» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Долганова Евгения Владимировна, магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Анализ структуры нормативного регулирования экологического менеджмента

Статья просмотрена: 178 раз
Дата публикации: 12.04.2018

УДК  002.304

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Долганова Евгения Владимировна

  студентка 2 курса магистратуры

Сергеев Артём Леонидович

к.ю.н., ст. преподаватель

 института права Башкирского государственного университета, г. Уфа

 

Аннотация. в данной статье проведен краткий анализ структуры нормативного регулирования системы экологического менеджмента. Рассмотрена история становления правовой системы экологического менеджмента зарубежных стран, а также России. Затронута проблема современного природоохранного законодательства в области экологического управления.

Ключевые слова: экологическая безопасность, охрана окружающей среды, устойчивое развитие, экологическое управление, экологический менеджмент, стандарты.

 

Экологическая политика, а точнее ее задачи, решаются и осуществляются с целью государственного регулирования и контроля воздействия хозяйственной и иной деятельности на отдельные компоненты и окружающую среду в целом. Такой контроль дает гарантии сохранения благоприятных условий окружающей среды, а также обеспечивает высокий уровень экологической безопасности.

В современном мире одной из концепций, поддерживаемых мировым сообществом, является концепция «устойчивого развития». Она направлена на функционирование экологически безопасной экономики, структурно-технологический уровень которой обеспечивает рациональное использование и потребление ресурсов и минимизацию интегрального экологического воздействия процессов производства и потребления товаров и услуг в расчете на единицу совокупного общественного продукта.

В настоящее время Россия взаимодействует и расширяет свое взаимодействие с большинством зарубежных стран, которые заинтересованы в сотрудничестве только с теми представителями, которые имею развитую систему защиты окружающей среды или предпринимают попытки внедрения наилучших доступных технологий для снижения негативного воздействия. Для того, чтобы добиться успехов в природоохранной деятельности и обеспечении экологической безопасности всей страны в целом, нужно начать с системы управления охраной окружающей среды на территориях крупных и мелких промышленных предприятий, которые будут соответствовать международным требованиям и национальному экологическому законодательству.

Одним из эффективных экологических инструментов экологического управления является система экологического менеджмента (EMS). Это отдельная часть общей системы менеджмента, представляющая собой инициативную и результативную  деятельность экономических субъектов, направленную на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости.

Основополагающий нормативно-правовой акт в природоохранном и природоресурсном законодательстве, а именно Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды»(в редакции от 31.12.2017) не содержит в себе нормы, которые бы определяли правовой статус экологического менеджмента, а также самого определения данного термина. Правовые основы, определение, задачи и цели экологического менеджмента заложены в серии международных экологических стандартов ISO 14000, разработанные Международной организацией по стандартизации в соответствии с требованиями ООН в области охраны окружающей среды и частично принятыми в качестве национальных стандартов в Российской Федерации.

Основным документов стандарта принято считать ISO 14001 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». Требования данного документа направлены на установление с высокой степенью определенности соответствия/несоответствия субъекта экономики экологическим требованиям. Остальные документы стандарта относятся к вспомогательным и содержат в себе руководство по созданию системы экоменеджмента, принципы аудита EMS, методологию оценки экологических воздействий.

Серия международных стандартов ISO 14000 содержит 21 документ:

1)                 система управления окружающей средой (ISO 14001, 14004);

2)                 оценка экологической эффективности (ISO 14015, 14031);

3)                 экологический аудит (ISO 14010, 14011, 14012, 14015).

4)                 оценка жизненного цикла (ISO 14040, 14041, 14043);

5)                 экологическая маркировка (ISO 14020, 14021, 14022, 14023, 14024);

6)                 экологические аспекты в стандартах на продукцию (ISO 14060).

Рассмотренные международные стандарты носят добровольный характер применения и не заменяют требований, установленных национальным экологическим законодательством, но предлагают подход к обеспечению экологической безопасности при оказании негативного воздействия на окружающую среду.

В настоящее время Европейские страны пытаются создать жесткую систему экологического законодательства и полного контроля и надзора за выполнением всех природоохранных требований. Основоположником данной концепции и активным новатором в области экологического менеджмента стала Великобритания, которая в 1990 году издала «Экологический акт» (Environmental Act). Далее Британский институт Стандартизации в 1992 году подготовил и выпустил Стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750 (Specification for Environmental Management System). Но данный документ не является регламентирующим и не определяет требований к природоохранной деятельности предприятий и организаций.

Изначально Великобритания применяла стандарт BS 7750 на добровольной основе, но чуть позже его стали применять другие государства и данный стандарт стал основой для разработки международных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Стандарт BS 7750, использованный Великобританией оказался очень гармоничным и сбалансированным документом, поэтому большинство стран стали применять этот документ в качестве собственного внутреннего документа. Это такие страны, как Швеция, Финляндия, Голландия и др. Но некоторые страны предпочли применять общеевропейские регламентирующие документы в области экологической безопасности, а именно экологического управления (менеджмента).

В это время в России развивалась концепция устойчивого развития, принятая после создания программных документов на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Риоде-Жанейро,1992 г.), на основе которого был издан Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Помимо этого, еще с 1976 г. в СССР, а потом в Российской Федерации действует система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов — стандарты группы «Охрана природы». Указанная система содержит более 80 государственных (приняты Госстандартом России) и около 50 отраслевых стандартов, принятых специально уполномоченными органами власти. Эти стандарты не были отменены, однако претерпели частичное обновление в 2000 г. и на сегодняшний день большинство из них являются действующими (Таблица 1).

Таблица 1. Группы стандартов ГОСТ 17.0.01-76

Наименование

Номер группы

Количество стандартов в группе

Примечание

Организационно-методические стандарты системы стандартов охраны природы

 

 

0

 

 

4

Стандарты определяют основные положения, термины, определения, классификации, методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий

Стандарты в области охраны и рационального использования вод

 

 

 

1

 

 

 

22

Стандарты определяют нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, показатели интенсивности использования водных ресурсов, правила охраны вод и рационального использования водных ресурсов, методы определения параметров состояния водных объектов, требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей водной среды

Стандарты в области защиты атмосферы

 

 

 

2

 

 

 

23

Стандарты определяют основные положения, термины, определения, классификации, нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов (двигателей автомобилей, самолетов, сельхозтехники), правила охраны атмосферы, методы определения параметров состояния атмосферы населенных пунктов, требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите атмосферы среды от загрязнений

Стандарты в области охраны и рационального использования почв

 

 

4

 

 

7

Стандарты определяют термины и определения химического загрязнения, показатели санитарного состояния почв, общие требования к отбору проб, методы определения загрязняющих веществ

Стандарты в области улучшения использования земель

 

 

 

5

 

 

 

15

Стандарты определяют показатели пригодности нарушенного плодородного слоя почв для землевания, требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ, требования к сточным водам и их осадкам для орошения и удобрения, методы определения потенциальной опасности эрозии, порядок рекультивации

Стандарты в области охраны флоры

 

6

 

12

Стандарты определяют требования к охране лесов и плодородных земельных угодий

Стандарты в области охраны и преобразования ландшафтов

 

 

7

 

 

2

Определяет термины, определения и классификацию ландшафтов

Стандарты в области охраны и рационального использования недр

 

 

8

 

 

-

В настоящее время отсутствуют

 

Главной задачей вышеупомянутых документов стало снижение негативного воздействия, рисков в результате деятельности промышленного сектора экономики, которые оказывают воздействие на здоровье и жизнь людей. Такое снижение достигалось при установлении природоохранных процедур, нормативов и регламентов. Такие мероприятия дали существенный толчок развитию системы экологического менеджмента в России. Наряду со стандартами серии ГОСТ 17.0.01-76 появлялись и другие документы, такие как ГОСТ 24525.4-80, введенные в период с 1980 по 1985 гг. в рамках госстандартов ГОСТ 24525.0-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием». Все эти документы стали предшественниками национальной серии ISO 14000.

Чуть позже промышленными предприятиями предпринимались попытки внедрения системы экологического управления, применяя международные стандарты ISO серии 9000 и ISO серии 14000 в совокупности.

С одной стороны, серия этих стандартов была очень эффективной и прогрессивной, но на практике представители промышленного сектора России с осторожностью и не доверием применяли их, что привело к институциональному закреплению полноценных интегрированных систем менеджмента.

В 1998 году в России началось приведение в соответствие международных и национальных стандартов ISO 14000. Этот процесс дал жизнь первой серии национальных стандартов:

·                    ГОСТ Р ИСО 14001–98;

·                    ГОСТ Р ИСО 14010–98;

·                    ГОСT Р ИСО 14011–98;

·                    ГОСТ Р ИСО 14012–98.

 В настоящее время Государственные стандарты России серии ISO 14000 в области экологического менеджмента представлены следующими стандартами:

1)                 ИСО 14001:2017 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»;

2)                 ИСО 14004:2007 «Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам обеспечения функционирования»;

3)                 ИСО 14015:2007 «Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и организаций»;

4)                 ИСО 14031:2013 «Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования»;

5)                 ИСО 14040:2010 «ЭМ. Оценка жизненного цикла. Требования и руководство»;

6)                 ИСО 14044:2006 «ЭМ. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла»;

7)                 ИСО/ТО 14047:2003 «ЭМ. Оценка жизненного цикла. Примеры применения ИСО 14042»;

8)                 ИСО/ТО 14049:2000 «ЭМ. Оценка жизненного цикла. Примеры применения ИСО 14041 для определения целей, области применения и инвентаризационного анализа»;

9)                 ИСО/ТО 14061:1998 «Информация в помощь организациям, работающим в лесном хозяйстве, по использованию стандартов для систем экологического менеджмента ИСО 14001и ИСО 14004»;

10)             ИСО/ТО 14062:2002 «ЭМ. Интеграция экологических аспектов в процесс проектирования и разработки продукции ИСО 14063:2007 ЭМ. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры».

Таким образом, невозможность полноценного внедрения и применения системы экологического менеджмента на предприятиях России связано с несовершенной и противоречивой действующей системой нормативно-правовой базы, с недоработкой стандартов, что вызывает недоверие промышленного сектора к внедрению системы экологического управления.

Исходя из изложенного, необходимо законодательно закрепить статус экологического менеджмента, например, приняв Федеральный закон, который будет содержать не только определение, но и задачи, цели и общие положения данной системы управления. Кроме того, на основе передового опыта зарубежных стран нужно разработать принципы построения рыночной экономики, которые бы гармонично соотносились с принципами охраны окружающей среды и природопользования.

 



Список литературы:

  1. Струкова, М.Н. Экологический менеджмент и аудит : [учеб. пособие] / М. Н. Струкова, Л. В. Струкова ; [науч. ред. М. Г. Шишов] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 80 с.;
  2. Синченко К.О. «Правовые основы экономического менеджмента»// Сборник научных трудов конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013. С. 307-309;
  3. Ратнер С.В., Алмастян Н.А. «Экологический менеджмент в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития»// Сборник научных трудов «Угрозы и безопасность». Кубанский государственный университет, 2014. с. 39.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: