» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Семкина Галина Александровна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

Статья просмотрена: 661 раз

УДК:378.147

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Семкина Галина Александровна

Студентка 4 курса

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

Россия, г. Краснодар

 

Аннотация. В статье представлены и структурированы средства формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка на основе анализа психолого-педагогической литературы. Представлены теоретические и практические результаты исследования по выявлению и повышению уровня самостоятельной работы младших школьников. Эмпирическая база статьи - естественный педагогический эксперимент по формированию самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка, наблюдение, тестирование, анкетирование.

Ключевые слова: самостоятельная работа, навык, навыки самостоятельной работы, виды самостоятельной работы.

Актуальность исследования определяется потребностью современного общества в самостоятельных личностях, владеющих навыками самостоятельной работы, способных планировать, организовывать и оценивать собственную деятельность.

Гипотеза исследования: при создании на уроках русского языка таких педагогических условий как:

-              систематическое использование разнообразных видов самостоятельной работы;

-              систематическое применение самооценки и взаимооценки самостоятельной работы учащихся.

В ходе исследования были проанализированы понятия «самостоятельная работа», «навыки» и «формировать» в трактовках различных авторов. И в рамках нашего исследования мы придерживаемся понятия самостоятельная работа по П.И. Пидкасистого: «самостоятельная работа – это процесс вовлечения учащихся в самостоятельно познавательную деятельность, средство её логической и психологической организации» [1].

Понятие «навыки» по А.Н. Леонтьеву - это «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля» [2].

По  А.В. Хуторскому: «формировать - придавать определённую форму, законченность, порождать; создавать, составлять, организовывать» [3].

В последние годы заметно возрос интерес к самостоятельной работе учащихся. Увеличилась роль самостоятельных работ в учебном процессе, яснее обозначились методика и дидактические средства их эффективной организации [4].  А.И. Высоцкий выделяет следующие признаки самостоятельности:

-              выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание);

-              умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.д.);

-              умение отстоять своё мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

-              умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности [5].

Выдающийся ученый-педагог Б.П. Есипов писал: «Известно, что всякое качество личности развивается в процессе деятельности. Самостоятельность может развиваться у учащихся лишь в процессе самостоятельных работ» [6].

Сформированные навыки самостоятельной работы повышают и самооценку школьников [7]. Осознавая уровень своей успешности в учебной деятельности, ребёнок без побуждения или принуждения извне обращается за помощью или с предложениями взаимодействия к учителю и одноклассникам, т.е. инициативно выходит за пределы организуемой учителем деятельности. Осуществив контроль и оценив результаты (как положительные, так и отрицательные), не останавливается на достигнутом, а продолжает деятельность.

Для подтверждения гипотезы был проведен естественный педагогический эксперимент. В процессе констатирующего этапа эксперимента использовались методики: «Диагностические методики исходного уровня навыков самостоятельной работы учащихся, уровня самостоятельности, познавательного интереса и самооценки успешности младших школьников по русскому языку».

 

Рисунок 1

Рисунок  сформированность навыков самостоятельной работы со словарными словами учащихся экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе экспериментальной работы.

 

Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной работы со словарными словами экспериментального 3«В» класса на констатирующем этапе экспериментальной работы.

Подбор словарных слов по теме сформирован у 58% – 14 человек, навык подбора и составление занимательного материала сформирован у 40% – 7 человек, навык взаимовыполнения в паре заданий со словарными словами сформирован у 23% – 5 человек, навык составление словариков 37 – 7 человек .

Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной работы со словарными словами контрольного 3«А» класса на констатирующем этапе экспериментальной работы

Подбор словарных слов по теме сформирован у 62% – 14 человек, навык подбора и составление занимательного материала сформирован у 45% – 7 человек, навык взаимовыполнения в паре заданий со словарными словами сформирован у 23% – 5 человек, навык составление словариков 43 – 7 человек.

 

 

Рисунок 2. Навык подбора источников информации экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе экспериментальной работы.

Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной работы учащихся 3«В» класса на констатирующем этапе экспериментальной работы.

Навык подбора источников информации по теме сформирован у 56% – 14 человек, навык объяснения понятий сформирован у 61% – 7 человек,  навык подбора упражнений по теме сформирован у 59% – 5 человек, навык взаимооценки сформирован у  48% – 7 человек , навык подбора текстов для взаимодиктантов и самодиктантов сформирован у 56% – 7 человек.

Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной работы 3«А» класса на констатирующем этапе экспериментальной работы.

Навык подбора источников информации по теме сформирован у 56% – 14 человек, навык объяснения понятий сформирован у 61% – 7 человек,  навык подбора упражнений по теме сформирован у 59% – 5 человек, навык взаимооценки сформирован у  48% – 7 человек , навык подбора текстов для взаимодиктантов и самодиктантов сформирован у 56% – 7 человек.

 

Таблица 1. Самостоятельная работа на уроках русского языка

Навыки самостоятельной работы

на уроке русского языка

Вид

самостоятельной работы

Форма

самостоятельной работы

1. Подбор словарных слов по теме.

2. Подбор или составление занимательного материала (кроссворды, загадки, пословицы, стихи).

3. Взаимное составление и выполнение в паре заданий со словарными словами (фонетических, лексических, синтаксических).

4. Составление ״Словариков״.

Самостоятельная работа со словарными словами.

1) Классный уголок ״Словарёнок״

 2) Индивидуальный ״Словарик״(״Словарик имён״, тематические словари – ״Посуда״, ״Транспорт״, ״Овощи״ и т.д.)

В рамках контрольного этапа эксперимента были повторно применены  те же диагностические методики для определения динамики уровня  самостоятельной работы на уроках русского языка в младшей школе.

Рисунок 3

Из диаграммы видно, что в экспериментальном 3«В» классе подбор словарных слов по теме сформирован у 67% – 18 человек, навык подбора и составление занимательного материала сформирован у 56% – 12 человек, навык взаимовыполнения в паре заданий со словарными словами сформирован у 59% – 13 человек, навык составление словариков 54% – 13 человек.

Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной работы со словарными словами контрольного 3«А» класса на контрольном этапе экспериментальной работы

Подбор словарных слов по теме сформирован у 58% – 14 человек, навык подбора и составление занимательного материала сформирован у 40% – 7 человек, навык взаимовыполнения в паре заданий со словарными словами сформирован у 23% – 5 человек, навык составление словариков 37 – 7 человек .

 

Рисунок 4

Рисунок  – навык подбора источников информации экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе экспериментальной работы.

Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной работы учащихся экспериментального 3«В» класса на контрольном этапе экспериментальной работы.

Соблюдение норм письменных работ сформировано у 69% – 14 человек, навык объяснения понятий сформирован 55% – 13 человек, навык подбора упражнений по теме сформирован у 47% – 15 человек, навык взаимооценки сформирован у  43% – 11 человек .

Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной работы учащихся контрольного 3«А» класса на контрольном этапе экспериментальной работы

Соблюдение норм письменных работ сформировано у 62% – 14 человек, навык объяснения понятий сформирован 45% – 7 человек,  навык подбора упражнений по теме сформирован 25% – 5 человек, навык взаимооценки сформирован у  43 – 7 человек .

Таким образом, на контрольном этапе эксперимента уровень сформированности навыков самостоятельностой работы по русскому языку у учащихся экспериментального класса выше, чем у учащихся контрольного класса.

Гипотеза о том, что при создании на уроках русского языка таких педагогических условий как: применение оригинальных, занимательных форм организации самостоятельной работы учащихся, систематическое использование разнообразных видов самостоятельной работы, систематическое применение самооценки и взаимооценки самостоятельной работы учащихся возможно формирование навыков самостоятельной работы младших школьников, что в свою очередь вероятно, будет способствовать становлению самостоятельности, познавательного интереса и адекватной самооценки успешности по русскому языку у учащихся начальных классов подтвердилась.



Список литературы:

1.            Адрианова А.Е. Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками / А.Е. Адрианова // Начальная школа. 1986. – №2. – С. 16–20.

2.            Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л.Л. Алексеева. – М.: Просвещение, 2010. – 98 с. – ISBN 5-2500-0345-1.

3.            Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: 1–3 классы / Г.А. Бакулина. – М.: Владос, 2005. – 234 с. – ISBN 5-3456-0345-1.

4.            Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся / В.И. Боричевская // Начальная школа. – 1992. – №1. – С. 2–3.

5.            Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. – М.: Просвещение, 1984. – С.56. – ISBN 4-2345-3445-1.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: