» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Журавлева Надежда Анатольевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Реализация культурологического подхода в образовательно-воспитательном процессе начальной школы

Статья просмотрена: 159 раз
Дата публикации: 11.04.2018

УДК 374

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Журавлева Надежда Анатольевна

студентка

Лобанова Надежда Викторовна

студентка

филиал Ставропольского государственного педагогического института, г. Ессентуки

 

Аннотация. Статья посвящена обзору реализации культурологического подхода в образовательно-воспитательном процессе начальной школы. Социокультурная ситуация в образовательных учреждениях характеризуется полиэтничностью и всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных и культурных групп. В настоящий момент в школах нашей страны, в связи с миграцией, заметно увеличивается число детей из Закавказья, Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа, а также представителей Северо- Восточной Азии (китайцев). Согласно индивидуальному восприятию окружающего мира, социально-экономических условий, культурно-национальных особенностей, индивид по-своему понимает своеобразие культуры представителя другой нации.

Ключевые слова: реализация, культурологический подход, образовательно-воспитательный процесс, начальное образование, миграция, этнос.

 

Социокультурная ситуация в образовательных учреждениях характеризуется полиэтничностью и всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных и культурных групп. В настоящий момент в школах нашей страны, в связи с миграцией, заметно увеличивается число детей из Закавказья, Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа, а также представителей Северо- Восточной Азии (китайцев).

Согласно индивидуальному восприятию окружающего мира, социально-экономических условий, культурно-национальных особенностей, индивид по-своему понимает своеобразие культуры представителя другой нации. В современных гуманитарных науках термин «культура» относится к числу фундаментальных. Неслучайно, что данное понятие выступает центральным в процессе межэтнического взаимодействия. Зачастую понятие «культура» служит оценочным термином и обозначает определенную совокупность черт личности индивида, которые лучше назвать не культурой, а культурностью [1; 2; 3; 4].

Под культурой следует понимать крайне сложное и многогранное явление, включающее в себя все стороны человеческого существования. Она подразумевает под собой все то, что создано человеком. В обыденной жизни термин «культура» применяется, как минимум в трех значениях, таких как: отдельная сфера жизни общества (система учреждений и организаций, занимающихся производством и продвижением культурных ценностей); совокупность ценностей и норм, свойственных большой социальной группе, этносу или нации; выражение высокого уровня достижений в какой-либо деятельности.

Под культурой принято подразумевать обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных в процессе эволюции.

Также культура – это моральные, материальные и нравственных ценности, обычаи, традиции, умения, знания. Культура характеризует народности (славянская культура, культура готов). Также культура может относится и к сферам жизнедеятельности человека: художественная культура, политическая культура.

Понятие «культура» произошло от лат. cultura – «воспитание, возделывание, образование, почитание, развитие». Под культурой понимается исторически определенный уровень развития человечества. Культура проявляется в формах организации жизнедеятельности людей и создаваемых ими духовных и материальных ценностях. Собственно наличие культуры и выступает одним из существенных отличий человека от животных.

Культура является универсальным способом «возделывания» самого человека, то, что делает его более нравственным. Культура в данном случае как раз обозначает критерии того, что значит «быть лучше». В процессе социализации индивид усваивает правила нравственного поведения в обществе и юридические нормы жизни в стране, развивает свое мировоззрение и отношение к верованиям и традициям, развивает эстетический вкус и духовные ценности. Следовательно, культура предоставляет человеку возможность самосозидания, что, тем самым, позволяет ему стать творцом новых культурных ценностей [5; 6; 7; 8].

Наши представления о межкультурных взаимодействиях (а значит и об этнических процессах в целом), остаются слишком поверхностными до тех пор, пока не будет выяснено какие культурные черты поддаются заимствованию и при каких обстоятельствах, а какие - нет.

При межкультурном взаимодействии могут восприниматься лишь те культурные черты, которые приемлемы с точки зрения функциональным внутриэтническим конфликтом народа-реципиента, хотя бы посредством определенной коррекции и переосмысления. Любые культурные черты, которые могли бы вызвать дисфункцию функционального внутриэтнического конфликта данной культурой отвергаются, если, конечно, речь не идет об общем кризисе культуры.

Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана урегулировать влияние на людей этносоциальной среды, выработать у них собственный позитивный опыт межнационального общения.

Воспитывать в ребенке этнотолерантность целесообразно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте начинает развиваться культура межнационального общения, следовательно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности [9; 10].

Образовательное учреждение является тем социальным институтом, через который возможно оказывать влияние на развитие социокультурной среды. Форма и содержание образовательной программы учреждения (обучение и воспитание) должно быть направлено независимо от социального и национального происхождения прежде всего на воспитание уважения к правам человека, его основным свободам и развитие условий безопасного образовательного пространства.

Компонентами культурологического подхода в образовании выступают:

-           отношение к обучающемуся как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;

-           отношение к преподавателю как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

-           отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого выступают личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;

-           отношение к школе как целостной культурно-образовательной среде, в которой живут и воссоздаются культурные образцы жизни людей, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры [11; 12].

Осуществление культурологического подхода выявляется важной задачей в образовательно-воспитательном процессе, суть которого состоит в рассмотрении культуры межнационального общения как феномена культуры в области межнациональных отношений, выраженных во взаимном обмене результатами материальных и духовных ценностей. Культура является принадлежностью нации, выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировоспитания. Лишь сильный, уверенный в себе, уважающий себя человек способен оценить личность и мнение другого человека. Слабый и неуверенный - в искаженном виде проявляет нетерпимость, стремится к протесту. Жизненные проблемы (неустроенность) становятся почвой для перекладывания на «чужаков» вины, поиска виновных и причин случившегося не в себе, а в других. Вышесказанное дает основание говорить о разработке содержания и технологий воспитания культуры межнационального общения, начиная с младшего школьного возраста.

Итак, в понимании сущности содержания, назначения современного школьного образования четко обнаружилась новая тенденция: от обыденного, практико-прагматического толкования проблем образования к их гуманистическому осмыслению развития детской личности и развитию, обучению и воспитанию культурологии как целостного и гармонического человеческого существа в единстве его внутренней духовности и внешнего воплощения.



Список литературы:

  1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М.: Политиздат, 1977. - 332 с.
  2. Баткин Л.М. Культура всегда накануне себя. Красная книга культуры. – М., 1989. - С.117-130.
  3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. // Педагогика, – 1995. – № 4 – С.29.
  4. Иохвидов В.В., Сарма О.В. Актуальность занятий физической культуры в студенческой среде В сборнике: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. 2016. С. 104-106.
  5. Иохвидов В.В., Шулепова А.О. Мотивационная заинтересованность студентов на занятиях по физической культуре В сборнике: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. 2016. С. 106-107.
  6. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов Новосибирск, 2015. Том Часть 1
  7. Веселова В.Г., Иохвидов В.В., Тягунова Ж.А., Шеина Е.Н., Симонкина Ю.С. Практическая грамматика английского языка Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Новосибирск, 2016.
  8. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы VIII Международной научной конференции. 2016. С. 36-38.
  9. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 22-25.
  10. Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015.№ 3 (33). С. 17-20.
  11. Иохвидов В.В., Юнгман И.В. Конкурентоспособность как показатель личностно-профессионального роста педагога Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 4. С. 94-97.
  12. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир, 1994. №6.- С.113-120.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: