» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Лунёва Екатерина Романовна, Магистр
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Разработка программы адаптации персонала

Статья просмотрена: 467 раз
Дата публикации: 19.04.2018

УДК 331.108

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Лунева Екатерина Романовна

студентка 2 курса факультета управления

Московский университет им. С.Ю. Витте, госква

 

Аннотация. Актуальность темы обусловлена тем, что адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента.  В статье рассмотрена теоретическая часть понятия «адаптация» и предложена программа адаптации для компаний малого и среднего бизнеса. Выделены основные подразделы для повышения эффективности предложенной программы.

Ключевые слова: адаптация персонала, программа адаптации персонала, управление персоналом, малый и средний бизнес.

 

Внедрение системы управления адаптацией в организации представляет собой достаточно сложную пошаговую задачу, но от нее зависит решение таких важных задач для организации, как: уменьшение стартовых издержек, уменьшение текучести кадров, более быстрое достижение показателей эффективности работы сотрудника, приемлемых для организации – работодателя, вхождение работника в рабочий коллектив, более продуктивное взаимодействие сотрудника с коллективом отдела и организации в целом, создание сплоченного коллектива.

Адаптация (лат. adapto — приспособляю) — приспособление организма, индивида, их систем к характеру определенных воздействий и модифицирующимся условиям внешней среды. Понятие «адаптация» возникло в конце XVII века и применялось преимущественно в естественных науках. В конце XVIII в начале XIX – этот термин стал применяться не только к жизнедеятельности организмов и животных, но и к личности человека и даже коллективу в целом.

Адаптация персонала — одна из составляющих частей управления персоналом, процесс ознакомления, приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности, а также к социальной среде организации. Этот термин можно рассмотреть применимо как к новым сотрудникам организации, нанимаемым извне, так и к сотрудникам, занявшим новую должность в порядке внутреннего горизонтального или вертикального перемещения кадров.

Четко прописанная программа адаптации помогает компании не только облегчить процесс адаптации сотрудника к новым условиям труда, но также сэкономить на поисках нового сотрудника на замену того, который не прошел процесс адаптации и уволился.

Программа адаптации:

1.                  Подготовительный этап:

·                    связаться с сотрудником (за три дня до его официального выхода на работу) и убедиться, что не произошло никаких изменений (HR менеджер компании);

·                    информировать (напомнить) о выходе нового сотрудника подразделение и непосредственного руководителя (HR менеджер компании);

·                    подготовить необходимые документы (ПВТР, должностной инструкции и т.д.) для ознакомления нового сотрудника, а также раздаточный материал (HR менеджер компании);

·                    проверить готовность подразделения к приему нового сотрудника (проверка рабочего места, персонального компьютера, оргтехники и т.д.) (HR менеджер компании);

·                    определение наставника (Директор по подбору);

·                    подготовка плана работы сотрудника на время испытательного срока (HR менеджер компании).

2.                  Вводный (ознакомительный) этап:

·                    оформление сотрудника на работу, заполнение и подписание всех необходимых документов (HR менеджер);

·                    вручение комплекта «нового сотрудника», знакомство с непосредственным руководителем и наставником (HR менеджер);

·                    знакомство с миссией, стратегией и целями организации, ознакомление с документами, с которыми новому сотруднику необходимо ознакомиться в первую очередь, знакомство с сотрудниками подразделения и отдела (HR менеджер компании);

·                    ознакомление с планом работы на первый месяц (два месяца) (непосредственный руководитель).

3.                  Вхождение в должность:

·                    курирование работы нового сотрудника, проведение итоговых бесед по окончанию выполнения поставленных задач (непосредственный руководитель);

·                    периодическое курирование процесса адаптации нового сотрудника и наставника (непосредственный руководитель).

4.                  Завершающий этап:

·                    напоминание непосредственному руководителю об окончании испытательного срока сотрудника (непосредственный руководитель / Директор по подбору);

·                    направление сотруднику оценочного листа для заполнения (получение обратной связи) (непосредственный руководитель / Директор по подбору);

·                    проведение беседы с новым сотрудником (узнать его мнение о работе в подразделении, о работе наставника, выслушать предложения об улучшениях и т.д.) (непосредственный руководитель / Директор по подбору);

·                    заполнение оценочной формы и передача их на ознакомление непосредственному руководителю (непосредственный руководитель);

·                    проведение беседы с сотрудником о результатах совместной работы (непосредственный руководитель);

·                    проведение беседы с новым сотрудником по итогам выполненных заданий за 3 месяца (непосредственный руководитель);

·                    принятие решения о перспективах дальнейшей работы нового сотрудника в организации (непосредственный руководитель);

·                    проведение итогового анализа процесса адаптации и наставничества (HR менеджер / непосредственный руководитель).

Реализация предложенных мероприятий позволит добиться ряда социальных результатов: повышение лояльности новых сотрудников в компании, улучшение морально-психологического климата в коллективе, развитие индивидуальных способностей не только новых специалистов, но и наставников, а также значительное повышение эффективности работы вновь принятых сотрудников в первые месяцы работы, а также значительное снижение стресса у новых сотрудников, а это в свою очередь позволит им более быстро влиться в жизнь коллектива и компании в целом.

На современном этапе развития постиндустриального общества, рыночной экономики и высокого уровня конкуренции, организации мало отобрать высококвалифицированный персонал, главной задачей должно быть удержание таких сотрудников. Одним из таких методов удержания является система адаптации новых сотрудников.

 



Список литературы:

  1. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. «Управление персоналом», 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ, 2002 г. – с. 560.
  2. Веснин В.Р. «Управление персоналом: теория и практика», Кнорус, 2009 г. - с. 688.
  3. Володина Н.А. «Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы», Эксмо, 2009 г. – с. 240.
  4. Евтихов О.В. «Психология управления персоналом: теория и практика», СПб.: Речь, 2010 г. – с. 320.
  5. Крутцова М.Н. «Управление адаптацией персонала: учебное пособие», Легия, 2010 г. – с. 125.
  6. Маслова В.М. «Управление персоналом предприятия: учебное пособие», Юнити-Дана, 2012 г. – с.145.
  7. Неларин Корнелиус «HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика», Баланс Бизнес Букс, 2005 г. – с. 498.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: