» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Торокова Анастасия Эдуардовна, магистрант 2 курса
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Роль свадебных мотивов в хакасской прозе

Статья просмотрена: 184 раз
Дата публикации: 12.04.2018

УДК 82.091

РОЛЬ СВАДЕБНЫХ МОТИВОВ В ХАКАССКОЙ ПРОЗЕ

Торокова Анастасия Эдуардовна

магистрант 2 курса, направление филология: хакасский язык, литература и культура Хаксский государственный университет имени Николая Федоровича Катанова, г. Абакан

 

Аннотация. В статье анализируется роль свадебных мотивов в хакасской прозе. На основу анализа были взяты хакасские произведения: рассказы Митхаса Турана «Нерасплетенные косички» и М.Чебодаева «Крепин». Выявляются схожие моменты в ситуациях поиска и карамчение невесты героем. Рассматриваются различные формы свадебных традиций в работах хакасских ученых.

Ключевые слова: мотив сватовства, традиция, обряды, сказания, рассказ, умыкание, карамчение.

 

Среди обрядовой культуры хакасов наиболее значимое место занимает свадьба (той). Своими корнями она уходит далеко вглубь веков.

Мотивы сватовства прослеживаются в героических сказаниях как хакасов, так и многих других тюркских народов. К их числу относятся: «Урал-батыр»(башкирское), «Семетей» (кыргызское) и др. Однако целью нашей статьи является рассмотрение данной проблемы в хакасской прозе.

Рассмотрение свадебных обрядов в хакасской литературе можно заметить в трудах литературоведов: П.А. Троякова, А.Г.Кызласовой, В.А.Карамашевой, Л.В.Челтыгмашевой и др. Однако специального научного труда по этой теме нет.

Объектом исследования явились рассказы Митхаса Турана «Нерасплетенные косички» и М.Чебодаева «Крепин». Методологией исследования послужили разработанные в хакасском литературоведении положения о роли и функции свадебных обрядов в литературных произведениях.

Традиционная свадебная обрядность несла значительную функцию в хакасских обычаях. Свадебная обрядность отражает области материального и духовного творчества людей. Обряд свадьбы - это часть национальной культуры, прошедший большой путь исторического развития. 

Ученый В.Я.Бутанаев отмечает в своей работе: «Умыкание – «тутхын» (воровство невесты), при котором невеста, как правило, была совершеннолетней. Основной формой было похищение. Такая свадьба может с успехом стать сценарием для приключенческого фильма. Иногда совершали насильственный увоз девушки, положив ее поперек седла, грудью на переднюю луку. При таком увозе ее вынуждали дать согласие на брак».[1,с183] Такой пример можно обнаружить в произведениях М.Чебодаева «Крепин» и М.Турана «Нерасплетенные косички». Их героини Крепин и Чачах.

Содержание рассказа М.Чебодаева «Крепин» раскрывается в сопоставлении двух молодых людей – Крепин и Мартила. О характере Крепин профессор В.А.Карамашева в труде «Эволюция хакасского рассказа» отмечает: «Главной идеей, заложенной в характере Крепин, является чувство женского достоинства. Она настолько любит жизнь и людей, что не может допустить мысли о насилии над собой, пусть во многом и театрализованном. Уход Крепин – это бунт, протест против извечного женского неравноправия перед мужчиной…»[4,с.28] После этого высказывания хочется отметить, что именно эта девушка пошла против обычаев. Она не хотела быть униженной и своим поступком показала себя сильной, упорной и закаленной девушкой: «С болью в сердце вышла Крепин в темную ноябрьскую ночь, одна… И ее следы, следы унижения, быстро и навсегда занесло бураном…»[4,с.30]

Совершенно другим автор показывает образ Мартила. Он – человек старых уставов, слушается своего деда Сиртока, уважает традиции старших. Исходя из этого можно сделать вывод, что Мартил совершенная противоположность Крепин. Он не смог пойти против воли деда Сиртока. Сирток был для него «высшим авторитетом». Мартил из-за своей глупости и неосторожности отдалил от себя свою возлюбленную Крепин. Обычай умыкания девушки в рассказе перечеркнул всю любовь чебодаевских героев.

Рассказ «Крепин» «рождает грустные настроения: герои, любящие друг друга и готовые соединить свои судьбы, расстаются. Не хватило опыта, мудрости, чтобы объяснится, понять друг друга» [4, с 70]

Далее рассматриваем другую важную особенность свадебных обрядов, в основу которого входит традиция карамчения. Здесь следует обратить внимание на внешний вид женщины. Прическа хакасской женщины имела определенное значение. Согласно обычаям, девушки носили косички, заплетенные по часовой стрелке. Замужняя женщина носила две косы.[1,с 183] Как отмечает В.А.Карамашева «Девушки, выходящие замуж, согласно обычаю, расплетают косички. Красавица Чачах так и не дождалась этой минуты» [5, с 30]. Ведь она полюбила Ахоола и он ее тоже полюбил, но мечтам не суждено было сбыться. Мы согласны с мыслью В.А.Карамашевой, что дети мучаются и лишаются жизни от родительской любви, не избавленной от вражды и ненависти. Так и осталась несчастной красавица Чачах.

В рассказе «Нерасплетенные косички» автор показывает горы Читы-хыс: «Вечные горы Читы-хыс навевают мысль о вечной любви. Этот образ является своеобразным кольцевым обрамлением, позволяющий усилить эллегические тона, в которых выдержаны «Нерасплетенные сюрмеси» - рассказ о вечной любви»… Однако интимность и романтический ореал рассказа достигается еще и образом нерасплетенных косичек – символом несбывшегося ожидания счастья». [6,с205] Так и Чачах, потерявшая возлюбленного, всю свою жизнь любила только одного человека. Даже когда пришла старость прошлое не ушло из ее сердца и осталось там навсегда. Ее несчастная любовь не исчезла, а ушла в подсознание.

Таблица 1. Свадебные мотивы в хакасских произведениях.

Произведения

Общие черты

Различия

Рассказ М.Чебодаева «Крепин»

похитители девушек («тутхыннар»)

 

Уход Крепин символизирует сильный волевой характер, т.е. главной идеей является чувство женского достоинства

Рассказ М.Турана «Нерасплетенные косички»

похитители девушек

тутхыннар»)

 

Судьба Чачах-это история о несчастной любви. Эта девушка потеряла возлюбленного и всю свою жизнь «носит в себе боль незаживающих ран»

Исходя из всего исследования можно сделать вывод, что свадебный обряд карамчение делает несчасными влюбленных героев.

Таким образом, свадебная обрядность хакасов, несмотря на некоторые свойственные одной местности варианты, в целом была едина для всех этнических групп. В свадебных обрядах хакасов отражаются пережитки различных исторических эпох, социальных норм и религиозных верований, раскрываются мировоззрение и многогранность традиционной культуры народа. Эти традиции активно входили в сюжетные линии произведений хакасских писателей. Изучение роли и значения традиционной свадебной обрядности даёт возможность выяснить происхождение и особенности бытования некоторых его форм.

 



Список литературы:

  1. Бутанаев, В.Я. Свадебные обряды хакасов // Традиц.обряды и искусство коренных народов Сибири. - Новосибирск, 1987. – 179-193с.
  2. Бутанаев, В.Я. Свадебные ритуалы (хоных той) // Народные праздники Хакасии. – Абакан, 1999. – 11-14с.
  3. Карамашева, В.А. Творчество хакасских писателей. Учебное пособие. – Абакан: Хакасское кн.изд-во, 2011. – 123с,191с,200с.
  4. Карамашева, В.А. Эволюция хакасского рассказа. – Абакан: Издательство ХГУ им.Н.Ф.Катанова, 2004.- 27-30с,67-71с.
  5. Карамашева, В.А. Становление хак.прозы: жанр, проблематика, характер. - Абакан: Издательство ХГУ им.Н.Ф.Катанова, 1996. – 29-31с,50-53с.
  6. Очерки истории хакасской советской литературы / отв. ред. К.Ф.Антошин. – Абакан: Хак. отд-ние Красноярского кн. изд-ва, 1985.– 196 с., 210с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: