» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Азаматова Гульнара Павловна, Ахмедьярова Айгуль Кадыржановна, Коноплева Марина Михайловна,, учитель русского языка и литературы
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Инклюзия. Пять основных правил для педагога.

Статья просмотрена: 539 раз
Дата публикации: 08.04.2018

УДК 37.042

ИНКЛЮЗИЯ. ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

Ахмедьярова Айгуль Кадыржановна

учитель русского языка и литературы

Коноплева Марина Михайловна

учитель русского языка и литературы

Азаматова Гульнара Павловна

учитель русского начальных классов

МБОУ «СОШ с. Сасыколи им. Г.Г. Коноплёва», сасыколи

 

Аннотация. В статье затрагивается проблема инклюзивного образования в общеобразовательной школе. На основе опыта и изучения проблемы выделены основные правила для учителя по работе в инклюзивных классах.

Ключевые слова. Инклюзия, инклюзивное образование, учащиеся с ОВЗ.

 

В Российской Федерации, согласно данным федерального реестра инвалидов на январь месяц 2018 года, насчитывается 653 508 детей-инвалидов. Из них 311 932 детей в возрасте от 8 до 14 лет. Невольно задаёшься вопросом, а как обучать таких детей в современной России?

Часть таких детей учатся в специализированных учреждениях для детей-инвалидов, другая часть – в общеобразовательных школах, которые в своей деятельности исходят из инклюзивного образования. На наш взгляд — это как раз и есть реализация «Мастерских гуманности», о которых в своих работах писал ещё Ян Коменский.

Коротко о том, что представляет из себя инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Первый документ в сфере инклюзивного образования был издан в результате конференции, проходившей 7-10 июня 1994г. в Испанском городе Саламанка, и был назван Саламанской декларацией «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями».

Изучая подходы инклюзивного образования, мы решили несколько систематизировать и обобщить опыт передовых педагогов и наш собственный для реализации инклюзивного подхода к образованию на своих уроках.

Наша система представляет собой набор правил составленные в виде алгоритма.

Правило №1 «Изучи каждого». Перед тем как начать работу с классом всегда нужно знакомиться с каждым учащимся. Это правило знакомо каждому педагогу. Тем не менее в инклюзивном образовании есть ряд особенностей. Это связано с включением детей с ОВЗ в работу в классе. Всегда нужно знакомиться с историей болезни таких детей. Это даёт преимущество для манёвров педагогического мастерства.

Правило №2 «Все на своих местах». Данное правило является следствием предыдущего и в работе с детьми с ОВЗ приобретает особый смысл, заключающийся в особой рассадке детей с учётом их психофизического развития. Действительно, слабослышащих детей нет смысла сажать за последнюю парту – им будет тяжело воспринимать информацию. Детей с нарушением опорно-двигательной системы лучше всего сажать возле выхода. Тщательная проработка рассадки учащихся на занятиях – необходимость.

Правило №3 «Уча детей, учи родителей». Воспитание — это сложный процесс взаимодействия различных социальных институтов. Если мы хотим добиться оптимального психологического климата в классе, то должны позаботиться о том, чтобы все родители класса были готовы включить ребёнка, который отличается от их дитя, как равного. Родителям важно донести, что, чтобы их ребёнок вырос достойным человеком, он должен впитать в себя чувство сострадания и толерантности по отношению к другим.

Правило №4 «Невозможно опоздать». Необходимо отметить, что это правило можно соблюсти, только с относительно небольшим составом класса (до 20 человек). Инклюзивные классы на наш взгляд не могут быть большими. Это объясняется тем, что задания для учащихся должны прорабатываться тщательнейшим образом. В инклюзивном образовании всегда будут сильные и слабые учащиеся, но каждый из них должен иметь возможность на реализацию своих способностей. Правило №4 ориентированно на проработку дидактического материала согласно ФГОС, разбиение этого материала на разно-уровневые группы. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы задания были не выполнены учащимися. Необходимо чёткое выявление средне-уровневых заданий для выполнения их у доски. Для слабых учащихся они будут задания повышенной трудности, а те задания, которые они будут выполнять индивидуально будут формироваться на основе их интеллектуальных возможностей. Сильным же ученикам такие задания будут казаться простыми, но педагог должен всегда быть наготове дать дополнительное задание, чтобы интерес учащегося не остывал.

Правило №5 «Пользуйся ИКТ». Особое место занимают информационные технологии в инклюзивных классах. Использование дополнительных мониторов, проведение дистанционных занятий, использование слуховых аппаратов, интерактивных досок и парт – всё это лишь небольшой список технологий и средств, с которыми современный педагог должен уметь обращаться и при возможности включать их в свою работу.

В заключении нужно отметить, что у инклюзивного обучения в нашей стране есть много плюсов (к примеру, социальная адаптация детей-инвалидов в инклюзии даёт больше положительных результатах, чем в специальных коррекционных школах, за счет возможности общения с обычными детьми), но есть и проблемы. Все проблемы можно объединить в две большие группы: недостаточное материальное обеспечение школ и нехватка квалифицированных кадров, готовых работать с «включением».

Тем не менее будем надеяться на то, что с каждым годом «Мастерских гуманности» будет становиться всё больше и больше.



Список литературы:

  1. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009
  2. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  3. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года // http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: