» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 2017

Автор: Уразаева Анастасия Александровна, преподаватель истории и обществознания
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Эффективность реализации мер социальной поддержки молодых специалистов: региональный уровень

Статья просмотрена: 455 раз

В современной России молодые специалисты занимают особое положение на современном рынке труда и испытывают трудности при поиске работы и дальнейшего трудоустройства. Под «молодым специалистом» понимается работник, в возрасте от 20 до 29 лет, получивший среднее профессиональное или высшее образование, и впервые поступивший на работу по полученной специальности в течение трех лет после окончания образовательного учреждения (1, с. 116 -124).

Для Ульяновской области проблема трудоустройства молодых специалистов является очень актуальной. В городе широко развита система высшего и средне специального образования, ежегодно выпускаются тысячи специалистов различного профиля. Но в данной ситуации возникают две проблемы. Во-первых, Ульяновск, как провинциальный город, является неактуальным для вчерашних выпускников, для них престижнее уехать в такие крупные города, как Москва, Санкт - Петербург, Самара или Казань. Это ведет к тому, что талантливые кадры покидают область (2). Во - вторых, даже если выпускник остался в области, то он ищет работу в таких сферах, как частные компании, торговля, реклама, банковское дело, то есть в тех сферах, где в большинстве своем опыт работы не требуется, да и оплата труда там значительно выше, чем в государственном секторе. Соответственно, государственные сферы деятельности: культура, образование, здравоохранение, спорт и наука, становятся непривлекательными для вчерашнего выпускника (3, с. 23-26).

В связи с возникшей проблемой, региональные власти проводят активную политику в сфере трудоустройства молодых специалистов высшего и средне специального звена, а так же их поддержки. В регионе создана нормативно-правовая база, которая определяет систему мер социальной поддержки (4, с. 1-3). Активная разработка началась с 2012 года.

Меры государственной социальной поддержки молодых специалистов в Ульяновской области, отраженные в действующих законодательных актах (5, с. 2-7; 9, с. 4-5; 10, с. 3; 11, с 3-6).

Как мы видим, в Ульяновской области активно развивается политика социальной поддержки молодых специалистов при поддержке губернатора и Правительства (6). В нашем регионе разрабатываются программы, направленные на предоставление материальной помощи молодым специалистам, предоставление им жилья, помощи в ремонте (7). Основные категории молодых специалистов, которые могут воспользоваться такой поддержкой: работники сферы образования, культуры, библиотечного и архивного дела, медицины, государственной службы, сельского хозяйства и ветеринарии (8). Так же интересным является тот факт, что молодым специалистам в сельской местности и в поселках городского типа предоставляется больше материальных гарантий и выплат, чем в городе.

Как мы видим, государство активно содействует молодым кадрам, изъявившим желание работать в государственной сфере, но сегодня остается актуальным вопрос о том, насколько меры государственной социальной поддержки являются эффективными с точки зрения самих молодых специалистов, достигается ли цель привлечения и закрепления молодых кадров на рабочие места.

С целью оценки эффективности социальной поддержки было проведено социологическое исследование: «Эффективность государственной социальной поддержки молодых специалистов в Ульяновской области». Данное исследование было проведено в период с февраля по апрель 2015 года, методом полустандартизированного интервью, респондентами выступили молодые специалисты в сфере образования и медицины города Ульяновска и сельской местности в количестве 30 человек. Дополнил интервью традиционный анализ Закона Ульяновской области от 06.11.2013 N 210-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области». Так же проанализированы отчеты Губернатора Ульяновской области, министерства образования Ульяновской области, министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области за 2012, 2013, 2014 годы. Была изучена информация с сайта министерства образования Ульяновской области о вакансиях в образовательные учреждения Ульяновска и Ульяновской области за период 2012, 2013 и 2014 года (11). В рамках социологического исследования проведен анализ статистической информации о выпускниках УлГПУ педагогических специальностей и их дальнейшем трудоустройстве в образовательные учреждения Ульяновска и Ульяновской области.

Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Не смотря на меры поддержки и мероприятия регионального масштаба, профессия учителя является непривлекательной для выпускников.

2. Меры поддержки не имеют доминирующее значение при трудоустройстве молодых кадров, выступая лишь в роли приятного дополнения.

3. Меры социальной поддержки как фактор закрепления на рабочем месте больше актуален для сельских молодых кадров, в особенности для учителей.

4. Молодые врачи, планирующие смену рабочего места, намерены оставаться в сфере медицины, тогда как учителя считают возможным смену сферы деятельности.

Исходя из результатов проведенного исследования, можно говорить о том. что для молодых кадров в сфере образования и медицины меры, предусмотренные социальной поддержкой молодых специалистов в Ульяновской области, имеют весьма малое значение при планировании своей трудовой деятельности и дальнейших планов самореализации и карьерного роста. По мнению самих молодых кадров, цель привлечения молодых специалистов в сферу образования и медицины, не достигается при помощи мер поддержки. Для молодых кадров в сфере образования и медицины меры, предусмотренные социальной поддержкой молодых специалистов в Ульяновской области, имеют весьма малое значение при планировании своей трудовой деятельности и дальнейших планов самореализации и карьерного роста. По мнению самих молодых кадров, цель привлечения молодых специалистов в сферу образования и медицины, не достигается при помощи мер поддержки. Субъективная оценка респондентов показывает, что поддержка молодых специалистов должна вестись не только в материальном плане, но и учитывать потребность молодежи в саморазвитии и самовыражении. Учет данных потребностей может способствовать закреплению молодых кадров на месте работы: в школах и медицинских учреждениях Ульяновска и в сельской местности.

При этом наблюдается положительная динамика: количественное увеличение числа молодых специалистов из года в год, как в сфере медицины, так и в сфере образования, соответственно, программа поддержки достигает определенных результатов.

В целом, система мер государственной поддержки молодых специалистов является важной составляющей региональной политики, направленной на закрепление молодых кадров в Ульяновской области. Предложенные программы могут явиться положительным стимулом для молодых кадров при трудоустройстве по специальности. Но следует констатировать тот факт, что эффективность программ остается низкой с точки зрения самих участников программы, то есть молодых учителей и врачей.



Список литературы:

1. Осипова Г.В. Социологический энциклопедический словарь // под ред. Г. В. Осиповой. М., НОРМА-ИНФРА-М.,2000. - 400 с.

2. Климович Л.В., Шитикова М.И. Социально-экономические факторы миграционных установок студенческой молодежи // «Проблемы теории и практики современной науки: социально-гуманитарный аспект»: IV сборник трудов студентов, аспирантов и молодых ученых. С. 208-212.

3. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социс. 2011. - №7. - С 23-26.

4. Постановление Правительства Ульяновской области от 12 августа 2008 г. № 349-П «О некоторых мерах по реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2020 года».

5. Закон Ульяновской области № 49-ЗО от 02.05.2012 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области».

6. Молодежный портал Ульяновска. Электронный ресурс удаленного доступа (Internet): http://simcat.ru/ (29.10.2014 г.).

7. Постановление Правительства Ульяновской области № 261-П от 15.06.2011 «О стимулирующих выплатах молодым специалистам, работающим по специальности в государственных учреждениях социального обслуживания населения Ульяновской области». Электронный ресурс удаленного доступа (Internet): http://www.ulgov.ru/ (26.10.2014 г.).

8. Поддержка молодых специалистов в Ульяновской области. Официальный сайт регионального центра поддержки и сопровождения предпринимательства в Ульяновской области. Электронный ресурс удаленного доступа (Internet): http://www.centr73.ru/news/58 (29. 10. 2014 г.).

9. Решение Ульяновской Городской Думы от 21.12.2012 № 223 «Об утверждении Программы дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в муниципальном образовании «город Ульяновск» «Забота» на 2013-2015 годы».

10. Постановление Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 646-П «О единовременных денежных выплатах, предоставляемых педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, - молодым специалистам, за исключением работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках Ульяновкой области».

11. Официальный сайт Министерства образования Ульяновской области http://mo73.ru/kadrovaya-politika/vakansii (10.05.2015).



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: