» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018
Автор: Бакунович Диана Андреевна, студентка
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Физическое развитие и физическая подготовленность первокурсниц бгму в динамике их сотояния начиная с 1948–1951 гг., 1973 и 2008 гг.
Дата публикации: 12.04.2018
УДК 796/799
ФИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПЕРВОКУРСНИЦ БГМУ В ДИНАМИКЕ ИХ СОТОЯНИЯ
НАЧИНАЯ С 1948–1951 ГГ., 1973 И 2008 ГГ.
Бакунович
Диана Андреевна
студентка 6 курса лечебного факультета
Глушанина
Анна Сергеевна
Тихоновец
Виктория Витальевна
Панкратов
Артем Владимирович
Климко
Ульяна Владимировна
студенты 5 курса лечебного факультета
Белорусский государственный медицинский
университет, г. Минск
Аннотация. В
современных условиях учебно-тренировочной деятельности студентов возрастают
требования к качеству здоровья, формированию духовной и физической культуры
личности, необходимые для повышения профессиональной культуры будущих
специалистов.
Будущие врачи должны быть хорошо ориентированы в
вопросах физической реабилитации, регламентации двигательного режима с учетом
здоровья и возраста человека. Кроме того, будущий врач на базе знаний основ
физической культуры на протяжении периода обучения обязан на себе испытать
влияние физических нагрузок и быть компетентным в использовании средств
физической культуры для профилактики и лечения заболеваний
Ключевые слова: спорт,
состояние здоровья, физические нагрузки
Введение. Одна
из задач преподавания предмета – оздоровительная направленность, формирование
физической культуры студента как системного, так и интегрального качества
личности, способного реализовать себя в учебной, социальной, общественной и
профессиональной деятельности. Знание как важнейший приоритет в области
физической культуры повышают значимость физического воспитания в подготовке
гармонично развитой личности, в формировании знаний, умении и навыков
выпускника медицинского вуза в области профилактической медицины.
Важным условием в работе
кафедры физического воспитания и спорта является учет физического развития и
физической подготовленности студентов в процессе их обучения в вузе.
Задача
данного сообщения заключается в анализе литературных источников по данной
проблеме, сравнении данных в динамике взаимосвязи морфологических и
функциональных признаков физического развития и физической подготовленности
студенток Белорусского государственного медицинского университета (БГМУ) за
последние 30 и 60 лет.
Основная
часть.
Оценка результатов физического
развития оценивалась на основании разработанного «Паспорта здоровья»,
содержание которого отражено в учебном пособии «Физическая культура» для
студентов вузов РБ, подготовленного на кафедре физического воспитания и спорта.
На основании сравнения данных
за изучаемый период рассчитывались: индекс массы тела и силовой индекс по
разработанной анкете. Результаты физической подготовленности (по той же анкете)
по 10-и бальной шкале с определением интегральной оценки.
Теоретический анализ и
сопоставление данных исследования студенток БГМУ в течение с 1948 – 1951 гг.,
1973 г., 2008 г. свидетельствует о целесообразности дальнейших исследований с
целью уточнения физического состояния студенток в динамике изучаемых
показателей.
Физическое
развитие студенток.
Анализ и сопоставление
результатов средних величин жизненного индекса студенток с оценочной шкалой
показывает, что жизненный индекс у первокурсниц 1948–1951 гг. 56 единиц и
приближен к отличному показателю, у студенток 1973 г. он является хорошим 55
единиц, а у первокурсниц 2008 г. индекс 51,5 является удовлетворительнымза
счет, прежде всего, снижение ЖЭЛ (рис. 1).
При оценке соответствия
величины роста и веса тела этот показатель составил у первокурсниц 1948–1951
гг. 367 у.е и является хорошим, у первокурсниц 1973 г. он составил 342 у.е и
является отличным, а показатель 2008 г. составил 355 у.е и является хорошим
(рис. 2).
|
|
Рис 1. Жизненная емкость
легких студенток с 1948–1951 гг., 1973 и 2008 гг. (мл) |
Рис. 2. Масса тела студенток с 1948–1951 гг.,1973 и
2008 гг. (кг) |
Сравнивая
показатели первокурсниц в росте отмечаем, что студентки 1973 г. выше
своих сверстниц 1948–1951 гг. от 2 до 3,9 см, а первокурсницы 2008 г. выше этих же студенток 1948–1951 гг. на 6,3 см (рис. 3).
Силовой индекс обследованных в
1973 г. составил 60,4 у.е и является отличным, а индекс студенток 2008 г.
составил 15,7 у.е и является очень низким (рис. 4).
|
|
Рис 3. Рост студенток с 1948–1951 гг., 1973и 2008 гг. (см) |
Рис. 4. Динамометрия кисти
студенток 1973 и 2008 гг. (кг) |
Физическая
подготовленность.
Результаты физической
подготовленности оценивались по 10-бальной шкале. Так, результат в беге на 100
м у первокурсниц 1973 г. оценивается в 3,5 балла как низкий, а у первокурсниц
2008 г. — на 6,5 балла и оценивается на удовлетворительно (рис. 5).
Результаты в беге на 500 м мало
отличаются, но выносливее оказались участницы 1973 г. (уровень низкий) (рис.
6).
В прыжках в длину с места
первокурсницы 1973 г. выполняют норматив 167,5 см и оценивается как низкий —
3,5 балла, а в 2008 г. — 175,4 см — как удовлетворительный — 5,5 баллов (рис.
7).
|
|
Рис 5. Бег на 100 м
студенток (с |
Рис. 6. Бег на 500 м
студенток (с) |
|
|
Рис. 7. Прыжок в длину с
места студенток (см) |
Вывод.
1. Уменьшение
показателя ЖЕЛ у обследованных студенток 2008 г. свидетельствует о снижении
функциональных возможностей и устойчивости организма по газообмену, о чем
свидетельствуют снижение жизненного индекса и силы дыхательных мышц.
2. Также
проведенные исследования выявили значительное снижение силового индекса у
студенток 2008 г.
3. Увеличение
результата прыжка в длину с места и скорости в беге на
100 м у студенток 2008 г. произошло за счет удлинения линейных размеров роста и
сохранения силы мышц ног.
4. Анализ
данных студентов БГМУ в течение с 1948–1951 гг., 1973 г.,
2008 г. свидетельствует о целесообразности дальнейших исследований с целью
уточнения состояния динамики студентов в процессе обучения.
Список литературы:
- Физическое состояние студентов МГМИ. Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. Выпуск 9. «Вышэйшая школа». Минск, 1979. Стр.126 - 138. Григорович Е.С.
- Особенности многолетней динамики физического развития студенток. Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. «Вышэйшая школа». Минск, 1988. Стр.54 - 58. Григорович Е.С., Кряж В.Н..
- Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов, посредством использования «Паспорта здоровья». Инновационные процессы в физическом воспитании студентов. Выпуск 2. Минск. БГУ, 2012. Романов К.Ю., Григорович Е.С., Трофименко А.М., Колосовская Л.A..
- Пути формирования устойчивого интереса у студентов к занятиям/ Н.М. Томанова, К.Ю. Романов, Е.С. Григорович // Здоровье студенческой молодежи: достижения теории и практики физической культуры на современном этапе: VI Международнаянау.-практ. Конф., 30-31 окт. 2008 г. Минск: БГПУ, 2008 С. 141-142.
- Овчинников, А. А. Диагностика и дифференциальная диагностика плеврального выпота / А. А. Овчинников // Пульмонология и аллергология. – 2006. - №3. – С. 2-9.
- Heffner J.E. Evaluating diagnostic tests in the pleural space. Differentiating transudates from exudates as a model. Clin Chest Med, 1998. - 19:277–293.
- Textbook of Pleural Diseases. – 3th ed. / Ed. by Richard W. Light, Y. C. Gary Lee. – Boca Raton: Taylor and Francis Group, 2016. – 633 p.
- Vives M., Porcel J.M., Vicente de Vera M., Ribelles E., Rubio M. A study of Light's criteria and possible modifications for distinguishing exudative from transudative pleural effusions. Clin Chest Med, 1996. - 109:1503-7.
Комментарии: