» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018
Автор: Медникова Анна Игоревна, студент-магистр
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Борьба с коррупцией
Дата публикации: 17.04.2018
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ
Медникова Анна Игоревна
студентка
Российский
Университет Правосудия, г. Н. Новгород
Борьба с коррупцией и её
проявлениями ведётся на протяжении всей истории российского государства.
Однако, как показывает практика, государство ещё полностью не может искоренить
коррупцию и напротив очень часто оно само провоцирует на совершение коррупционных
преступлений. На сегодняшний день тема коррупции в России, несомненно, является
актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно
велики, чтобы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме.
В современной научной
литературе существует множество определений понятия «коррупция». Её
рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд
учёных считает, что коррупцию нужно рассматривать ни как конкретный состав
преступления или административного правонарушения, а как совокупность
родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений.
Коррупция в средствах массовой информации описывается как серьёзный барьер на
пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и
устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без
достаточно полного и точного знания его сущности, а также исторических аспектов
его возникновения. Федеральный закон «О противодействии коррупции» наряду с
перечислением отдельных разновидностей коррупционных действий содержит общее
легальное определение коррупции. Под ней понимается незаконное использование
физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам
общества и государства в целях получения выгоды в виде имущества или услуг
имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц
либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими
лицами [1]. Вышеуказанное легальное определение коррупции представляется не
совсем удачным по многим причинам. В частности, выгода имущественного
характера, о которой идет речь в подп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона «О
противодействии коррупции», может заключаться в деньгах, ценностях, ином
имуществе или услугах имущественного характера, иных имущественных правах.
Возможности отнесения к этой выгоде каких-либо других составляющих п. 1 ст. 1
указанного Закона не предусматривает. Нетрудно увидеть, что упомянутая выгода
по своему составу практически ничем не отличается от предметов коммерческого
подкупа и взятки — денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного
характера, иных имущественных прав (ст. ст. 204, 290 Уголовного кодекса
Российской Федерации). При этом сами понятия «имущество», «услуги
имущественного характера», «имущественные права» ни в Федеральном законе «О
противодействии коррупции», ни в Уголовном кодексе Российской Федерации не
раскрываются. Также следует обратить внимание на необходимость унификации
терминологии в правовых актах, направленных на противодействие коррупции. Такие
понятия, как «выгоды имущественного характера», «имущество», «оказание услуг» и
другие относятся больше к гражданскому праву, чем к уголовному. Соответственно,
указанные термины должны употребляться в одинаковом значении во всех отраслях
права. Только тогда единообразное легальное закрепление и толкование позволит
более эффективно осуществлять противодействие коррупции.
В настоящее время на
федеральном уровне в результате активной аналитической работы разработаны
основы антикоррупционной политики, но не принята Концепция антикоррупционной
политики Российской Федерации. Она могла бы определить принципы, цели, задачи,
приоритеты, механизмы и ожидаемые результаты реализации государственной
антикоррупционной политики в Российской Федерации. Помимо общих вопросов,
связанных с регламентацией коррупции и антикоррупционной политики, необходимо
сконцентрировать своё внимание на проблемах правового регулирования составов
коррупционных преступлений, а также их наказаний и иных мер уголовно-правового
характера. Так, например, современная правовая регламентация конфискации
имущества за коррупционные преступления свидетельствует о наличии
законодательных ошибок и противоречий [2]. В частности, законодатель в п. «а»
ч. 1 ст. 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации достаточно четко
указывает перечень преступлений, в отношении которых применяется конфискация
(всего 45 составов преступлений). Однако абсолютно не понятно, почему в
указанный перечень не вошли многие уголовно-правовые нормы, предусматривающие
ответственность за коррупционные преступления (ст. 145.1, ч. 3 ст. 159, ч. 3
ст. 160, п. «б» ч. 3 ст. 174, п. «б» ч. 2 ст. 174.1, ст. 183, п. «б» ч. 3 ст.
188, ст. ст. 201, 202, ч. ч. 1 и 2 ст. 204, ст. ст. 285.1, 285.2, 286, 288,
289, 291, 292, ч. 3 ст. 294 и ст. 304 Уголовного кодекса Российской Федерации и
др.). Особо обращает на себя внимание отсутствие в перечне статей, по которым
можно применить конфискацию имущества, трех составов преступлений, относящихся
к «ядру коррупции» (ст. ст. 291, 291.1 и ч. ч. 1, 2 ст. 204 Уголовного кодекса
Российской Федерации). Также следует обратить внимание на слабую развитость в
Российской Федерации просветительского и профилактического направления
антикоррупционной политики. В процессе формирования антикоррупционной политики
целесообразно поддерживать постоянное взаимодействие с компетентными научными
учреждениями и профессиональными научными работниками, а также активно
вовлекать ученых в консультирование, экспертизу, мониторинг, анализ и реальное
внедрение антикоррупционных мероприятий в деятельности арбитражных судов.
Антикоррупционная политика должна быть научно и криминологической обоснованной.
Высокий уровень латентности преступлений коррупционной направленности
существенно осложняет функционирование механизма уголовно-правового
регулирования. Вследствие этого актуализируются дальнейшие меры по оптимизации
уголовно-правовой политики РФ применительно к преступлениям коррупционной
направленности, исходя из положительного правового опыта, как России, так и
зарубежных стран.
Список литературы:
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25дек. 2008 г. Принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 дек. 2008 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2008 г.: в ред. Федер. закона от 28 дек. 2013 г. № 396-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2008. — № 52. — Ст. 6228.
- Кругликов, Л. Л. Ошибки в квалификации преступлений: структура, причины возникновения / Л. Л. Кругликов // Дифференциация формы и содержания в уголовном судопроизводстве. — Ярославль, 1995. — С. 46–47.
Комментарии: