» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018
Автор: Журавлева Надежда Анатольевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Реализация культурологического подхода в образовательно-воспитательном процессе начальной школы
Дата публикации: 11.04.2018
УДК 374
РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Журавлева Надежда
Анатольевна
студентка
Лобанова Надежда
Викторовна
студентка
филиал Ставропольского государственного педагогического института, г. Ессентуки
Аннотация. Статья
посвящена обзору реализации культурологического подхода в
образовательно-воспитательном процессе начальной школы. Социокультурная
ситуация в образовательных учреждениях характеризуется полиэтничностью
и всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной
группы к представителям иных национальных и культурных групп. В настоящий
момент в школах нашей страны, в связи с миграцией, заметно увеличивается число
детей из Закавказья, Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа, а также
представителей Северо- Восточной Азии (китайцев). Согласно индивидуальному
восприятию окружающего мира, социально-экономических условий,
культурно-национальных особенностей, индивид по-своему понимает своеобразие
культуры представителя другой нации.
Ключевые слова: реализация, культурологический подход, образовательно-воспитательный
процесс, начальное образование, миграция, этнос.
Социокультурная
ситуация в образовательных учреждениях характеризуется полиэтничностью
и всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной
группы к представителям иных национальных и культурных групп. В настоящий
момент в школах нашей страны, в связи с миграцией, заметно увеличивается число
детей из Закавказья, Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа, а также
представителей Северо- Восточной Азии (китайцев).
Согласно
индивидуальному восприятию окружающего мира, социально-экономических условий,
культурно-национальных особенностей, индивид по-своему понимает своеобразие
культуры представителя другой нации. В современных гуманитарных науках термин
«культура» относится к числу фундаментальных. Неслучайно, что данное понятие
выступает центральным в процессе межэтнического
взаимодействия. Зачастую понятие «культура» служит оценочным термином и
обозначает определенную совокупность черт личности индивида, которые лучше
назвать не культурой, а культурностью [1; 2; 3; 4].
Под культурой
следует понимать крайне сложное и многогранное явление, включающее в себя все
стороны человеческого существования. Она подразумевает под собой все то, что
создано человеком. В обыденной жизни термин «культура» применяется, как минимум
в трех значениях, таких как: отдельная сфера жизни общества (система учреждений
и организаций, занимающихся производством и продвижением культурных ценностей);
совокупность ценностей и норм, свойственных большой социальной группе, этносу
или нации; выражение высокого уровня достижений в какой-либо деятельности.
Под культурой
принято подразумевать обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека,
созданных в процессе эволюции.
Также
культура – это моральные, материальные и нравственных
ценности, обычаи, традиции, умения, знания. Культура характеризует народности
(славянская культура, культура готов). Также культура может относится
и к сферам жизнедеятельности человека: художественная культура, политическая
культура.
Понятие «культура» произошло от лат. cultura –
«воспитание, возделывание, образование, почитание, развитие». Под культурой понимается исторически
определенный уровень развития человечества. Культура проявляется в формах
организации жизнедеятельности людей и создаваемых ими духовных и материальных
ценностях. Собственно наличие культуры и выступает одним из существенных
отличий человека от животных.
Культура
является универсальным способом «возделывания» самого человека, то, что делает
его более нравственным. Культура в данном случае как раз обозначает критерии
того, что значит «быть лучше». В процессе социализации индивид усваивает
правила нравственного поведения в обществе и юридические нормы жизни в стране,
развивает свое мировоззрение и отношение к верованиям и традициям, развивает
эстетический вкус и духовные ценности. Следовательно, культура предоставляет
человеку возможность самосозидания, что, тем самым,
позволяет ему стать творцом новых культурных ценностей [5; 6; 7; 8].
Наши
представления о межкультурных взаимодействиях (а значит и об этнических
процессах в целом), остаются слишком поверхностными до тех пор, пока не будет выяснено какие культурные черты поддаются
заимствованию и при каких обстоятельствах, а какие - нет.
При
межкультурном взаимодействии могут восприниматься лишь те культурные черты,
которые приемлемы с точки зрения функциональным внутриэтническим
конфликтом народа-реципиента, хотя бы посредством определенной коррекции и
переосмысления. Любые культурные черты, которые могли бы
вызвать дисфункцию функционального внутриэтнического
конфликта данной культурой отвергаются, если, конечно, речь не идет об
общем кризисе культуры.
Целенаправленное
воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации
личности, организация которого призвана урегулировать влияние на людей этносоциальной среды, выработать у них собственный
позитивный опыт межнационального общения.
Воспитывать в
ребенке этнотолерантность целесообразно в младшем
школьном возрасте, так как именно в этом возрасте начинает развиваться культура
межнационального общения, следовательно повышается
интерес к вопросам культурной принадлежности [9; 10].
Образовательное
учреждение является тем социальным институтом, через который возможно оказывать
влияние на развитие социокультурной среды. Форма и
содержание образовательной программы учреждения (обучение и воспитание) должно
быть направлено независимо от социального и национального происхождения
прежде всего на воспитание уважения к правам человека, его основным свободам и
развитие условий безопасного образовательного пространства.
Компонентами
культурологического подхода в образовании выступают:
- отношение к обучающемуся
как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
- отношение к
преподавателю как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его
в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном
самоопределении в мире культурных ценностей;
- отношение к образованию
как культурному процессу, движущими силами которого выступают личные смыслы,
диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного
саморазвития;
- отношение к школе как
целостной культурно-образовательной среде, в которой живут и воссоздаются
культурные образцы жизни людей, происходят культурные события, осуществляется
творение культуры и воспитание человека культуры [11; 12].
Осуществление
культурологического подхода выявляется важной задачей в
образовательно-воспитательном процессе, суть которого состоит в рассмотрении
культуры межнационального общения как феномена культуры в области
межнациональных отношений, выраженных во взаимном обмене результатами
материальных и духовных ценностей. Культура является принадлежностью нации,
выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировоспитания. Лишь сильный, уверенный в себе, уважающий
себя человек способен оценить личность и мнение другого человека. Слабый и неуверенный - в искаженном виде проявляет
нетерпимость, стремится к протесту. Жизненные проблемы (неустроенность)
становятся почвой для перекладывания на «чужаков» вины, поиска виновных и
причин случившегося не в себе, а в других. Вышесказанное дает основание
говорить о разработке содержания и технологий воспитания культуры
межнационального общения, начиная с младшего школьного возраста.
Итак, в
понимании сущности содержания, назначения современного школьного образования
четко обнаружилась новая тенденция: от обыденного, практико-прагматического
толкования проблем образования к их гуманистическому осмыслению развития
детской личности и развитию, обучению и воспитанию культурологии
как целостного и гармонического человеческого существа в единстве его
внутренней духовности и внешнего воплощения.
Список литературы:
- Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М.: Политиздат, 1977. - 332 с.
- Баткин Л.М. Культура всегда накануне себя. Красная книга культуры. – М., 1989. - С.117-130.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. // Педагогика, – 1995. – № 4 – С.29.
- Иохвидов В.В., Сарма О.В. Актуальность занятий физической культуры в студенческой среде В сборнике: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. 2016. С. 104-106.
- Иохвидов В.В., Шулепова А.О. Мотивационная заинтересованность студентов на занятиях по физической культуре В сборнике: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. 2016. С. 106-107.
- Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов Новосибирск, 2015. Том Часть 1
- Веселова В.Г., Иохвидов В.В., Тягунова Ж.А., Шеина Е.Н., Симонкина Ю.С. Практическая грамматика английского языка Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Новосибирск, 2016.
- Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы VIII Международной научной конференции. 2016. С. 36-38.
- Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 22-25.
- Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015.№ 3 (33). С. 17-20.
- Иохвидов В.В., Юнгман И.В. Конкурентоспособность как показатель личностно-профессионального роста педагога Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 4. С. 94-97.
- Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир, 1994. №6.- С.113-120.
Комментарии: