» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017
Автор: Прищеп Ирина Петровна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Основные показатели развития сферы образования В Российской Федерации
УДК 37.01
ОСНОВНЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Прищеп Ирина
Петровна
Студентка 3 курса
ФГБОУ ВО «Орловский
государственный университет экономики и торговли»
направления: «Экономика»
г. Орел
Аннотация. Данная статья
посвящена изучению показателей развития сферы образования в Российской
Федерации. Проводится анализ динамики числа образовательных организаций и
учащихся за 2015-2016 гг. Дается оценка расходования средств федерального
бюджета на образование в исследуемый период.
Ключевые слова: образование,
учреждение образования, расходы на образование.
Система образования в
Российской Федерации есть комплекс преемственных образовательных программ и государственных
стандартов образования, различающихся по уровню и направленности; сеть
реализующих их учреждений образования вне зависимости от
организационно-правового типа и вида; органы управления и контроля над
образованием и подведомственные им учреждения и организации [4], [2].
В 2016г. в рамках процесса
совершенствования образовательной системы, ориентированного на рост
эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, а также повышение результативности функционирования
образовательной системы, происходило укрупнение (объединение) образовательных
организаций в целях оптимизации бюджетных расходов на образование.
В таблице 1 приведены
показатели, характеризующие деятельность образовательных организаций в
Российской Федерации [5].
Таблица 1. Отдельные показатели
деятельности российских организаций образования
за 2015-2016 гг.
Показатель |
2015г. |
2016 г. |
Отклонение |
Темп изменения, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
образовательным программам начального общего, основного общего, среднего
общего образования, единиц |
42687 |
42622 |
-65 |
99,85 |
Численность обучающихся, тыс. человек |
14596 |
15217 |
621 |
104,25 |
Число профессиональных образовательных организаций, единиц |
3638 |
3526 |
-112 |
96,92 |
Численность студентов, обучающихся по программам подготовки: |
- |
- |
- |
- |
квалифицированных рабочих, служащих, тыс. человек |
686,1 |
556 |
-130,1 |
81,04 |
специалистов среднего звена, тыс. человек |
2180,2 |
2853,2 |
673 |
130,87 |
Принято на обучение в профессиональные образовательные организации по
программам подготовки: |
- |
- |
- |
- |
квалифицированных рабочих, служащих, тыс. человек |
395,6 |
221,4 |
-174,2 |
55,97 |
специалистов среднего звена, тыс. человек |
699,3 |
946,2 |
246,9 |
135,31 |
Выпущено, тыс. человек: |
|
|
0 |
|
квалифицированных рабочих, служащих |
368,2 |
196,1 |
-172,1 |
53,26 |
специалистов среднего звена |
446 |
663,3 |
217,3 |
148,72 |
Число образовательных организаций высшего образования, единиц |
896 |
817 |
-79 |
91,18 |
Численность студентов, тыс. человек |
4766,5 |
4379 |
-387,5 |
91,87 |
Принято на обучение по программам бакалавриата, специалитета,
магистратуры, тыс. человек |
1221,8 |
1151,4 |
-70,4 |
94,24 |
Выпущено бакалавров, специалистов, магистров, тыс. человек |
1300,5 |
1150,9 |
-149,6 |
88,50 |
Анализируя данные таблицы 1,
мы видим, что по сравнению с 2015г общее число образовательных организаций,
реализующих программы высшего образования, в 2016г. сократилось на 8,8% (или на
79 единиц), при этом:
-
число государственных и муниципальных образовательных
организаций высшего образования уменьшилось на 5,3% (на 28 единиц);
-
количество действующих частных образовательных организаций
высшего образования - на 13,9% (на 51 единицу).
Вместе с тем продолжилось
сокращение численности студентов образовательных организаций высшего образования:
в сравнении с 2015 годом численность студентов уменьшилась на 387,5 тыс.
человек, при этом следует отметить, что существенное сокращение численности
произошло в частных образовательных организациях (на 28,4% от численности
студентов в 2015г.).
В свою очередь, продолжалось
объединение профессиональных образовательных организаций, осуществляющих
деятельность по подготовке квалифицированных рабочих и служащих с
профессиональными организациями, занимающихся подготовкой специалистов среднего
звена. За 2016 год число профессиональных образовательных организаций по
программам среднего профессионального образования уменьшилось на 3,1% (или на
112 единиц) и составило 3526 организаций.
Несмотря на продолжающийся
процесс оптимизации образовательной системы, по-прежнему остается актуальной
проблема работы организаций, начального общего, основного общего, среднего
общего образования в две и три смены. В частности, на начало 2016/2017 учебного
года численность учащихся, занимавшихся во вторую и третью смены по программам
начального общего образования (1-4 классы) составила 1,1 млн. человек или 17,5%
от общей численности обучающихся по данным программам,
по программам основного общего образования (5-9 классы) - 738,4 тыс. человек
(10,6%), по программам среднего общего образования (10-11 (12) классы) - 20,0
тыс. человек (1,5%).
В 2016 году получили
дальнейшее развитие программы по обеспечению дополнительных условий для
получения качественного образования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ)
В 2016 году численность
студентов с ОВЗ, инвалидов и детей инвалидов составила 18,4 тыс. человек от
общего числа студентов, проходящих обучение по очной
форме обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, что на 9,1% меньше численности
данной категории студентов, обучавшихся в 2015 году. В 2016 году по адаптивным
образовательным программам проходило обучение 11,2% обучающихся студентов с
ОВЗ. В организациях, занимающихся реализацией образовательных программ
программам начального, основного и среднего общего образования в 2016 году доля
обучающихся с ОВЗ составила 3,8%, а инвалидов и детей-инвалидов - 1,8% от общей
численности обучающихся.
Рассмотрим расходы на
образование в Российской Федерации в 2015-2016 гг. [1]
Таблица 2. Расходы федерального
бюджета на образование в 2015-2016 гг.
Показатель |
Сумма в 2015 году,
млрд. руб. |
Сумма в 2016 году,
млрд. руб. |
Отклонение, млрд. руб. |
Темп изменения, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ВВП |
73120,00 |
78670,00 |
5550,00 |
107,59 |
Расходы бюджета, всего |
15210,00 |
1610,00 |
-13600,00 |
10,59 |
Расходы на образование – всего, из
них (по статьям бюджетной классификации): |
579,36 |
557,79 |
-21,57 |
96,28 |
Дошкольное образование |
14,56 |
4,85 |
-9,71 |
33,31 |
Общее образование |
34,92 |
26,44 |
-8,48 |
75,72 |
Среднее профессиональное
образование |
8,85 |
8,30 |
-0,55 |
93,80 |
Профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение квалификации |
7,23 |
7,34 |
0,11 |
101,56 |
Высшее и послевузовское
профессиональное образование |
491,30 |
484,14 |
-7,16 |
98,54 |
Молодежная политика и оздоровление
детей |
1,13 |
0,80 |
-0,33 |
70,86 |
Прикладные научные исследования в
области образования |
13,06 |
13,67 |
0,61 |
104,67 |
Другие вопросы в области
образования |
8,30 |
12,25 |
3,94 |
147,51 |
Исходя
из данных таблицы 2, можно заключить, что в 2016 общий объем бюджетных
ассигнований федерального бюджета на образование составил 3,46% от расходной
части бюджета или 0,71% ВВП. Общий объем расходов на образование был снижен по
сравнению с 2015 годом на 3,72%. Особо следует отметить, значительное снижение
расходов на дошкольное и общее образование. Во многом это связано с передачей
соответствующих полномочий в регионы, а также «оптимизацией» сети бюджетных
учреждений. Также были снижены расходы на среднее профессиональное образование
на 6,2%, высшее послевузовское образование – на 1,46%, молодежную политику и
оздоровление детей – на 29,14%. Расходы на профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации, прикладные научные исследования в
области образования и другие вопросы в области образования, напротив,
увеличились на 1,56%, 4,67% и 47,51% соответственно.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно
заключить, что в период за 2015-2016 гг. в сфере образования происходило
сокращение учебных заведений и обучающихся в них граждан. Общегосударственные
ассигнования на образовательную сферу из федерального бюджета также были
уменьшены. В исследуемый период получила дальнейшее развитие программа по
обеспечению дополнительных условий для получения качественного образования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также программа
по оптимизации бюджетных расходов на образование
Список литературы:
- Бюджет 2016 – исследование [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cepr.su/wp-content/uploads/2015/10/Бюджет-2016 исследование1.pdf. Дата обращения: 29.04.2017 г.
- Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598; Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 30 (часть I) ст. 4263.
- Образование как фактор экономического развития [Текст]: учебник / В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян, М.С. Нетесова. - М.: Научный эксперт, 2014. - 105 с.
- Система образования в РФ. Управление системой образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mei06.narod.ru/sem7/psih/shpora2/page2_4.htm. Дата обращения:29.04.2017 г.
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru. Дата обращения: 29.04.2017 г.
Комментарии: