» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Романов Сергей Юрьевич, кандидат философских наук
Рубрика: Политология
Название статьи: Механизмы партийного рекрутирования и селектирования элит и лидеров в Великобритании и США

Статья просмотрена: 779 раз
Дата публикации: 06.04.2018

УДК 329

МЕХАНИЗМЫ ПАРТИЙНОГО РЕКРУТИРОВАНИЯ И СЕЛЕКТИРОВАНИЯ ЭЛИТ

И ЛИДЕРОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США

Романов Сергей Юрьевич

кандидат философских наук, старший научный сотрудник

ГАУ Центр гуманитарных исследований Министерства культуры Республики Башкортостан, г.Уфа

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме рекрутирования и селектирования политических элит и лидеров в рамках политических партий. Основное внимание уделяется теме формирования партийных политических элит Великобритании и США. В статье затрагиваются вопросы структуры и функций законодательных (представительных) органов данных стран. Особое внимание уделяется системе фильтрации политической элиты. На примерах ключевых этапов карьеры политических лидеров Великобритании и США раскрываются конкретные механизмы рекрутирования и селектирования партийных политических элит. Проведенный анализ позволил выявить способы и каналы построения политической карьеры в данных странах. В статье рассматривается практика праймериз и кокусов, значение выборов на муниципальном и региональном уровне как элементов рекрутирования и селектирования политических элит и лидеров.

Ключевые слова: рекрутирование, селективароние, элита, лидер, партия, кадровая политика, отбор, праймериз, кокус, фильтр, выборщики, партия, гильдия, аристократия, гильдейское и  антрепренерское рекрутирование.

 

Механизмы партийного рекрутирования и селектирования компетентных лидеров являются одной из центральных тем в элитологии. Интерес к кадровой политике граждан, ставящих свой непосредственной целью легальное овладение политической властью, обусловлен необходимостью обеспечения функционирования и развития государства как системы. В этой связи партии выступают в качестве моделей действенных механизмов отбора и отсева кандидатов на высшие государственные должности.

Наибольшее внимание исследователей привлекает к себе британская модель партий, осуществляющих рекрутирование и селектирование элит и лидеров. Её своеобразие заключается в том, что механизмы отбора и отсева кандидатов складывались исторически в условиях компромисса старой феодальной и новой капиталистической аристократии. По этой причине в Великобритании образовались институты двухуровневого представительства.

Старая феодальная элита первоначально составляла основу верхней палаты парламента (Палаты лордов). Новые лидеры, представляющие неаристократические слои общества, осуществляли законотворчество в нижней палате (Палате общин). Бикамеральность британского парламента предполагала различие в механизмах рекрутирования и селектирования его представителей.

Палата лордов состоит из епископов, которые напрямую не связаны с политическими партиями, наследственных аристократов «крови» - лордов и пэров. Пожизненный титул последних вручается монархом за исключительные заслуги перед страной или выполнение обязанностей спикера Палаты общин. Данное обстоятельство позволяет партиям постепенно расширять свое представительство в Палате лордов. Об этом свидетельствует партийный состав Верхней палаты британского парламента. Для членства в Палате лордов существуют только квалификационные законодательные фильтры, связанные с возрастом, судимостью и имуществом. Контроль за соблюдением этих требований осуществляет сам представительный орган. В роли селекторов выступают партийные функционеры высшего звена партии, победившей на выборах в Палату общин.

Нижняя палата британского парламента формируется из числа лидеров политических партий, победивших на всеобщих равных прямых выборах на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам: «Практически кандидаты выдвигаются политическими партиями. Отбор кандидатов осуществляется партийными организациями в избирательных округах, обычно в сотрудничестве с центральными органами партий. Кандидат подбирается из претендентов, предварительно одобренных центральным руководством из внесенных в соответствующий список»[7]. Для победы на выборах кандидату достаточно заручиться поддержкой простого большинства избирателей. Аналогичным образом партия, получившая большинство в Палате общин получает право выдвинуть своего лидера на пост премьер-министра и спикера.

Начальный этап подбора партийных кадров Консервативной партии (The Conservative and Unionist Party, Tory) связан с реализацией принципа относительной открытости, который можно выразить в формуле: доступность политической карьеры для претендентов с высоким социально-экономическим и/или политическим статусом. Отбор таких претендентов партийными рекрутерами традиционно осуществляется среди учащихся элитных образовательных учреждений «Расселовской группы», объединяющей 24 самых привилегированных вуза»[2]. В этих вузах осуществляется первичное рекрутирование в члены консервативной партии в рамках открытых волонтерских программ для молодежи. Как правило, это агитационные проекты, направленные на формирование корпоративной и индивидуальной принадлежности к партии. Примерами этому могут служить «TM playing part» и «You get to meet so many people»[19]. Координаторы таких программ составляют слой, из которого рекрутируют партийных функционеров среднего и высшего звена. В частности с работы в качестве координатора «Ассоциации Консервативной партии» Оксфорда начинали свою политическую карьеру Эдвард Хит и Маргарет Тэтчер.

Важным этапом в построении партийной карьеры в Консервативной партии в 50-х гг. ХХ века являлось участие в муниципальных выборах. В частности М. Тэтчер участвовала в выборах в округе Дартфорд: «На всеобщих выборах в феврале 1950 года и октябре 1951 года Маргарет становится самым молодым кандидатом и единственной женщиной-кандидатом от партии «тори»[6]. В новейший период лидеры и партийные функционеры среднего звена «стажируются» на руководящих должностях в теневых кабинетах министров, органах государственной власти, международных корпорациях и крупных СМИ. В частности М. Тэтчер в разное время занимала следующие должности: «заместитель министра пенсий и государственного социального страхования в кабинете Гарольда Макмиллана… министр образования»[6], и это не считая работы на высоких должностях в теневых кабинетах министров «Верной оппозиции её Величества» (англ. Her Majesty’s Loyal Opposition). До избрания лидером партии «тори» Дэвид Кэмерон успел поработать «В 1993 году… специальным советником в Министерстве внутренних дел… В июле 1994 года Кэмерон ушел с поста специального советника и занял пост директора по корпоративным связям телекомпании Carlton Communications»[4].

Лидеры Новой Лейбористской партии («New Labour Party» - Партия труда) рекрутируются либо также, как и консерваторы, в элитных образовательных учреждениях, либо в рамках специальных образовательных молодежных программ для селектирования активистов и агитаторов. В частности, Тони Блэр получил блестящее образование в колледжах «Эдинбурга и Оксфорда»… Во время учёбы он вступил в Лейбористскую партию»[15]. Он начинал политическую карьеру в качестве активиста и агитатора, но «уже к 1992 году он стал одним из наиболее перспективных членов парламентской фракции Лейбористской партии, а в 1994 году – лидером оппозиции Её Величества… Блэр успел пройти хорошую школу профессионального мастерства… в палате общин… это было время, закалившее Блэра в политических дебатах и баталиях»[14]. Для рекрутирования и селектирования элит и лидеров партия Новых Лейбористов создала собственную образовательную программу бесплатного профессионального обучения рабочим профессиям, организации летних лагерей для подростков под названием: «Jobs for young people»[17]. Британская модель рекрутирования и селектирования элит и лидеров имеет много общего с американской.

В США система многопартийности формировалась под влиянием федеративной формы государственного устройства, президентской формы правления, конституционных принципов разделения властей, «сдержек и противовесов», региональных и других особенностей организации общества, которые можно назвать «особой политической культурой… идентичностей, лояльностей и гражданского активизма»[5]. Как и в Великобритании, в США существует четкое разделение между системой «карьерной гражданской службы» всех уровней и «общей гражданской службы». К первой группе относится несменяемое чиновничество, ко второй - слой высших государственных служащих, сменяемых президентом: «По партийному признаку обычно происходит смена кабинета министров, а не всех чиновников без исключения»[12]. При этом назначение и смена высших чиновников осуществляется с согласия Конгресса США. Он является одним из трех высших федеральных органов государственной власти.

Помимо избрания губернаторов штатов, выборы Президента и Конгресса Соединенных Штатов являются одними из наиболее важных политических событий страны, которые приводят к агрегации интересов огромного количества политических групп вокруг лидеров демократов и республиканцев. Это связано с тем, что «обе главные партии в Соединенных Штатах состоят, в значительной степени, из громадного числа организаций. И особенность партийной структуры заключается в том, что все эти группы и организации практически автономны, часто соревнуются или даже конфликтуют друг с другом, и их объединение вокруг платформы той или иной партии весьма условно и временно»[1]. Поддержка партий представляет собой особую политическую культуру функционирования местных сообществ, лояльности и активности жителей штатов.

Причём в каждой административно-территориальной единице США свои особенности рекрутирования и селектирования элит, сформировавшиеся исторически. Общим является лишь то, что ключевую роль в существовании и деятельности партийных клубов, комитетов и групп активистов играет губернатор: «Губернаторами штатов обычно становятся профессиональные политики, реже - известные личности из других сфер деятельности, пришедшие в политику»[13]. Такая ситуация с рекрутированием губернаторов штатов отражает общее и условное деление американской элиты на политическую и не политическую. Тем самым создаются условия открытости для кооптации в партийные ряды известных и влиятельных личностей из среды бывших военных, спортсменов, деятелей шоу-бизнеса и бизнесменов. При этом профессиональные политики чаще приобретают известность в ходе выборов и работы в двухпалатных конгрессах штатов, рекрутируются из состава партийных функционеров среднего звена, возглавляющих клубы, комитеты или многочисленные активные группы.

В электоральных циклах определяющую роль играют губернаторы и местные партийные функционеры среднего звена, являющиеся профессиональными политиками. Особенно это касается вопроса рекрутирования из числа партийной элиты лидеров, претендующих на должности губернатора и президента: «Как правило, выборы губернаторов штатов - это селекция руководящей элиты США… именно из числа губернаторов штатов рекрутируется следующий президент США»[13].

Помимо определенных Конституцией США ограничений для кандидата на пост президента, губернаторский фильтр является одним из основных. Это связано с тем, что губернаторство как институт обладает всеми ветвями власти (исполнительной, законодательной и судебной) на уровне штата, представляющего собой своеобразную уменьшенную в масштабах «копию» страны. На долю федерального правительства в Соединенных Штатах остается совсем немного программ. В основном оно управляет системой социального страхования, программой «Медикэр» и национальными парками, и ещё ведает вопросами национальной обороны. Почти все остальные властные полномочия в государстве принадлежат на практике правительствам штатов.

Особая роль принадлежит губернаторам при проведении праймериз как антрепренерской формы рекрутирования. Они являются первичными выборами или предварительным партийным голосованием для выбора одного кандидата от партии: «Суть праймериз заключается в том, чтобы кандидаты от одной партии не отбирали голоса друг у друга в основных выборах…Кандидаты, проигравшие в праймериз, всё равно имеют право участвовать в основных выборах, но лишь в качестве независимых - без поддержки своей партии (и только на одну должность – авт.)»[11]. Выдвижение кандидатов на должность президента осуществляется на открытых и закрытых кокусах Демократов и Республикацев – «это собрания партийных функционеров, которые проводятся последовательно по всей вертикали партийной иерархии штата: низовые организации (приходов и поселков) - партийные комитеты среднего звена (районов, графств, избирательных округов по выборам в Конгресс) - конвент партии штата. На каждом из этих этапов члены партии голосуют за тех делегатов, которые будут их представлять и высказываться от их имени на следующем уровне партийной организации штата»[9]. Собраниях активистов и партийных функционеров проводятся в тех штатах, где есть клубы, комитеты и организованные группы в поддержку кандидата: «Демократическая партия на предыдущих выборах президента (прим. Речь идет об электоральном цикле 2012-2013 гг.) США проводила открытые кокусы в 5 штатах, закрытые - в 9 штатах. Республиканская партия провела открытые кокусы в 3 штатах, закрытые - в 14 штатах»[9]. В открытой форме кокусы проводятся с участием рядовых активистов, членов партии и партийных функционеров среднего звена. При закрытом кокусе в обсуждении кандидатуры на пост президента участвуют только члены партии и партийные функционеры среднего звена.

Также, как и кокусы, праймериз также могут быть открытыми (участвуют в голосовании все избиратели вне зависимости от партийной принадлежности с правом отдать свой голос только за одну партию) и закрытыми (участвовать в голосовании могут только зарегистрированные сторонники партии). При проведении праймериз в ряде штатов действует партийный фильтр – «тест», установленный властями штатов: «Кандидату требуется представить определенное количество подписей однопартийцев, поддерживающих его кандидатуру - в штате Теннесси достаточно собрать 25 подписей. В штате Мэн требуется представить 2 тыс. подписей… В штате Нью-Йорк требуется собрать не менее 15 тыс. подписей или не менее 5% от зарегистрированных членов партии, причем не менее 5% из них должны проживать в половине избирательных округов штата. В некоторых штатах США - например, в Колорадо и Коннектикуте - местные партийные организации проводят особые конвенции, на которых определяют перечень политиков, которые могут быть допущены к участию в праймериз»[11]. Основной функцией праймериз является выдвижение делегатов на региональные партийные конференции и съезды, которые выбирают делегатов на национальный партийный съезд, который и определяет лидеров партии, кандидатуры которых можно выдвигать на всеобщее голосование на должности президента и вице-президента.

Следующим важным фильтром для партийных лидеров, претендующих на эти должности, является коллегия выборщиков. Американский избиратель, голосуя за кандидатуру президента и вице-президента от партии, автоматически голосует за их выборщиков из этого штата: «Наиболее распространенным способом является избрание выборщиков на партийных конференциях штата. Данная практика применяется в 36 штатах. В 10 штатах выборщики избираются комитетами партийных организаций штата. То есть каждая партия в данном штате составляет свой список выборщиков. Обычно на должность выборщиков претендуют известные в штате должностные лица, партийные активисты или просто известные личности»[3]. Каждый кандидат в президенты идет на выборы со своим списком выборщиков (прим. «Коллегия выборщиков» составляет примерно 538 человек.  Это наиболее уважаемые и влиятельные жители штатов – представители партийной и непартийной элиты. Свой список составляет перед выборами партия Демократов и партия Республиканцев) от штата. Победившие в ходе прямого тайного голосования кандидатуры на должность президента и вице-президента от той или иной партии, делегируют свой список выборщиков от штата в коллегию выборщиков, собирающуюся со всех штатов для голосования. Свой список составляет перед выборами партия Демократов и партия Республиканцев. Итого 1076 человек, которых в конкретном электоральном цикле можно назвать элитой американского общества, теоретически обладающей правом проголосовать не за ту кандидатуру, которую выбрали граждане в ходе прямого тайного голосования.

Партии Демократов и Республиканцев практически полностью контролируют партийный канал рекрутирования и селектирования политической элиты, но открыто не препятствуют появлению и деятельности различных «третьих партий». В частности в недавнем прошлом миллиардер Росс Перо создал харизматическую «Партию реформ» для выдвижения своей кандидатуры на должность президента США. В 1996 г. она набрала 8,4% голосов на президентских выборах. Этого было достаточно для того, чтобы получить федеральное финансирование». Однако развить успех «Партии реформ» Россу Перо не удалось. Возможность существования «третьих партий» в США и в других странах резко ограничивается необходимостью соблюдения сложных формальных процедур, необходимых для существования больших политических партий. По мнению представителей «третьих» партий: «Демократы и республиканцы специально создают препятствия для «третьих» партий, чтобы сохранить привычный баланс сил»[8]. Для того чтобы занять место рядом с демократами и республиканцами в партийном канале рекрутирования политических элит, «третья партия» должна добиться «статуса «большая партия»[16]: «Определение правил регистрации партий отдано на откуп штатам… надо регистрироваться в каждом из 50 штатов по отдельности, для чего выполнить ряд неудобных процедур… партии в США не имеют постоянного права на участие в выборах… перерегистрируются каждые два или четыре года (срок зависит от штата…)»[10]. Необходимо отметить, что соблюсти многочисленные требования, учесть разнообразие избирательного законодательства штатов и множество других факторов новые политические партии и лидеры не могут. Харизматическим партиям, поддерживающим самовыдвижение своих лидеров в условиях сложившейся партийной системы и устойчивых политических предпочтений электората, сложно длительное время сохранять конкурентоспособность.

Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что формы селектирования и рекрутирования партийных элит и лидеров не исчерпываются категориями «закрытая» - гильдейская и «открытая» - антрепренерская. Помимо них, можно выделить «полузакрытую форму», применимую в равной степени ко всем видам селектирования и отбора.

Гильдейское рекрутирование исторически приобрело значительное количество вариаций: а) неопотизм с формированием гильдии на основе семьи, её исторических связей и непрерывного из поколения в поколения участия в кадровой политике политических партий, связей, отношений, статусов, знаний и опыта, преданность электората, передающихся из поколения в поколение по мужской и женской линии; б) внутрипартийная уровневая гильдейность, образующаяся в результате специализации и формирования слоя профессиональных политиков среднего звена; в) внутрипартийная клубность, определяющая кадровую политику партии; г) выделение отдельных партийных каналов для участия в партийном строительстве и выдвижения лидеров профессиональными гильдиями, гильдейскими религиозными организациями, действующими под политическими лозунгами; д) «кастеизм», представляющий собой рекрутирование лидеров из закрытых социально-экономических гильдий; е) отбор по критериям следования религиозной доктрине, обрядности и обычаям; ж) отбор по критерию пола, возраста и сексуальной ориентации; з) кооптация в партийную элиту представителей непартийных элит; и) формирование партийной элиты по критериям расового и национального происхождения и владения языком; к) синдикальная кооптация партийных функционеров на основе общности идеологии и тактических интересов; л) номенклатурный отбор по критериям идеологической преданности партии, интеллекту, доступу к информации, моральным, профессиональным качествам и т.д. При гильдейском рекрутировании общим фильтром для элит и лидеров является управляемая связь с партийным электоратом, мыслящаяся в качестве сущности партийного профессионализма.

Антрепренёрское рекрутирование характеризуется максимальной открытостью и отсутствием внутрипартийных фильтров, которые выносятся за пределы партии. При этом селектирование осуществляют отдельные группы, а рекрутирование и фильтрацию - всё общество и государство. Необходимо отметить, в реальной политической действительности формы и виды селектирования, рекрутирования и внутрипартийной фильтрации лидеров и элит непрерывно развиваются и изменяются, существуют в неразрывном единстве и взаимообусловленности.

 



Список литературы:

  1. Американские политические партии и избирательная система // Сайт «ПОЛИТ.RU». [Электронный ресурс]. URL : http://www.polit.ru/article/2004/10/28/usa/ (дата обращения 05.01.2018)
  2. Вихров В. Британская элита остаётся закрытым клубом избранных // Сайт «Вся Европа и Люксембург». [Электронный ресурс]. URL : http://alleuropalux.org/?p=5478&print=pdf (дата обращения 5.01.2018)
  3. Выборы в США 2008. Полтора года мучений // Сайт «Американские гонки. Спецпроект Lenta.ru». [Электронный ресурс]. URL : http://usa.lenta.ru/help/howto/ (06.01.2018)
  4. Гордон Браун ушел в отставку. Власть в Великобритании передана лидеру консервато-ров Дэвиду Кэмерону // Сайт «NEWS.RU.COM». [Электронный ресурс]. URL : http://www.newsru.com/world/11may2010/gordon.html (дата обращения 06.01.2018)
  5. Кирчанов М.В. Третьи политические партии в Соединенных Штатах Америки и в Кана-де. Воронеж: Изд-е Факультета международных отношений. − 2009. − С. 4.
  6. Маргарет Тэтчер: ужасающе мягкая «железная леди» // Официальный сайт «РИАНОВОСТИ». [Электронный ресурс]. URL : http://ria.ru/thatcher_life/20130408/931600476.html (дата обращения 06.01.2018)
  7. Палата общин, формирование и состав членов // Сайт On-Line библиотеки www.ХServer.ru [Электронный ресурс]. URL : http://www.xserver.ru/user/prgb/2.shtml (да-та обращения 02. 01.2018)
  8. Партия «зеленых» США // Официальный сайт Русской службы ВВС. [Электронный ре-сурс]. URL : http://www.bbc.co.uk/russian/specials/uselections/greenparty.shtml (дата обра-щения 06.01.2018)
  9. Процедура выборов президента США // Официальный сайт «РИАНОВОСТИ». [Элек-тронный ресурс]. URL : http://ria.ru/spravka/20121102/908198275.html#ixzz3NxAUCv4E (дата обращения 05.01.2018)
  10. Святенков П. Как сделана американская двухпартийность // Сайт «Terra-America». [Элек-тронный ресурс]. URL : http://www.terra-america.ru/kak-sdelana-amerikanskaya-dvuhpartiynost.aspx (дата обращения 10.01.2018)
  11. Система первичных выборов (праймериз) в США. Справка. // Официальный сайт «РИАНОВОСТИ». [Электронный ресурс]. URL : http://ria.ru/spravka/20120111/536888038.html (дата обращения 06.01.2018)
  12. Стариков Н. Кризис: Как это делается – комментарии. Может ли президент США уво-лить управляющего ФРС? // Сайт «Livejournal». [Электронный ресурс]. URL : http://nstar-crisis.livejournal.com/1859.html (дата обращения 01.01.2018)
  13. Статус и роль губернатора штата // Сайт «WORC AND TRAVEL USA». [Электронный ресурс]. URL : http://gototravel.us/13/1/ (дата обращения 05.01.2018)
  14. Тони Блэр: десять лет во главе Британии // Сайт «Громыко». [Электронный ресурс]. URL : http://www.gromyko.ru/Russian/Brit/brit24.htm (дата обращения 06.01.2018)
  15. Тони Бэр. Биография. // Официальный сайт «Люди. PEOPLES.RU». [Электронный ре-сурс]. URL : http://www.people.su/15385 (дата обращения 06.01.2016)
  16. Фишман Д. Вопросы пассивного избирательного права. Анализ практического примене-ния в странах Европы и Америки. // Сайт «Демократия.ru». [Электронный ресурс]. URL: http://www.democracy.ru/library/foreign/countries/usa/1996-15_r1-r56/page11.html (дата об-ращения 10.01.2018)
  17. Jobs for young people // Официальный сайт Лейбористской партии Великобритании «Labour». [Электронный ресурс]. URL : http://www.labour.org.uk/issues/detail/young-people (дата обращения 06.01.2018)
  18. Members of the House of Lords // Официальный сайт Парламента Великобритании «Par-liament.uk». [Электронный ресурс]. URL : http://www.parliament.uk/mps-lords-and-offices/lords/ (дата обращения 02.01.2016)
  19. TEAM 2015 // Официальный сайт Консервативной партии Великобритании «Сonservatives». [Электронный ресурс]. URL: https://www.conservatives.com/Volunteer.aspx (дата обраще-ния 06.01.2018)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: