» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Федулкин Дмитрий Юрьевич, Магистрант 1 курса, факультет истории и права
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: История развития проектного метода обучения

Статья просмотрена: 203 раз
Дата публикации: 06.04.2018

УДК 1174

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

Федулкин Дмитрий Юрьевич

магистрант 1 курса факультета истории и права

МГПИ им. М. Е. Евсевьева, гаранск

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс зарождения и развития проектного метода обучения. Анализируется как метод проектов развивалась за рубежом и в нашей стране. Указываются основные отечественные и зарубежные специалисты которые разрабатывали данный метод.

Ключевые слова: Проектный метод, проект, школа, обучение, деятельность.

 

На данный момент времени можно смело утверждать, что проектный метод является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данный метод мотивирует обучающихся на формирование творческих способностей, помогает выработать у них навыки самостоятельной работы, поиска информации и подталкивает их к созданию окончательного продукта. Предпосылки возникновения проектного метода можно увидеть уже, начиная с V века до нашей эры.

Метод проектов нельзя считать абсолютно новым в истории развития образования. Как метод деятельностного обучения он возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и базировался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», родоначальником которой считается американский философ–идеалист Джон Дьюи. По его мнению, истинным и ценным можно считать только то, что является полезным для людей, а также то что приносит практический результат и устремлено на благо всего общества.   Главная мысль, которую закладывали в метод авторы – это то что обучение должно проводиться активно через целесообразную деятельность ученика, совпадая с его личными интересами именно в этом знании [2, c. 19].

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

 Идея метода проектов, разработанная Джоном Дьюи довольно обширно реализовалась в 1884 – 1916 г.г. в различных учебных заведениях его учениками и последователями   – американскими педагогами Е. Паркхерстом и В. Килпатриком.

 Одним из направлений введения идей Дьюи стало обучение по «методу проектов». Дети занимались выполнением «проектов» – конкретных заданий, которые были связанны с учебным материалом, но по факту количество теоретических знаний при этом было довольно низким. Главная мысль состояла в организации деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся [1, с. 55]. Вместо школьной системы, которая основывалась на получении и усвоении знаний, Дьюи предложил, обучение «путем делания», на основании которого ученики должны извлекать знания из собственного опыта по решению различных проблем, взятых из реальной жизни, тем самым определил главной задачей школы – готовить детей к столкновению с проблемами, пока ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем.

 Теоретическим осмыслением и описанием метода занялся в 1918 г. ученик и последователь Дж. Дьюи, В. Килпатрик. Метод проектов он видел, как «от души выполняемый замысел». Его типология проектов относилась практически к любой области: от построения механизмов до решения математических задач, изучения французских слов, наблюдений за солнечным закатом или прослушивания сонаты Бетховена [4, c. 546]. В отличие от своих предшественников В. Килпатрик не связывал проект с какой-либо определённой предметной областью. Он выделял четыре фазы разработки проекта: замысел, планирование, исполнение и оценку. В идеале каждую часть проектной работы ученики должны были выполнять без помощи и содействия педагога. Только в то время, когда у учеников есть возможность ощутить и продемонстрировать свободу действий, они становятся по-настоящему независимыми и могут самостоятельно делать выводы о результатах. Однако Дж. Дьюи, наставник и друг В. Килпатрика, полностью раскритиковал его концепцию. Основное возражение Дж. Дьюи связывал с односторонней ориентацией В. Килпатрика на интересы детей, на их полную независимость. По мнению Дьюи, ученики не могут обойтись без поддержки учителя.  Он считал, что проект должен являться совместной деятельностью учителя и учащихся. В итоге под воздействием критики, начиная с 30-х годов, популярность метода проектов пошла на спад. Даже В. Килпатрик признал свои заблуждения [3, c. 75].

В нашей стране метод проектов нашёл широкое применение в Трудовой школе 20-х г.г. Родоначальником отечественной школы метода проектов считается П.П. Блонский. Теоретические идеи, которые высказывал П.П. Блонский, нашли применение на практике другого русского ученого-педагога С.Т. Шацкого. Он продвигал идеи того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности [2, с. 20].  Под его руководством в 1905 году была сформирована небольшая группа сотрудников, которые пытались активно применять метод проектов в практике преподавания. Но ввиду того что первые проекты советских школ относятся к 20-м годам ХХ века, то большинство из них имели политическую направленность.

В дальнейшем, уже при советской власти, данные идеи стали обширно, но не совсем продуманно и последовательно вводиться в школу. В советской школе делались попытки модифицировать метод проектов, использовать его в сочетании с принципом Дальтон-плана (система индивидуализированного обучения) и коллективной работой учащихся, в результате чего появился бригадно-лабораторный метод обучения. Однако в 1931 году вышло постановление ЦК ВКП(б) в котором метод проектов был осужден [3, с. 84]. Тем не менее «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов». Но в полном объёме метод проектов в практике советской школы не осуществлялся. Вместе с тем в зарубежной школе он продуктивно и довольно успешно продолжал своё развитие.

 На сегодняшний день метод проектов является одним из самых востребованных в мире, так как позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для выполнения определённых задач в совместной деятельности школьников. Идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов получили обширное распространение и приобрели большую популярность в таких странах как США, Великобритания, Бельгия, Израиль, Финляндия, Германия, Италия, Бразилия, Нидерланды и в многих других. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить» – вот главный тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает большое количество образовательных систем, которые стремятся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями» [1, с. 54].

 На современном этапе российского образования существует значительное количество источников, в которых находится информация, посвященная применению проектной методики на уроке. На данный момент к числу российских исследователей, которые занимаются вопросами проектного обучения, можно отнести таких ученых, как Э.В. Бурцеву, В.В. Гузееву, М.И. Гуревича, Н.О. Деньгину, И.А. Зимнюю, Е.С. Полата, A. А. Карачева, Н.В. Матяша, П.Р. Полякову, В.В. Рубцову, В.В. Копылову, и других [2, c. 19].

  Метод проектов в том виде, в каком он реализуется в последнее время, перенял лишь ряд черт первоначального замысла: учет интересов учащихся при распределении поручений внутри группы при коллективном выполнении проекта, специфические особенности деятельности учащихся и функций учителя на различных стадиях совместной деятельности. Современными новшествами в проектном обучении следует считать большое количество видов проектов, более детальную регламентацию деятельности учителя на каждом этапе, преобладание теоретического материала над практическим.



Список литературы:

  1. Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ / В. Зайцев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – №.6. – С. 52 – 62.
  2. Сиденко А. С. Метод проектов: история и практика применения / А. Сиденко // Завуч. – 2003. – № 6. – С. 15 – 23.
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н. Ю. Пахомова. – М.: Просвещение, 2005. – 155 с.
  4. Тимофеева Н. В. Целесообразность перехода к методам проектного обучения / Н. В. Тимофеева // Образование. Наука. Культура. –2016. –№1. – С.545 – 548.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: