» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Короткова Полина Валентиновна, старший преподаватель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Форматы дебатов для использования среди обучающихся иностранному зыку на начальных этапах

Статья просмотрена: 441 раз
Дата публикации: 04.04.2018

УДК 37.022

ФОРМАТЫ ДЕБАТОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ

Короткова Полина Валентиновна   

Морозова Наталия Юрьевна

старший преподаватель

Московский политехнический университет, г. Москва

 

Аннотация. Технология дебатов обретает все большую популярность среди преподавателей иностранного языка. Одна из ее особенностей состоит в том, что студенты-участники дебатов должны обладать высоким уровнем развития навыков речевой деятельности на иностранном языке. Однако, как показала практика, применение дебатов является возможным и в группах студентов, находящихся на начальном этапе изучения иностранного языка. В данной статье будут рассмотрены форматы дебатов, применяемые в начале работы с данной педагогической технологией. К таким форматам относятся: «Один на один», «Круглый стол», «Открытый форум.

Ключевые слова: дебаты, форматы дебатов, речевая деятельность, коммуникация.

 

Главное назначение дисциплины «Иностранный язык» заключается в формировании коммуникативной компетенции, то есть «способности решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни» [1]. Данная способность развивается при реализации компетентностного подхода к обучению, предполагающего практическое владение иностранным языком. Одной из педагогических технологий, способствующих развитию коммуникативной компетенции обучающихся, являются дебаты – относительно новая технология, которая нашла широкое применение в преподавании иностранного языка, в том числе в вузах.

Общее определение понятия «дебаты» дается Ожеговым С.И., Шведовой Н.Ю. в «Толковом словаре русского языка» - это «прения, обсуждение вопроса» [3]. Определение в контексте данной работы, в которой дебаты рассматриваются как педагогическая технология, предлагает словарь Мериам-Вебстер: «Дебаты – соревнование слов и аргументов; формальное обсуждение какой-либо темы в соответствии с определенными правилами» [7]. Далее рассмотрим несколько определений дебатов в контексте учебного процесса, приведенных в работах нескольких исследователей.

А. Снайдер и М. Шнурер предлагают рассматривать дебаты как «четко структурированное коммуникативное мероприятие, посвященное определенной теме, при котором стороны, защищающие противоположные точки зрения, периодически меняясь ролями, выступают перед группой людей, принимающих окончательное решение в чью-либо пользу» [5,6]. Канадское «Общество дебатов Ньюфаундленда и Лабрадора» определяет дебаты как «средство, способствующее развитию навыков исследования и обсуждения вопросов в учебном процессе» [6,2]. Е.И. Пассов и В.Б. Царькова рассматривают дебаты как прения, обмен мнениями, в основе которых лежит соблюдение трех основных принципов: принцип необходимости соблюдения уважения к сопернику, принцип честности и принцип отсутствия проигравших [4]. П.Б. Гурвич определяет дебаты как прием, активизирующий умственную деятельность и творческие способности человека, предоставляя возможность отстаивать свою точку зрения в обсуждении [2]. Основываясь на приведенных выше определениях и изучении литературы, посвященной дебатам, мы будем рассматривать дебаты как метод обучения, представляющий собой коммуникативную ситуацию, смоделированную на основе спорного вопроса, при которой участники придерживаются противоположных точек зрения и доказывают их оппоненту, опровергая при этом его позицию. Итогом данного коммуникативного процесса является решение третьей (назначенной заранее) стороны относительно того, кто из участников выражал свою позицию наиболее доказательно и убедительно. Дебаты проводятся по определенной схеме, этапы которой регламентированы по времени.

Источники научной литературы, посвященной исследованию дебатов, описывают большое количество форматов их проведения. Однако существует определенный набор элементов структуры, присущий любому формату дебатов. Данные элементы перечислены ниже.

1.                  Установка – тема,  предмет дискуссии.

2.                  Участник дебатов – студент с определенной заранее ролью.

3.                  Две стороны выступающих. Первая высказывается в поддержку установки (в данной статье эта сторона будет обозначаться как выступление «за»). Вторая высказывается в опровержение установки (будет обозначаться как выступление «против»).

4.                  Завершающие выступления сторон, которые закрывают дебаты и подводят итоги.

Использование технологии дебатов в обучении позволяет реализовать целый ряд образовательных целей: развить навыки публичных выступлений, критического мышления, исследовательские навыки, навыки работы в команде. Кроме того, участие в дебатах привлекательно для студентов, так как предоставляет им достаточно свободы действий и приучает принимать на себя ответственность за свое обучение. Также очень важной характерной чертой дебатов является необходимость «активного размышления» [5,4] студентов над проблемой, а это умение является одним из важнейших для формирования специалиста.

Применение дебатов в обучении иностранным языкам ориентировано на развитие личности обучающегося, на активизацию его потенциальных возможностей, что достигается применением личностно-деятельностного и коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам. Технология дебатов полностью отвечает принципам указанных подходов и поэтому успешно применяется преподавателями иностранного языка. Наш опыт применения дебатов при обучении студентов нелингвистического вуза показал, что данная технология более успешно применяется в группах студентов c таким уровнем владения иностранным языком, при котором студенты могут поддерживать коммуникативное взаимодействие в очень широком ряде ситуаций и контекстов. Однако, как показала педагогическая практика, применение дебатов является возможным и в группах студентов, коммуникационные навыки которых имеют ограничения в силу того, что они находятся на начальном этапе обучения иностранному языку – они могут обмениваться информацией исключительно по спектру изученных тем, используя в речи предложения простых конструкций.

Правильный выбор формата является одним из важнейших условий успешного применения данной технологии в обучении студентов. В группах студентов, находящихся на начальных этапах обучения иностранному языку, наиболее целесообразным нам представляется применение дебатов упрощенной организационной структуры, что позволяет участникам сосредоточиться непосредственно на процессе коммуникации на иностранном языке. Дебаты, проводимые в таких форматах, максимально приближены к естественным коммуникативным ситуациям. Также дебаты упрощенной организационной структуры являются подходящими для преподавателей, начинающих работу с данной педагогической технологией, - дебаты  имеют многокомпонентную структуру, и по мере накопления практического опыта в применении метода дебатов в учебном процессе наиболее целесообразно двигаться от простых структур к сложным.

Рассмотрим примеры форматов проведения дебатов, которые, на наш взгляд, являются наиболее подходящими для начала работы с данной технологией.

1. Дебаты «Один на один».

Практический опыт показывает, что для начального этапа работы с дебатами стоит выбрать формат «Один на один». В таблице ниже представлены основные составляющие данного формата.

Таблица 1. Дебаты «Один на один»

сторона

действие

время

выступление «за»

Высказывается в поддержку установки

3 минуты

выступление «против»

Опровергает позицию выступления «за», высказывается в опровержение установки.

3 минуты

выступление «за»

Опровергает позицию выступления «против», приводит новые аргументы в поддержку своей позиции, подводит итог своему выступлению.

2 минуты

выступление «против»

Опровергает позицию выступления «за», приводит новые аргументы в поддержку своей позиции, подводит итог своему выступлению

2 минуты

При таком формате отсутствует необходимость прилагать усилия, направленные на восприятие и анализ высказываний нескольких участников, и студент может сконцентрироваться только на формулировании собственных мыслей и на восприятии речи своего оппонента. При участии в дебатах «Один на один» студенты говорят небольшое количество времени без подготовки. Акцент сделан на применении основных навыков разговорной речи, без необходимости употребления сложной лексики. Время, отведенное на выступление каждой стороне, может быть изменено исходя из ситуации в конкретно взятой группе студентов.

Дебаты в данном формате проводились в группах студентов факультета машиностроения, обучающихся по специальности «Проектирование технологических машин и комплексов», в течение одного учебного семестра. Периодичность проведения - одна сессия дебатов продолжительностью до одного академического часа каждые две учебных недели. По результатам проведения дебатов в данном формате наметилась положительная динамика в развитии навыков речевой деятельности студентов:

-           стала менее выраженной боязнь сделать грамматическую ошибку при говорении, студенты стали более уверенно выражать свои мысли;

-           наличие мотивационного импульса для высказывания придало речи студентов большую естественность;

-           студенты прилагали дополнительные усилия для понимания речи собеседника посредством выражения просьбы повторить высказывание, что обеспечило, в частности, развитие навыков аудирования, а так же умения задавать вопросы и отвечать на них;

-           повысилась динамика развития произносительных, лексических и грамматических навыков.

2. Дебаты «Круглый стол».

Формат имеет более сложную структуру относительно дебатов «Один на один». В таблице ниже представлены основные составляющие данного формата.

Таблица 2. Дебаты «Круглый стол»

сторона

действие

время

председатель

Дает установку для обсуждения, приглашает участников к дискуссии.

1 минута

выступление «за»

Высказывается в поддержку установки.

1 минута

выступление «против»

Высказывается в опровержение установки.

1 минута

нейтралитет

Задает вопросы любой стороне, отвечать может любой участник.

4 минуты

все участники

Участвуют в открытой дискуссии под контролем председателя

6 минут

председатель

Подводит итоги дебатов, называя  основные аргументы выступлений «за» и «против».

1 минута

председатель

Объявляет голосование в поддержку выступления «за» или выступления «против», подсчитывает голоса аудитории, определяет победителя.

1 минута

Добавляются дополнительные участники: «председатель, выполняющий функцию руководителя процесса дебатов, и «нейтралитет», не придерживающийся ни позиции «за», ни позиции «против». На роль председателя следует выбирать одного из  студентов, обладающих более высоким уровнем владения иностранным языком. Выступление «за» и выступление «против» представлены участниками в количестве больше одного. Число участников каждой стороны должно быть одинаковым. Как следует из названия, формат предполагает расположение участников за круглым столом, либо на местах, располагающихся по кругу. В приведенную схему можно внести изменения. Например, можно оговорить, что участники, выполняющие роль нейтралитета, могут выражать поддержку только одной из сторон. Время, отведенное на выступление каждой стороне, может быть изменено исходя из ситуации в конкретно взятой группе студентов.  

Формату присущи следующие характерные особенности:

1)         неформальная атмосфера дебатов уменьшает боязнь публичных выступлений;

2)         обеспечивается вовлечение в участие большинство студентов конкретной группы в ограниченное время;

3)         существует возможность сфокусироваться на деталях обсуждаемого вопроса.

Дебаты в данном формате были проведены в группах студентов факультета технологического предпринимательства, обучающихся по направлению бакалавриата «Инноватика, в течение одного учебного семестра. Периодичность проведения - одна сессия дебатов продолжительностью до одного академического часа каждые две учебных недели. По результатам проведения дебатов в данном формате была выявлена динамика в развитии речевой деятельности, описанная в пункте 1 данной статьи (см. выше), также были выявлены положительные моменты в развитии коммуникативных навыков студентов:

-           было констатировано развитие умения слушать критически;

-           по мере накопления практического опыта участия в дебатах наблюдалось развитие навыков формулирования, определения, обоснования и анализа обсуждаемых тем;

-           было констатировано улучшение слухового восприятия монологической речи.

3. «Открытый форум».

Данный формат организован наподобие общественных собраний для обсуждения спорного вопроса.

В таблице ниже представлены основные моменты организации данного формата.

Таблица 3. Дебаты «Открытый форум»

сторона

действие

время

председатель

Дает установку для обсуждения, приглашает участников к дискуссии.

1 минута

горожане

Высказываются по теме

20 минут

председатель

Объявляет окончание высказываний и голосование

1 минута

горожане

Высказываются по теме (максимум 1 минута)

8 минут

председатель

Подсчитывает голоса и объявляет результаты голосования

1 минута

журналист

Сообщает о происходившем во время дебатов

1 минута

все участники

Обмениваются рукопожатиями и поздравляют друг друга с окончанием дискуссии

1 минута

Председатель объявляет тему и просит участников высказываться. Участники приводят свои аргументы. Часто выбирается один из приведенных аргументов и выносится на голосование в конце дебатов. Особенностью формата является то, что участники не обязаны высказываться, они могут выступать в роли слушателей – это обеспечивает развитие навыков говорения в условиях, приближенных к естественным. Также указанная особенность способствует преодолению страха перед публичными высказываниями. Участники имеют достаточно времени для анализирования высказываний друг друга, что делает участие в дебатах более комфортным для студентов, находящихся на начальных этапах изучения иностранного языка.

Важный организационный момент состоит в том, что участники  должны приглашаться к высказываю председателем, либо самим преподавателем, «чтобы обеспечить упорядоченную дискуссию»[5,53]. Можно вести список высказавшихся студентов для мотивирования тех, кто испытывает стеснение и нерешительность, и потому не участвует активно в дебатах. При отсутствии желающих начать дебаты преподаватель может сам назначить выступающих.

Формат может быть скорректирован для обеспечения выполнения задач обучения в конкретной группе студентов. Например, студентам могут быть назначены роли в соответствии с контекстом обсуждаемой темы – персонажей литературных произведений, исторических фигур, рабочих, государственных служащих и т.д.  Участники дебатов могут располагаться в соответствии с их позицией по обсуждаемому вопросу, например: справа – те, кто за, слева – те, кто против, в центре – участников с нейтральной позицией. Если в ходе дебатов позиция участников меняется, они переходят на другое место. Время, отведенное на выступление каждой стороне, может быть изменено исходя из ситуации в конкретно взятой группе студентов. Для данного формата оно быть заранее ограничено во избежание доминирования в обсуждении отдельных студентов.

 Формату присущи следующие характерные особенности:

1)         возможно вовлечение в процесс большого количества участников;

2)         возможно рассмотрение и повторение узких вопросов материала изучаемой темы;

3)         существует возможность проводить дебаты в форме ролевой игры.

Дебаты в данном формате были проведены в группах студентов транспортного факультета, обучающихся по специальности «Наземные транспортно-технологические средства», в течение одного учебного семестра. Периодичность проведения - одна сессия дебатов продолжительностью до одного академического часа каждые две учебных недели. По результатам проведения дебатов в данном формате была выявлена динамика в развитии речевой деятельности, описанная в пунктах 1 и 2 данной статьи (см. выше), также был установлен прогресс в развитии таких коммуникативных навыков, как:

-           умение взаимодействовать в команде;

-           умение уважать иную точку зрения.

Для трех описанных форматов является важным заблаговременное объявление тем, чтобы участники имели возможность подготовиться. Во-первых, это снижает уровень стресса участников, которые в силу своих индивидуальных особенностей испытывают трудности в условиях необходимости высказываться публично. Во-вторых, наличие подготовительного этапа делает дебаты более насыщенными информационно и позволят участникам получать новые знания.

Итак, дебаты – метод обучения, представляющий собой коммуникативную ситуацию, смоделированную на основе спорного вопроса, при которой участники придерживаются противоположных точек зрения и доказываю их оппоненту, опровергая при этом его позицию. Большинство форматов дебатов, описанных современными исследователями, применяются для работы со студентами, обладающими высоким уровнем развития навыков речевой деятельности на иностранном языке. В статье описаны форматы дебатов, успешно примененные нами на занятиях по иностранному языку в группах студентов, находящихся на начальном этапе изучения иностранного языка. Эффектом от использования технологии дебаты явилось ускорение динамики развития у студентов навыков речевой деятельности и  коммуникации на иностранном языке.

 



Список литературы:

  1. Азымов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
  2. Гурвич П.Б. Основы обучения устной иностранной речи на языковых факультетах: курс лекций в 2-х ч. – Владимир: ВГПИ, 1972.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 8 изд., доп. – М.: Азбуковник, 2002. – 994 с.
  4. Пассов Е.И., Царькова В.Б. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. – М.: Просвещение, 1993. – 125 с.
  5. Alfred Snider, Maxwell Shnurer Many sides: debate across the curriculum. – Rev. ed. – NY.: International Debate Education Association, 2006. – 305 p.
  6. Newfoundland and Labrador Speech and Debate Union Teacher’s guide to introducing debate in the classroom. – S&DU, 2016. – 29 p.
  7. The Merriam-Webster Dictionary. – Merriam-Webster Incorporated, 2016. – 960 p.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: