» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Тлявсин Ильмир Булатович, учитель технологии
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Модель поведения преподавателя технологии в школе

Статья просмотрена: 437 раз
Дата публикации: 11.04.2018

УДК 372.862

МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ   ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Тлявсин Ильмир Булатович

учитель технологии, МБОУ «СШ № 20», горильск

 

Аннотация.  СтандартаВ статье рассмотрены наиболее актуальные модели поведения учителя технологии в школе, изучена типология профессиональных позиций преподавателя.  Автором  определено влияние  модели поведения преподавателя на личностно-ориентированное образование. Рассмотрены основные модели поведения преподавателя в нормативно-правовых документах, а также предлагается создание современной модели поведения. 

The article deals with the most relevant models of behavior of teachers of technology in school, studied the typology of professional positions of the teacher. The author defines the influence of the teacher's behavior model on personality-oriented education. The main models of the teacher's behavior in the normative legal documents are considered, and the creation of a modern model of behavior is proposed.

Ключевые  стараются слова. Модель поведения,  стиль общения, учитель технологии, компетенции.

 

В настоящее время одним из главных направлений развития системы школьного образования является решение проблемы личностно-ориентированного образования в формировании, которого, немаловажную роль играет модель поведения преподавателя на уроках технологии. По мнению К.Д. Ушинского, необходимым условием полноценного личностно-ориентированного образования является формирование у детей правильных представлений о роли и значении труда в истории общества, в развитии человека. Он высказал замечательные мысли о роли труда в жизни человека в своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении»: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». Личностно-ориентированное образование в его работах представляет собой образование в котором личность ученика находится в центре внимания преподавателя. Ведущую роль при подобной системе преподавания играет педагогическое общение [4].

Роль преподавателя на протяжении всего периода педагогической деятельности остается неизменной. Рассматривая в сравнении современные модели поведения преподавателя уроков технологии в школе с советским периодом, стоит отметить тот факт, что советская педагогика придавала особое значение деятельности педагога. В учебно-воспитательном процессе  ему принадлежала главная, решающая роль. В настоящее же время процесс преподавания регламентируется  иными нормативно-правовыми документами. В связи с новыми стандартами образования преподаватель занимает второстепенную роль. Возникает необходимость рассмотреть проблемы поведения преподавателей на уроках технологии, такие как: нарушение профессиональной этики, недопустимое обращение с детьми на уроке. Поскольку преподаватель становится примером для подражания у детей, его поведение влияет на отношение к окружающему ребенка обществу. Основной проблемой остается отсутствие общепринятой модели преподавания в школе. У каждого преподавателя со временем складывается своя особенная модель поведения и преподавания, в которую должны быть включены нормы педагогической этики и профессиональная культура взаимодействия [3].

В настоящее время существует определенное количество нормативно-правовых документов, регламентирующих некоторые моменты поведения преподавателя.

1.                  В частности,  следуев «Конвенции о правах ребенка» (Одобрена Генеральной  какое Ассамблеей ООН20.11.1989 года) сказано,  дьюи что педагог  внесли должен уважать  долгое личность ребенка,  всесторонне его человеческое  других достоинство, уважать  собой права учащихся  может на выражение мнений  требует и убеждений.

2.                  В Рекомендациях  сознательном ЮНЕСКО «О Положении Учителей» от 05.10.1966 г. указано,  своей что учитель  появилась должен вести  прививать себя достойно,  заключается соблюдать этические  любая нормы поведения,  существует быть внимательным  изучить и вежливым с учениками,  школьный родителями и членами  стороны коллектива школы. Быть  знания нравственным примером  школьный для учеников.

3.                  Согласно  ленин п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального  чтобы закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические  поставлены работники обязаны  входит соблюдать правовые,  трудом нравственные и этические  этой нормы, следовать  свои требованиям профессиональной  ельзя этики. Правовые  педагогическим нормы и ответственность  могли за их нарушение определены  считаться законодательством. Что касается  можно нравственных и этических  само норм, то образовательная  отказаться организация может  обучении установить их самостоятельно.

4.                  Существует  своя также Приказ  обратимся Министерства труда  следует и социальной защиты  этих РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога»  появилась (педагогическая  затем деятельность в сфере  обеспечивающие дошкольного, начального  обучении общего, основного  страх общего, среднего  ребенка общего образования) (воспитатель,  становятся учитель)». Приказ разъясняет,  какая кто допускается  школьный к педагогической деятельности,  стандарт какие трудовые  ассамблеей умения, знания  едагог и действия необходимы  приказ педагогу. Также  всеми Приказ предъявляет  ребенка конкретные требования  дьюи к образованию педагога[2].

Помимо  работника прочего в профессиональный  особенно стандарт включены  больше следующие компетенции  входит педагога:

·                     реакция на непосредственные  боятся по форме обращения  педагог детей к учителю,  внесли и распознавание за ними  системой серьезных личных  полученных проблем;

·                     соблюдение правовых,  педагогическим нравственных и этических  будет норм, а также требований  педагогики профессиональной этики.

Интересным  ленин для рассмотрения  ребенка в рамках данной  затем статьи будет  культурамодельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций,  междуносуществляющих образовательную  поставлены деятельность. Данный документ  быть достаточно подробно  какое описывает этические  учителя нормы поведения  боятся педагога и отражает  должен основополагающие принципы  ребенка поведения в школе.

В  этих соответствии с Кодексом:  своя

·                     педагог  своя должен проявлять  занятиях корректность, выдержку,  своей такт и внимательность  педагогических в обращении с участниками  одельный образовательных отношений,  можно уважать их честь  становятся и достоинство, быть  нравственные доступным для  красивые общения, открытым  человек и доброжелательным;

·                     учителю рекомендуется  нравственные соблюдать культуру  этических речи, не допускать  российской использования в присутствии  может всех участников  общения образовательных отношений  ребенка грубости, оскорбительных  учителя выражений или  первые реплик;

·                     внешний вид  состоянием педагогического работника  личных при выполнении  ассамблеей им трудовых обязанностей  занятиях должен способствовать  школьный уважительному отношению  требует к педагогическим работникам  учащихся и организациям, осуществляющим  ребенка образовательную деятельность,  сегодняшний соответствовать общепринятому  внимательным деловому стилю,  психическом который отличают  труд официальность, сдержанность,  других аккуратность.

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт педагога ввелся в Россию с 1 января 2017 года по Приказу Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Характеристика стандарта:

                     В нем определяются основные требования к квалификации педагога.

                     Может дополняться региональными требованиями.

                     Может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения

                     Является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы

                     Отражает структуру профессиональной деятельности педагога

                     Выдвигает требования к личностным качествам педагога.

В настоящий период введения федерального компонента государственного стандарта общего образования в практику работы образовательных учреждений педагогам необходимо будет использовать в своей работе имеющиеся в наличии учебники и дидактические материалы, изданные ранее в соответствии с нормативными документами Министерства образования. В новых изданиях содержание существующих учебников и учебных пособий будет постепенно приводиться в соответствие с утвержденным стандартом.

Недопустимо, ссылаясь на отсутствие новых учебников и дидактических материалов, тормозить введение в практику работы школ новых стандартов, исключать из перечня изучаемых предметов технологию или ее отдельные разделы. Необходимо творчески подойти к использованию имеющихся учебников. Выполнять соответствующие требования программы предмета.

В профессиональном же поведении учителя как человека проявляются адаптивные, защитные, когнитивные, аксиологические, коммуникативные и креативные механизмы, регулирующие взаимодействие человека со средой, как в позитивном, так и негативном аспектах. Средством этого взаимодействия является модель поведения, которая характерна для конкретного специалиста и проявляется в реальных поступках в зависимости от характера среды, типа личности и индивидуальности.

Моделью профессионального поведения педагога будет отражение потребностей, целей, намерений, образ жизни, жизненные стратегии, личность учителя, индивидуальный стиль поведения, стратегии, тактики, технологии, методы и приемы образования. Интегративным показателем усвоения поведенческой профессиональной модели выступают профессионально-личностные качества, которые отражаются в поведенческой компетентности.

Основой для разработки моделей поведения учителя является его взаимодействие с образовательной средой, которое может рассматриваться на нескольких уровнях. Модель поведения - это совокупность субъективно удобных средств, обеспечивающих эффективное взаимодействие учителя со средой с целью удовлетворения потребностей в познании, общении, деятельности, отношениях [1]. Под профессиональным поведением понимается личностная структура учителя, обеспечивающая его взаимодействие с образовательной реальностью. В поведении учителя отражаются генетические, социальные, личностные, культурно-профессиональные и ситуативно-образовательные факторы.

 Именно на уроках  технологии может применяться модель поведения учителя, как ни в какой другой  предметной области она позволяет в полном объеме применять в практической созидательной деятельности знания, полученные на всех этапах обучения, потому что в основе стандарта обучения технологии обязательным является проектная деятельность. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью и научно – техническим творчеством, учащиеся решают одновременно несколько задач, связанных с культурой труда, дизайна, потребительской, информационной, графической, экологической культурой [4].

 Сегодня наши дети, и особенно подростки, погружены в виртуальный мир до такой степени, что у многих развивается компьютерная зависимость. Поэтому очень важно переключить детей на что-то интересное и реальное. Но чтобы детей переключить на что то другое, учитель должен обладать уникальной моделью поведения. Это могут быть уроки технологии с интересными совместными проектами. Причем эта работа может вестись не только в школе на уроках технологии, но и в системе дополнительного образования.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача же школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности [5].

 



Список литературы:

  1. Анянова И.В. Модели профессионального поведения учителя // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3
  2. Горохова Ю. В. Роль окружающему учителя в современной заключается школе / Ю.В. Горохова / Педагогическое использования мастерство: материалы свете VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, любая ноябрь 2015 г.). М.: разобраться Буки-Веди, 2015. - С. 8-10.
  3. Борисова свои Н. Я. Сопровождение инновационной привело деятельности педагогов/ Н. Я. Борисова / Приложение российской к журналу Среднее профессиональное отечественных образование.- 2010. - № 8. - С. 16 –21.
  4. Кротов российской В. М. «Развитие идей приказ А. С. Макаренко в теории и занятиях методике воспитания»/ В. М. Кротов. - М: будет Педагогика. -1989. – 127 с.
  5. Маркова положительным А. К. Психология труда собой учителя/ А. К. Маркова./ -М.: больше Просвещение. - 1993. - 193 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: