» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Луценко Юлия Максимовна, студент 4 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Вопросы административной ответственности лиц с дипломатическим и иным международно-правовым иммунитетом

Статья просмотрена: 186 раз
Дата публикации: 12.04.2018

УДК 341.96

ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ С ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ И ИНЫМ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫМ ИММУНИТЕТОМ

Луценко Юлия Максимовна

студентка 4 курса юридического факультета

Алфёрова Евгения Игоревна

магистрант 1 курса обучения

«Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», г.Краснодар

 

Аннотация. В статье анализируются вопросы административной ответственности лиц с дипломатическим и иным международно-правовым иммунитетом. Рассматриваются проблемные вопросы и их решение.

Ключевые слова: административная ответственность, иммунитет, дипломатический иммунитет, международно-правовой иммунитет.

 

Анализ современного административно-деликтного закона применительно к специальным субъектам административной ответственности особенно актуален когда:

-           Во-первых, меняются законодательные основы претерпевания административного принуждения (например, в отношении должностных лиц, в ряде случаев, дела стали рассматривать арбитражные судьи[7, с. 609]);

-           Во-вторых, определенные группы лиц слабо исследованы как специальные субъекты административной ответственности (например, лица с дипломатическим и иным международно-правовым иммунитетом). 

Применительно к последним, согласно части 3 статье 2.6 КоАП[4] решение этого вопроса отнесено к международным нормам, что прямо указано в данной статье. Международные нормы, которые регулирует этот  вопрос, встречаются в Венской конвенции[2, с. 45], которая согласно пункту 1 статьи 31, указывает на невозможность привлечения к административной ответственности дипломатического агента, а обязанность давать свидетельские показания снимается с дипломатического агента согласно пункту 2 данной статьи. При анализе судебной практики, нами не было выявлено на территории Российской Федерации ни одного случая, когда бы иностранный дипломат привлекался к административной ответственности.

Основными иммунитетами, которыми могут обладать дипломаты и члены их семей являются[1, с. 45]:

-           освобождение от личных повинностей;

-           таможенные привилегии, такие как освобождение личного багажа дипломата от досмотра, кроме случаев указанных в Венских конвенциях 1961 и 1975 года, освобождение от налогов;

-           фискальный иммунитет;

-           иммунитет от административной и гражданской юрисдикции в отношении исполнительных действий;

-           неподсудность судам государства пребывания, полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания;

-           неприкосновенность жилища;

-           неприкосновенность личности.

Хотя эти лица и обладают иммунитетами и привилегиями, но нельзя забывать об одном обстоятельстве – связи с двумя государствами[3, с. 75]. Если в одном государстве лицу предоставляются иммунитеты, то в другом в котором он является гражданином он отвечает за свои действия наравне со всеми гражданами, кроме того в государстве пребывания дипломат может быть признан персоной нон гранта. Обязанности дипломатов по отношению к государству пребывания закреплены в ст. 41 и 42 Венской Конвенции, из которой мы можем вывести необходимость соблюдения законодательства страны пребывания и уважительное отношение к нравам, обычаям и традициям принимающего государства.

Но при этом следует помнить о том, что существует два вида лиц обладающих иммунитетом, первый вид это лица, обладающие консульским иммунитетом, второй лица обладающие дипломатическим иммунитетом. Если административное правонарушение совершается лицами обладающими консульским иммунитетом при невыполнении служебных обязанностей, то они могут стать субъектами административной ответственности. В этой области наблюдается стремление государств сотрудничать друг с другом, так у РФ и Великобритании, Финляндии заключены соглашения, благодаря которым на основе принципа взаимности дипломатическим иммунитетом наделяются консульские служащие. Административно-технический персонал и члены их семей, пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении служебных обязанностей, а их личный багаж может быть подвергнут в государстве пребывания таможенному досмотру. Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих служебных обязанностей, а также рядом привилегий в отношении налогов, сборов и т.д. Государства могут заключать между собой специальные соглашения о расширении дипломатических привилегий и иммунитетов на основе взаимности. Лица, пользующиеся дипломатическими привилегиями и иммунитетами без ущерба для этих привилегий и иммунитетов, обязаны уважать законы государства пребывания; Третьи государства должны обеспечить неприкосновенность и предоставлять иммунитеты при проезде дипломата и членов его семьи через их территорию. ГА ООН принята Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в т.ч. дипломатических агентов (1973 г.) Иммунитет сотрудников дипломатических представительств от юрисдикции государства пребывания не освобождает их от юрисдикции аккредитующего государства. Статья 13 Консульского устава СССР, определяет в п. 6, что только не являющиеся гражданами Российской Федерации члены административно-технического персонала дипломатической миссии иммунитетом от административной юрисдикции могут воспользоваться. Соответствующие доказательства требуют предоставить суды, если вопрос привлечения к административной ответственности касается сотрудников административно-технического персонала посольств, в противном случае происходит в обычном порядке привлечение к ответственности[5, с. 68] Именно административно-процессуальный иммунитет имеется ввиду, по нашему мнению, когда мы говорим о привлечении к административной ответственности дипломатических агентов. Хотя есть в науке и другие взгляды, так например некоторые авторы, обсуждая вопросы административно - юрисдикционных иммунитетов, материально-правовую составляющую также включают в них[6].

Выводы:

-           необходимо дополнить КоАП статьями, которые бы регулировали вопросы привлечения к административной ответственности лиц обладающих дипломатическим и иным международным иммунитетом, а именно перенести из международных соглашений вопросы привлечения к административной ответственности этих лиц, а также более полно урегулировать вопросы, когда и в каких случаях будет не действовать иммунитет;

-           произвести разграничение в КоАП лиц с дипломатическим иммунитетом и лиц с другими видами международных иммунитетов, с целью упрощения привлечения к административной ответственности в случае необходимости.

Привилегированное положение консульских должностных лиц не просто прихоть, а необходимое условие нормального осуществления ими своих функций. Без предоставления консулам и консульским помещениям особых прав и преимуществ выполнение возложенных на них задач по защите интересов представляемого государства и его граждан было бы невозможным. Еще в Преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963г. особо подчеркивается, что привилегии и иммунитеты предоставляются консульским должностным лицам и консульским учреждениям не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления этими учреждениями функций от имени их государства.



Список литературы:

  1. Агеев О.В., Колобов О.А., Корнилов А.А. и др. Дипломатическая служба: Российский стандарт. Учебное пособие. Н. Новгород: ИФ ННГУ, 2016 г. C. 45.
  2. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.// Сборник документов по международному праву / Под общей ред. К.К.Токаева. – Т.2.- Алматы, 2017.
  3. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала: Учебное пособие.- 2-е из- дание, доп. // М.: Международные отношения, 2017.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года 195-ФЗ (принят Государственной Думой РФ 20 декабря 2001 г.) // Российская газета. 2001. 31 декабря. № 256 (2868); СЗ РФ. 2002. № 1. (Часть 1). Ст.1.
  5. Мокрова А. Ю. К вопросу об административной ответственности лиц, об- ладающих дипломатическим иммунитетом // Современные проблемы правотвор- чества и правоприменения : материалы Всероссийской студенческой науч.-практ. конф. Иркутского филиала ВГЮУ юстиции. Иркутск, 2016. С. 68.
  6. Поддубный А. Ю. Административно-деликтные иммунитеты. URL: http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=79.
  7. Чернов Г.Ю., Чернов Ю.И. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности должностных лиц судьями арбитражных судов // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса Сборник статей по материалам IX Всероссийской конференции молодых ученых. Ответственный за выпуск: А.Г. Кощаев. 2016. С. 609-610.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: