» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018
Автор: Коробова Юлия Сергеевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Концепция как фактор начал экологической культуры
Дата публикации: 11.04.2018
УДК 574
КОНЦЕПЦИЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Коробова Юлия
Сергеевна
студентка
Шенгелиа Евгения Владимировна
студентка
филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки
Аннотация. Статья
посвящена обзору концепции воспитания начал экологической культуры. Система
взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу,
глобальное его рассмотрение принято считать концепцией. Именно с концепций
начинается создание любого нового направления. Дело в том, что именно концепции
обуславливают задачи, содержание, цели и формы организации.
немаловажным факторов воспитания экологической
культуры в младшем школьном возрасте выступает Концепция экологического
воспитания младших школьников, так как включает в себя содержание и задачи
экологического воспитания учащихся.
Ключевые слова: концепция,
фактор, личность, воспитание, начала экологической культуры.
Система
взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу,
глобальное его рассмотрение принято считать концепцией. Именно с концепций
начинается создание любого нового направления. Дело в том, что именно концепции
обуславливают задачи, содержание, цели и формы организации.
Первая
Концепция воспитания учащихся младшего школьного возраста была создана в конце XX века, провозгласившая новый – личностно-ориентированный
подход в педагогике. Именно эту Концепцию можно отнести к одной из первой
попыток развития основных идей и положений нового направления педагогики
начального образования. Она способствует определению тенденции его
формирования, создавать конкретные программы и технологии, организовывать
практическую деятельность разных образовательных учреждений начального
образования.
Недостаточность
или полное отсутствие образования населения напрямую связаны с потребительским
отношением к окружающей среде, что, в свою очередь, породило экологические
проблемы и катастрофы. Единственный выход из данной ситуации, по нашему мнению,
обретение экологической культуры, сознания, мышления.
Экологическое
воспитание младших школьников имеет немаловажное значение для социума. Дело в том, что благодаря ему своевременно закладываются основы
экологической культуры, и, в тоже время, происходит приобщение большей части
взрослого населения, что, в свою очередь, значительно сказывается на всеобщей экологизации сознания и мышления.
Главной целью
экологического воспитания учащихся младшего школьного возраста является
вырабатывание основ экологической культуры, то есть базисных компонентов
личности, способствующих дальнейшему успешному взаимодействию человека с
окружающей средой. Данная цель, в свою очередь, согласуется с Концепцией
воспитания учащихся младшего школьного возраста, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного
развития учащегося: сформировать в младшем школьном возрасте основу личностной
культуры. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности -
природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - ценности, на
которые ориентируется педагогика начального образования нашего времени [11; 12;
13].
Постановка цели,
задач в большинстве случаев определяет и содержание образования. По мнению И.Д.
Зверева до нашего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной
цели экологического образования». В особенности данный вопрос наиболее актуален
для экологического образования учащихся младшего школьного возраста как нового
направления, включая, в том числе, и образование родителей и преподавателей.
И.Д. Зверев рекомендует рассматривать экологическое образование как
«непрерывный процесс обучения, воспитания и формирования личности, устремленный
на развитие системы ЗУН, ценностных ориентаций и эстетических отношений,
предполагающих экологическую ответственность индивида за состояние и улучшение социоприродной среды». По его мнению, педагогические задачи
экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи
природы, общества и социума; развитие практических умений по разрешению
экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности,
привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития
(способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое
состояние среды) [10, с. 54].
Ягодин Г.А.
также неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического
образования, так как оно способствуют формированию мировоззрения индивида до
уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за
решение жизненно необходимых для своей популяции и всего биоразнообразия
в целом вопросов. Под экологическим образованием он подразумевает образование
человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем
мире, не подрывая при этом основ формирования и жизни последующих поколений
людей. Согласно таким позициям, автором выделен ряд задач в области
экологического образования, среди которых к уровню учащихся младшего школьного
возраста приемлемы следующие: формирование этики по отношению к природе,
воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой [9,
с. 32].
Совместно с
понятием «экологическое образование» в педагогической литературе довольно
активно применяется термин «экологическая культура». В большинстве случаев, его
используют как синоним первого выражения, в других развитие экологической
культуры рассматривается как конечная цель экологического образования учащихся
младшего школьного возраста. По нашему мнению, в данном контексте весьма
удачным и понятным является определение В.А. Ясвина:
«Экологическая культура – способность социума пользоваться своими
экологическими знаниями и умениями в практической деятельности» [6; 7; 8; 9].
Люди, у которых не сформирована экологическая культура, способны обладать
необходимыми знаниями, но не использовать их в повседневности.
Таким
образом, в качестве основных целей и задач большинство педагогов чаще всего
понимают развитие экологической культуры, сознания, мотивации определенного
поведения, бережного отношения и любви к окружающей среде.
Для
достижения данной цели необходимо разрешить ряд взаимосвязанных задач в сфере
образования, воспитания и развития учащегося младшего школьного возраста:
– вырабатывание системы
элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию учащегося
(прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к
природе);
– формирование
познавательного интереса к окружающей среде;
– развитие первоначальных
умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого
обучающегося поведения;
– воспитание гуманного,
эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и
окружающему миру в целом; развитие чувства симпатии к объектам природы;
– вырабатывание умений и
навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
– формирование
первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части
природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность
и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
– формирование элементарных
умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к
окружающей среде [2; 3; 4; 5].
Вопрос «Чему
учить?» всегда является немаловажным, а для младшего школьного возраста – он
имеет колоссальное значение. Данный вопрос встает перед каждым преподавателем,
который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации
сейчас огромное количество! Сущность отбора содержания в частности и помогает
выбрать нужное содержание. Для начала, нам необходимо иметь ввиду,
что речь идет о первой ступени системы непрерывного
экологического образования. Следовательно, необходимо рассмотреть принципы
отбора содержания, разработанные для последующих уровней образовательного
процесса. Также их нужно адаптировать, конкретизировать и дополнить новыми, специфическими для учащихся младшего школьного
возраста. Лишь в данном случае будет соблюден основной принцип системы
непрерывного экологического образования – преемственность. Необходимо не
упускать из виду и то, что в младшем школьном возрасте знания играют гораздо
меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть
доступными и привлекательными для учащегося [1, с. 128].
Итак, можно
сделать вывод, что немаловажным факторов воспитания экологической культуры в
младшем школьном возрасте выступает Концепция экологического воспитания младших
школьников, так как включает в себя содержание и задачи экологического
воспитания учащихся.
Список литературы:
- Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М.: АРКТИ, 2000. - 128с.
- Заикина Е.А. Игра в экологическом образовании младших школьников // Дополнительное образование, №2, 2004. - С. 19-29.
- Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996. – 167c.
- Иохвидов В.В., Сарма О.В. Актуальность занятий физической культуры в студенческой среде В сборнике: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. 2016. С. 104-106.
- Иохвидов В.В., Шулепова А.О. Мотивационная заинтересованность студентов на занятиях по физической культуре В сборнике: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. 2016. С. 106-107.
- Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов Новосибирск, 2015. Том Часть 1
- Веселова В.Г., Иохвидов В.В., Тягунова Ж.А., Шеина Е.Н., Симонкина Ю.С. Практическая грамматика английского языка Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Новосибирск, 2016.
- Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы VIII Международной научной конференции. 2016. С. 36-38.
- Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 22-25.
- Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015.№ 3 (33). С. 17-20.
- Иохвидов В.В., Юнгман И.В. Конкурентоспособность как показатель личностно-профессионального роста педагога Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 4. С. 94-97.
- Лаптев И. Д. Экологические проблемы / И. Д. Лаптев. – М.: Мысль, 1982. - 116 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1972. - 462 с.
- Леса среднетаежной подзоны Якутии / П.А. Тимофеев, А.П. Исаев, И.II Щербаков и др. Якутск: ЯН Ц СО РАН, 1994. - 140 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. – М., 1971. - 278 с.
Комментарии: