» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Губайдулина Мария Андреевна, Магистр, 1 курс
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Значение развития театрализованной деятельности в работе с детьми с задержкой психического развития

Статья просмотрена: 198 раз
Дата публикации: 12.04.2018

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Губайдулина Мария Андреевна

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье рассматривается работа с детьми  с задержкой психического развития через театрализованную деятельность

Ключевые слова: задержка психического развития, театрализованная деятельность 

 

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. В соответствии с этими требованиями педагогика из «дидактической» переходит в «развивающую». И все большее значение приобретает коррекционно-развивающий аспект воспитания и обучения, что,несомненно, предполагает создание оптимальных условий для воспитания и развития детей с различными индивидуально-психическими особенностями, усиление внимания со стороны педагогов и специалистов к их физическому и психологическому здоровью, к профилактике и коррекции отклонений в развитии.

В современных педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения таких моделей и технологий образовательного процесса, которые предполагают активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, привлекательные для детей формы организации деятельности. А это значит, что использование элементов театрализации, импровизации в процессе воспитания и обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) становится все более значимым, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли.  Именно театрализованная деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, и в частности с детьми с задержкой психического развития.

Театр – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребенку деятельность, а с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития малыша.

Коррекционно-развивающие и воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Театрализованные игры помогают решать многие задачи: от знакомства с общественными явлениями до умственного развития ребенка.

Неполноценная игровая деятельность детей с ЗПР тормозит развитие новых форм речи. Данные дети не могут самостоятельно пересказать прослушанный рассказ или сказку на заданную тему, самостоятельно составить рассказ по сюжетной картинке или описать предмет. Целенаправленное развитие театрализованной деятельности детей с задержкой психического развития способствует развитию всех компонентов речи: развивается диалогическая речь, совершенствуется грамматический строй, развивается интоннационность, увеличивается словарный запас. Таким образом, можно сказать о том, что театрализованная деятельность позволяет комплексно преодолевать проблемы в развитии речи детей с ЗПР.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждом литературном произведении и должна найти место в импровизационных постановках: дружба, отзывчивость, доброта, честность и смелость. Тем самым театрализованная деятельность помогает формированию у детей более устойчивой эмоционально-волевой сферы – формируется воля, выдержка и самоконтроль; ребенок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от текущего действия. Через театрально-игровую деятельность ребенок с задержкой психического развития учится видеть прекрасное в жизни, закладываются этические и нравственные основы сознания.

Особенностью театрализованной деятельностью является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС. Согласно новым ФГОС, наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:

·                    «Познание». Расширяется кругозор, углубляются знания детей о театре как о виде искусства.

·                    «Коммуникация». Происходит развитие всех сторон речи.

·                    «Чтение художественной литературы». В процессе знакомства с художественными произведениями различных жанров дети приобщаются к словесному искусству, происходит развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

·                    «Художественное творчество». Происходит развитие продуктивной деятельности, изготовление атрибутов и элементов костюмов, развитие детского творчества, приобщение детей к изобразительному искусству.

·                    «Музыка». У детей развиваются музыкальные способности, способность эмоционально воспринимать музыку, происходит приобщение к музыкальному искусству.

·                    «Социализация». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев.

Но чтобы ребенок проявил театральное творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения.

Использование театрализованных игр на занятиях, в свободной деятельности детей, как и игровые приемы, на прогулках, детских утренниках и развлечениях делает воспитательно-образовательный процесс более насыщенным и интересным. [1]

В ходе проведения театрализованных занятий с детьми, имеющими задержку в психическом развитии, нужно учитывать их быструю утомляемость и другие особенности психического развития. В процессе деятельности необходимо наблюдать за вниманием и заинтересованностью детей, для того, чтобы вовремя переключить их на другой вид.[2]

Педагоги, работающие с детьми с ЗПР, должны понимать, как трудно и сложно выбрать произведение для постановки: оно должно быть небольшим по объему, не должно быть больших монологов, должно быть как можно больше действия. Сценарий постановки не должен содержать незнакомые детям слова и понятия, желательно перевести в прозу все стихи и разнообразить сюжетные линии с целью обогащения социального опыта ребят.

Театрализованная деятельность создает условия для интеграции детей с особыми образовательными потребностями и их нормально развивающихся сверстников. Такого рода взаимодействие детей обогащает социальный опыт дошкольников с задержкой психического развития. Не менее значимо оно и для нормально развивающихся детей, поскольку позволяет целенаправленно готовить их к безусловному принятию человека с особыми социальными и образовательными потребностями, формировать толерантное отношение к человеческой «инакости», уважение к различиям между людьми. [1]

Совместная театрализованная деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. [2]

Занимаясь с детьми театром, вы делаете жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки и эталоны поведения, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

 



Список литературы:

  1. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
  2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 130 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: