» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Коробова Юлия Сергеевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Концепция как фактор начал экологической культуры

Статья просмотрена: 150 раз
Дата публикации: 11.04.2018

УДК 574

КОНЦЕПЦИЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Коробова Юлия Сергеевна

студентка

Шенгелиа Евгения Владимировна

студентка

филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

 

Аннотация. Статья посвящена обзору концепции воспитания начал экологической культуры. Система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение принято считать концепцией. Именно с концепций начинается создание любого нового направления. Дело в том, что именно концепции обуславливают задачи, содержание, цели и формы организации. немаловажным факторов воспитания экологической культуры в младшем школьном возрасте выступает Концепция экологического воспитания младших школьников, так как включает в себя содержание и задачи экологического воспитания учащихся.

Ключевые слова: концепция, фактор, личность, воспитание, начала экологической культуры.

 

Система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение принято считать концепцией. Именно с концепций начинается создание любого нового направления. Дело в том, что именно концепции обуславливают задачи, содержание, цели и формы организации.

Первая Концепция воспитания учащихся младшего школьного возраста была создана в конце XX века, провозгласившая новый – личностно-ориентированный подход в педагогике. Именно эту Концепцию можно отнести к одной из первой попыток развития основных идей и положений нового направления педагогики начального образования. Она способствует определению тенденции его формирования, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность разных образовательных учреждений начального образования.

Недостаточность или полное отсутствие образования населения напрямую связаны с потребительским отношением к окружающей среде, что, в свою очередь, породило экологические проблемы и катастрофы. Единственный выход из данной ситуации, по нашему мнению, обретение экологической культуры, сознания, мышления.

Экологическое воспитание младших школьников имеет немаловажное значение для социума. Дело в том, что благодаря ему своевременно закладываются основы экологической культуры, и, в тоже время, происходит приобщение большей части взрослого населения, что, в свою очередь, значительно сказывается на всеобщей экологизации сознания и мышления.

Главной целью экологического воспитания учащихся младшего школьного возраста является вырабатывание основ экологической культуры, то есть базисных компонентов личности, способствующих дальнейшему успешному взаимодействию человека с окружающей средой. Данная цель, в свою очередь, согласуется с Концепцией воспитания учащихся младшего школьного возраста, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития учащегося: сформировать в младшем школьном возрасте основу личностной культуры. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - ценности, на которые ориентируется педагогика начального образования нашего времени [11; 12; 13].

Постановка цели, задач в большинстве случаев определяет и содержание образования. По мнению И.Д. Зверева до нашего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». В особенности данный вопрос наиболее актуален для экологического образования учащихся младшего школьного возраста как нового направления, включая, в том числе, и образование родителей и преподавателей. И.Д. Зверев рекомендует рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и формирования личности, устремленный на развитие системы ЗУН, ценностных ориентаций и эстетических отношений, предполагающих экологическую ответственность индивида за состояние и улучшение социоприродной среды». По его мнению, педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и социума; развитие практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды) [10, с. 54].

Ягодин Г.А. также неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно способствуют формированию мировоззрения индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решение жизненно необходимых для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов. Под экологическим образованием он подразумевает образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ формирования и жизни последующих поколений людей. Согласно таким позициям, автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых к уровню учащихся младшего школьного возраста приемлемы следующие: формирование этики по отношению к природе, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой [9, с. 32].

Совместно с понятием «экологическое образование» в педагогической литературе довольно активно применяется термин «экологическая культура». В большинстве случаев, его используют как синоним первого выражения, в других развитие экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования учащихся младшего школьного возраста. По нашему мнению, в данном контексте весьма удачным и понятным является определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура – способность социума пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности» [6; 7; 8; 9]. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, способны обладать необходимыми знаниями, но не использовать их в повседневности.

Таким образом, в качестве основных целей и задач большинство педагогов чаще всего понимают развитие экологической культуры, сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к окружающей среде.

Для достижения данной цели необходимо разрешить ряд взаимосвязанных задач в сфере образования, воспитания и развития учащегося младшего школьного возраста:

         вырабатывание системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию учащегося (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

         формирование познавательного интереса к окружающей среде;

         развитие первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого обучающегося поведения;

         воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства симпатии к объектам природы;

         вырабатывание умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

         формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

         формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [2; 3; 4; 5].

Вопрос «Чему учить?» всегда является немаловажным, а для младшего школьного возраста – он имеет колоссальное значение. Данный вопрос встает перед каждым преподавателем, который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации сейчас огромное количество! Сущность отбора содержания в частности и помогает выбрать нужное содержание. Для начала, нам необходимо иметь ввиду, что речь идет о первой ступени системы непрерывного экологического образования. Следовательно, необходимо рассмотреть принципы отбора содержания, разработанные для последующих уровней образовательного процесса. Также их нужно адаптировать, конкретизировать и дополнить новыми, специфическими для учащихся младшего школьного возраста. Лишь в данном случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования – преемственность. Необходимо не упускать из виду и то, что в младшем школьном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для учащегося [1, с. 128].

Итак, можно сделать вывод, что немаловажным факторов воспитания экологической культуры в младшем школьном возрасте выступает Концепция экологического воспитания младших школьников, так как включает в себя содержание и задачи экологического воспитания учащихся.



Список литературы:

  1. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М.: АРКТИ, 2000. - 128с.
  2. Заикина Е.А. Игра в экологическом образовании младших школьников // Дополнительное образование, №2, 2004. - С. 19-29.
  3. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996. – 167c.
  4. Иохвидов В.В., Сарма О.В. Актуальность занятий физической культуры в студенческой среде В сборнике: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. 2016. С. 104-106.
  5. Иохвидов В.В., Шулепова А.О. Мотивационная заинтересованность студентов на занятиях по физической культуре В сборнике: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. 2016. С. 106-107.
  6. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов Новосибирск, 2015. Том Часть 1
  7. Веселова В.Г., Иохвидов В.В., Тягунова Ж.А., Шеина Е.Н., Симонкина Ю.С. Практическая грамматика английского языка Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Новосибирск, 2016.
  8. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы VIII Международной научной конференции. 2016. С. 36-38.
  9. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 22-25.
  10. Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015.№ 3 (33). С. 17-20.
  11. Иохвидов В.В., Юнгман И.В. Конкурентоспособность как показатель личностно-профессионального роста педагога Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 4. С. 94-97.
  12. Лаптев И. Д. Экологические проблемы / И. Д. Лаптев. – М.: Мысль, 1982. - 116 с.
  13. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1972. - 462 с.
  14. Леса среднетаежной подзоны Якутии / П.А. Тимофеев, А.П. Исаев, И.II Щербаков и др. Якутск: ЯН Ц СО РАН, 1994. - 140 с.
  15. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. – М., 1971. - 278 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: