» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Кожухова Евгения Владимировна, магистрант кафедры истории и теории государства и права
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Проблемы государственных закупок в сфере здравоохранения

Статья просмотрена: 384 раз
Дата публикации: 25.04.2018

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Кожухова Евгения Владимировна

магистрант кафедры истории и теории государства и права

Научный руководитель: Никиташина Наталья Александровна

 доцент, канд. юрид. Наук

ФГБУО ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Республика Хакасия, гбакан

 

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются  проблемные вопросы закупок  в сфере здравоохранения, на основе действующих законодательных норм, раскрываются основные аспекты правового регулирования, предлагаются  пути совершенствования данной деятельности.

Ключевые слова: государственные закупки, лекарственные средства,  контрактная система закупок

 

Деятельность по осуществлению государственных закупок в сфере здравоохранения регулируется положениями Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в дальнейшем- Федеральный закон) [1].

Согласно ст. 6 Федерального закона, контрактная система в области закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Е.И. Акулич обоснованно указывает, что особенностью правового регулирования государственных закупок является то обстоятельство, что они лишь отчасти охватываются  договорными  отношениями сторон государственного контракта, а в остальном включают в себя механизм обеспечения государственных нужд, что затрагивает публичные интересы [2, с. 624].

В частности, лекарственные препараты являются не только товаром, но и представляют собой эффективные средства для оказания  медицинской помощи больному, в том числе и в экстренных случаях, без их своевременного поступления не может быть и речи о должном обеспечении  лечебного процесса.

Между тем, по справедливому мнению О.А. Рыжовой и Т.Л. Мороз, процедура  государственных закупок связана с рядом организационных трудностей и препятствий, что не позволяет эффективно и в сжатые сроки решать указанные вопросы [4, с.54].

Кроме того, наблюдается избыточное регламентирование процесса закупок, неуклонное повышение требований к субъектам отношений. Так, в соответствии с ч.2 ст. 31 Федерального закона, Правительство Российской Федерации может устанавливать  к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения поэтапных конкурсов, закрытых и с ограниченным участием, или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию, например,  опыта работы, связанного с предметом  контракта, и деловой репутации.

Понятие деловой репутации является оценочным, ввиду отсутствия в рамках закона определения и критериев данного термина, его трактовка зависит от усмотрения правоприменителя, что создает сложности в реализации сторонами своих субъективных прав.

Существование чрезмерных организационных препятствий для участников государственных закупок практически неизбежно приводит  к снижению конкуренции в данной области, объявлению торгов несостоявшимися, либо их проведению с единственным участником. В последнем случае, чаще всего, не происходит снижения цены контракта, и тем самым, не достигается основная цель государственных закупок.

В настоящее время не изжиты и такие нарушения, как: формирование лотов под определенного поставщика, преобладание в конкурсных заявках значительного перечня лекарственных средств, что создает благоприятные условия только для экономически обеспеченных участников, нарушая принцип справедливости государственных закупок.

И.А. Бартанова и Б.С. Шапхаев отмечают, что для качественного обеспечения  закупочной деятельности необходимо упорядочить процесс сокращения трудовых и временных затрат в данной сфере, увеличить число квалифицированных специалистов в этой области для медицинских учреждений. В то время, как в настоящее время закупка лекарственных средств напрямую зависит от кадровых и экономических возможностей медицинского учреждения [3].

На наш взгляд, государству следует задействовать механизм повышения  конкурентоспособности отечественных лекарственных средств, поскольку в настоящее время рынок ориентирован, главным образом, на зарубежного товаропроизводителя.

В этой связи, представляется целесообразным всестороннее изучение практики соблюдения антимонопольного законодательства в области государственной закупки лекарственных средств, на предмет выявления и предупреждения нарушений закона.

 



Список литературы:

  1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ: в ред. от 31.12.2017 (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.
  2. Акулич Е.И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок // Российское предпринимательство. - 2015. - № 4 (274). - С. 623-634.
  3. Бартанова И.А., Шапхаев Б.С. Проблемы государственных закупок в сфере здравоохранения // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: Сборник статей по материалам XXXI международной студенческой научно-практической конференции № 20 (31) [Электронный ресурс] URL: https: // sibas. Info/ active/ meghdis / 20 (31).pdf (дата обращения 05.04.2018).
  4. Рыжова О.А., Мороз Т.Л. Оценка экономической эффективности государственных закупок лекарственных средств // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники . - 2012. - № 5. - С. 53-55.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: