности в последнее время обнаружили
новые возможности актуализации и развития в связи с возросшими императивами
современной социальной жизни в повышении уровня защищенности человека от
внешних и внутренних угроз [3]. Новые угрозы и риски
негативного воздействия на индивида требуют обеспечения новых уровней
безопасности личности, к числу которых, несомненно, относится и уровень
психологического обеспечения и самообеспечения безопасности личности.
За весьма
непродолжительное время в отечественной научной психологической литературе
появилось немало исследований, посвященных различным проблемно-предметным
областями психологии безопасности [1, 5]. В числе таких областей
следует назвать информационно-психологическую безопасность (Г.В. Грачев),
психологию безопасности образовательной среды (И.А. Баева, Л.А. Гаязова и др.),
психологию безопасности личности (Е.М. Благодырь, Т.М. Краснянская, А.С.
Ковдра, Н.П. Татьянченко, В.Г. Тылец, А.Д. Тырсикова и др.). Причем последняя
сфера приложения научного психологического знания оказывается наиболее широкой,
так как, с одной стороны, объединяет наибольшее число научно-прикладных
областей знания, с другой – охватывает, по сути, все области человеческой
активности, в которой есть субъект деятельности и объекты психологического
воздействия. Не случайно, проблематика безопасности получила воплощение в
предметном пространстве не только общей, но и педагогической, социальной,
политической, юридической, спортивной, медицинской, экстремальной и других
отраслей психологической науки. При этом немаловажно то, что, основываясь на
идеях постнеклассической философии, психология безопасности личности смогла воплотить
в своих исследованиях подлинно гуманистический подход к пониманию личности и ее
интересов.
Среди
наиболее очевидных успехов рассматриваемого научного направления, отметим, что
исследования по психологии безопасности личности способствовали не только
утверждению, но и всесторонней апробации психологической трактовки безопасности
личности, установлению психологических механизмов реализации (обеспечения и
самообеспечения) ее базовых проявлений, их принципов, стратегий, ресурсов,
содержательных и темпоральных закономерностей. Полученные эмпирические результаты
послужили основанием для внедрения в психологическую теорию и организационно-деятельностную
практику принципа безопасности как базовой мировоззренческой позиции,
позволяющей наиболее эффективно выстраивать процессы, предполагающие вовлеченность
в их функционирование человеческого фактора.
Делая обзор
основных позиций современной психологии безопасности личности, отметим, что под
психологической безопасностью в настоящее время понимается особая проекция
средовых условий функционирования субъекта на психические структуры,
обеспечивающие интегральное переживание им чувства защищенности и не
снижающейся во времени способности к развитию в направлении реализации главной для
него личностной цели. В зависимости от актуализируемых структур, обеспечивающих
переживание субъектной безопасности, ее анализ осуществляется на основе
рефлексии соответствующего ощущения, чувства, представлений, состояния,
поведенческих (безопасное поведение) и личностных (безопасный тип личности,
базовая потребность в безопасности) проявлений.
Необходимость
сохранения индивидуально приемлемого для психологического благополучия субъекта
баланса защищенности и открытости как залога непрекращающегося развития в
условиях полидетерминированности внешними и внутренними факторами придает его
безопасности динамический характер. При этом перекос в сторону защищенности или
в пользу открытости субъекта действию неблагоприятных факторов приводит к нарушению
психологической безопасности его личности. В основе поддержания такого рода
динамического баланса рассматривается обеспечение подконтрольности субъекту
действия факторов, значимых для его защищенности и развития в интересах
реализации личностно значимой жизненной цели.
Приоритетным
внешним фактором организации процессов самообеспечения психологической
безопасности личности выступает фактор времени, специализирующим их содержательно
и структурно [8, 12]. Одновременно, само субъектное переживание
наличия или отсутствия безопасности существенно изменяет субъективное
восприятие времени [9].
Наиболее
часто нарушение баланса защищенности и открытости, актуализирующее субъектную
потребность в безопасности, происходит в экстремальных ситуациях, т.е.
ситуациях, субъективно трудных, требующих от субъекта определенных (специализированных
задачам их адекватного отреагирования) качеств [4, 7]. Нахождение субъекта вне пределов экстремальных ситуаций сопровождается
скрытым для его сознания пролонгированным переживанием потребности в
безопасности. Ее актуализация в экстремальных ситуациях сопровождается ростом
значимости ресурсов сохранения основополагающего для безопасности субъекта
баланса защищенности и открытости поступающим влияниям.
Энергетическая
«подпитка» баланса составляющих психологической безопасности осуществляется на
основе реальных и виртуальных ресурсов ее субъекта, т.е. всего того комплекса
средств, которые актуально или в приемлемые для его безопасности сроки могут
быть привлечены для поддержания баланса стабилизирующей его защищенности и
развивающей открытости. Наиболее оптимальными по ряду причин ресурсами
психологической безопасности субъекта признаны его внутренние психические
резервы – индивидуальные свойства и сформированные в процессе персонального
жизненного пути способности к самообеспечению безопасности. Их использование
происходит с использованием определенных стратегий самообеспечения безопасности
и соответствует сформированным у субъекта персональным сценариям безопасности [6]. Невозможность сохранения устойчивой безопасности личности способствует
формированию уникальной траектории самообеспечения психологической безопасности
субъекта жизнедеятельности, имеющей темпоральную специализацию.
Обозначенные
в рамках общей психологии базовые положения предметного поля безопасности
личности получили всестороннюю апробацию в рамках прикладных направлений
психологической науки (педагогической, социальной, возрастной, политической,
юридической, медицинской и др.), которые, в свою очередь, позволили раскрыть ее
частные особенности в различных сферах жизнедеятельности. В педагогической
психологии проблематика психологической безопасности приоритетно
рассматривается в рамках поиска и разработки безопасных условий организации
учебного процесса, в целом, и его отдельных аспектов, в частности. Так, в
рамках ее исследовательского пространства уточнены содержательные особенности
такого базового для психологии безопасности понятия как сценарий
психологической безопасности, в том числе, применительно к отдельным вопросам
организации профессиональной подготовки студентов [15]. Показано, что развитие этой проблематики приобретает большую
прицельность в результате использования принципа безопасности [13]. Исследовательское пространство социальной психологии, обладая
значительным предметным разнообразием, на текущий момент способствовало
оформлению нескольких направлений, относящихся к интересам психологии
безопасности личности: социальные средства поддержки психологической
безопасности личности [2], особенности поведения определенных
социовозрастных групп в ситуациях, актуализирующих субъектную потребность в
безопасности [14], использование ресурсов безопасности для урегулирования
состояния отдельных социально-психологических явлений [10]. В рамках медицинской психологии психологическая безопасность
рассматривается в качестве ведущего фактора достижения лечебно-оздоровительного
эффекта в различного типа лечебных учреждений [11].
Таким
образом, психология безопасности личности на текущий момент достигла уровня
исследовательской разработки своих базовых и прикладных аспектов, достаточный
для ее признания в качестве наиболее актуального, связанного с практикой и
теоретически обоснованного научного направления. Вместе с тем, она требует
дальнейшего развития, что поддерживается социальным запросом и уже полученным
опытным материалом.
Список литературы:
- Иохвидов В.В., Зикункова В.В. Агрессивное поведение подростков с позиций концепции психологической безопасности личности // Прикладная психология и психоанализ. – 2016. – № 4. – С. 6.
- Котова И.Б., Краснянская Т.М., Тылец В.Г., Веселова В.Г., Иохвидов В.В. Артефакты личной безопасности в субъектном пространстве студентов вуза // Российский психологический журнал. – 2016. – Т. 13. – № 4. – С. 51-67.
- Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «человек» // Известия ТРТУ. – 2006. – Т. 56. – № 1. – С. 238-247.
- Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия ТРТУ. – 2005. – Т. 49. № 5. – С. 246-257.
- Краснянская Т.М. Проблема безопасности в историческом генезисе социальных представлений и психологических воззрений // Научная мысль Кавказа. – 2004. – № 7. – С. 29-37.
- Краснянская Т.М. Психологические особенности сценариев безопасности студентов вуза // Education Sciences and Psychology. – 2015. – № 2 (34). – С. 90-95.
- Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ТРТУ. – 2006. – Т. 68. № 13. – С. 299-305.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2012. – № 3. – С. 221-225.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2016. – Т. 5. № 3. – С. 231-236.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Проблемно-предметное поле психологического аудита безопасности организации // Прикладная психология и психоанализ. – 2011. – № 1. – С. 2.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность в системе факторов санаторно-курортного оздоровления // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2017. – №4. – С.26-30.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Трансформация темпорального пространства субъектной безопасности в условиях суицидального влияния // Education Sciences and Psychology. – 2017. – №2 (44). – С. 73-81.
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Принцип безопасности электронной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения // Информационные технологии и средства обучения. – 2017. – Т.62. №6. – С.203-215.
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности пенсионера в условиях социального выбора // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта ім. Янкі Купалы. Серыя 3: Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. – 2018. – Т. 8. №1. – С. 144-154.
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологические сценарии создания безопасной медиасреды вуза // Медиаобразование. – 2017. – № 4. – С. 73-82.
Комментарии: