» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Прищеп Ирина Петровна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Основные показатели развития сферы образования В Российской Федерации

Статья просмотрена: 458 раз

УДК 37.01

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прищеп Ирина Петровна

Студентка 3 курса

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет экономики и торговли»

 направления: «Экономика»

г. Орел

 

Аннотация. Данная статья посвящена изучению показателей развития сферы образования в Российской Федерации. Проводится анализ динамики числа образовательных организаций и учащихся за 2015-2016 гг. Дается оценка расходования средств федерального бюджета на образование в исследуемый период.

Ключевые слова: образование, учреждение образования, расходы на образование.

 

Система образования в Российской Федерации есть комплекс преемственных образовательных программ и государственных стандартов образования, различающихся по уровню и направленности; сеть реализующих их учреждений образования вне зависимости от организационно-правового типа и вида; органы управления и контроля над образованием и подведомственные им учреждения и организации [4], [2].

В 2016г. в рамках процесса совершенствования образовательной системы, ориентированного на рост эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также повышение результативности функционирования образовательной системы, происходило укрупнение (объединение) образовательных организаций в целях оптимизации бюджетных расходов на образование.

В таблице 1 приведены показатели, характеризующие деятельность образовательных организаций в Российской Федерации [5].

 

Таблица 1. Отдельные показатели деятельности российских организаций образования

 за 2015-2016 гг.

Показатель

2015г.

2016 г.

Отклонение

Темп изменения, %

1

2

3

4

5

Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, единиц

42687

42622

-65

99,85

Численность обучающихся, тыс. человек

14596

15217

621

104,25

Число профессиональных образовательных организаций, единиц

3638

3526

-112

96,92

Численность студентов, обучающихся по программам подготовки:

-

-

-

-

квалифицированных рабочих, служащих, тыс. человек

686,1

556

-130,1

81,04

специалистов среднего звена, тыс. человек

2180,2

2853,2

673

130,87

Принято на обучение в профессиональные образовательные организации по программам подготовки:

-

-

-

-

квалифицированных рабочих, служащих, тыс. человек

395,6

221,4

-174,2

55,97

специалистов среднего звена, тыс. человек

699,3

946,2

246,9

135,31

Выпущено, тыс. человек:

 

 

0

 

квалифицированных рабочих, служащих

368,2

196,1

-172,1

53,26

специалистов среднего звена

446

663,3

217,3

148,72

Число образовательных организаций высшего образования, единиц

896

817

-79

91,18

Численность студентов, тыс. человек

4766,5

4379

-387,5

91,87

Принято на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. человек

1221,8

1151,4

-70,4

94,24

Выпущено бакалавров, специалистов, магистров, тыс. человек

1300,5

1150,9

-149,6

88,50

 

Анализируя данные таблицы 1, мы видим, что по сравнению с 2015г общее число образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, в 2016г. сократилось на 8,8% (или на 79 единиц), при этом:

-     число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 5,3% (на 28 единиц);

-     количество действующих частных образовательных организаций высшего образования - на 13,9% (на 51 единицу).

Вместе с тем продолжилось сокращение численности студентов образовательных организаций высшего образования: в сравнении с 2015 годом численность студентов уменьшилась на 387,5 тыс. человек, при этом следует отметить, что существенное сокращение численности произошло в частных образовательных организациях (на 28,4% от численности студентов в 2015г.).

В свою очередь, продолжалось объединение профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке квалифицированных рабочих и служащих с профессиональными организациями, занимающихся подготовкой специалистов среднего звена. За 2016 год число профессиональных образовательных организаций по программам среднего профессионального образования уменьшилось на 3,1% (или на 112 единиц) и составило 3526 организаций.

Несмотря на продолжающийся процесс оптимизации образовательной системы, по-прежнему остается актуальной проблема работы организаций, начального общего, основного общего, среднего общего образования в две и три смены. В частности, на начало 2016/2017 учебного года численность учащихся, занимавшихся во вторую и третью смены по программам начального общего образования (1-4 классы) составила 1,1 млн. человек или 17,5% от общей численности обучающихся по данным программам, по программам основного общего образования (5-9 классы) - 738,4 тыс. человек (10,6%), по программам среднего общего образования (10-11 (12) классы) - 20,0 тыс. человек (1,5%).

В 2016 году получили дальнейшее развитие программы по обеспечению дополнительных условий для получения качественного образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В 2016 году численность студентов с ОВЗ, инвалидов и детей инвалидов составила 18,4 тыс. человек от общего числа студентов, проходящих обучение по очной форме обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, что на 9,1% меньше численности данной категории студентов, обучавшихся в 2015 году. В 2016 году по адаптивным образовательным программам проходило обучение 11,2% обучающихся студентов с ОВЗ. В организациях, занимающихся реализацией образовательных программ программам начального, основного и среднего общего образования в 2016 году доля обучающихся с ОВЗ составила 3,8%, а инвалидов и детей-инвалидов - 1,8% от общей численности обучающихся.

Рассмотрим расходы на образование в Российской Федерации в 2015-2016 гг. [1]

 

Таблица 2. Расходы федерального бюджета на образование в 2015-2016 гг.

Показатель

Сумма в 2015 году, млрд. руб.

Сумма в 2016 году, млрд. руб.

Отклонение, млрд. руб.

Темп изменения, %

1

2

3

4

5

ВВП

73120,00

78670,00

5550,00

107,59

Расходы бюджета, всего

15210,00

1610,00

-13600,00

10,59

Расходы на образование – всего, из них (по статьям бюджетной классификации):

579,36

557,79

-21,57

96,28

Дошкольное образование

14,56

4,85

-9,71

33,31

Общее образование

34,92

26,44

-8,48

75,72

Среднее профессиональное образование

8,85

8,30

-0,55

93,80

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

7,23

7,34

0,11

101,56

Высшее и послевузовское профессиональное образование

491,30

484,14

-7,16

98,54

Молодежная политика и оздоровление детей

1,13

0,80

-0,33

70,86

Прикладные научные исследования в области образования

13,06

13,67

0,61

104,67

Другие вопросы в области образования

8,30

12,25

3,94

147,51

 

Исходя из данных таблицы 2, можно заключить, что в 2016 общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование составил 3,46% от расходной части бюджета или 0,71% ВВП. Общий объем расходов на образование был снижен по сравнению с 2015 годом на 3,72%. Особо следует отметить, значительное снижение расходов на дошкольное и общее образование. Во многом это связано с передачей соответствующих полномочий в регионы, а также «оптимизацией» сети бюджетных учреждений. Также были снижены расходы на среднее профессиональное образование на 6,2%, высшее послевузовское образование – на 1,46%, молодежную политику и оздоровление детей – на 29,14%. Расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, прикладные научные исследования в области образования и другие вопросы в области образования, напротив, увеличились на 1,56%, 4,67% и 47,51% соответственно.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно заключить, что в период за 2015-2016 гг. в сфере образования происходило сокращение учебных заведений и обучающихся в них граждан. Общегосударственные ассигнования на образовательную сферу из федерального бюджета также были уменьшены. В исследуемый период получила дальнейшее развитие программа по обеспечению дополнительных условий для получения качественного образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также программа по оптимизации бюджетных расходов на образование

 



Список литературы:

  1. Бюджет 2016 – исследование [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cepr.su/wp-content/uploads/2015/10/Бюджет-2016 исследование1.pdf. Дата обращения: 29.04.2017 г.
  2. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598; Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 30 (часть I) ст. 4263.
  3. Образование как фактор экономического развития [Текст]: учебник / В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян, М.С. Нетесова. - М.: Научный эксперт, 2014. - 105 с.
  4. Система образования в РФ. Управление системой образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mei06.narod.ru/sem7/psih/shpora2/page2_4.htm. Дата обращения:29.04.2017 г.
  5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru. Дата обращения: 29.04.2017 г.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: