» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018
Автор: Кожухова Евгения Владимировна, магистрант кафедры истории и теории государства и права
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Проблемы государственных закупок в сфере здравоохранения
Дата публикации: 25.04.2018
ПРОБЛЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Кожухова
Евгения Владимировна
магистрант кафедры истории и теории
государства и права
Научный руководитель: Никиташина Наталья Александровна
доцент,
канд. юрид. Наук
ФГБУО ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Республика
Хакасия, г.Абакан
Аннотация. В
настоящей статье рассматриваются
проблемные вопросы закупок в
сфере здравоохранения, на основе действующих законодательных норм, раскрываются
основные аспекты правового регулирования, предлагаются пути совершенствования данной деятельности.
Ключевые
слова: государственные закупки, лекарственные средства, контрактная система закупок
Деятельность по осуществлению
государственных закупок в сфере здравоохранения регулируется положениями
Федерального закона от 05.04.2013 №
44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» (в дальнейшем-
Федеральный закон) [1].
Согласно ст. 6 Федерального
закона, контрактная система в области закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере
закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования
инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за
результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд,
эффективности осуществления закупок.
Е.И. Акулич обоснованно указывает, что особенностью правового
регулирования государственных закупок является то обстоятельство, что они лишь
отчасти охватываются договорными отношениями сторон государственного
контракта, а в остальном включают в себя механизм обеспечения государственных
нужд, что затрагивает публичные интересы [2, с. 624].
В частности,
лекарственные препараты являются не только товаром, но и представляют собой
эффективные средства для оказания
медицинской помощи больному, в том числе и в экстренных случаях, без их
своевременного поступления не может быть и речи о должном обеспечении лечебного процесса.
Между тем, по
справедливому мнению О.А. Рыжовой и Т.Л. Мороз, процедура государственных закупок связана с рядом
организационных трудностей и препятствий, что не позволяет эффективно и в
сжатые сроки решать указанные вопросы [4, с.54].
Кроме того, наблюдается
избыточное регламентирование процесса закупок, неуклонное повышение требований
к субъектам отношений. Так, в соответствии с ч.2 ст. 31
Федерального закона, Правительство Российской Федерации может устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров,
работ, услуг, закупки которых осуществляются
путем проведения поэтапных конкурсов, закрытых и с ограниченным участием, или
аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию, например, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Понятие деловой репутации
является оценочным, ввиду отсутствия в рамках закона определения и критериев
данного термина, его трактовка зависит от усмотрения правоприменителя,
что создает сложности в реализации сторонами своих субъективных прав.
Существование
чрезмерных организационных препятствий для участников государственных закупок
практически неизбежно приводит к
снижению конкуренции в данной области, объявлению торгов несостоявшимися,
либо их проведению с единственным участником. В последнем случае, чаще всего,
не происходит снижения цены контракта, и тем самым, не достигается основная
цель государственных закупок.
В настоящее время
не изжиты и такие нарушения, как: формирование лотов под определенного
поставщика, преобладание в конкурсных заявках значительного перечня
лекарственных средств, что создает благоприятные условия только для
экономически обеспеченных участников, нарушая принцип справедливости
государственных закупок.
И.А. Бартанова и Б.С. Шапхаев
отмечают, что для качественного обеспечения
закупочной деятельности необходимо упорядочить процесс сокращения
трудовых и временных затрат в данной сфере, увеличить число квалифицированных
специалистов в этой области для медицинских учреждений. В то время, как в настоящее время закупка лекарственных средств
напрямую зависит от кадровых и экономических возможностей медицинского
учреждения [3].
На наш взгляд,
государству следует задействовать механизм повышения конкурентоспособности отечественных
лекарственных средств, поскольку в настоящее время рынок ориентирован, главным
образом, на зарубежного товаропроизводителя.
В этой связи,
представляется целесообразным всестороннее изучение практики соблюдения
антимонопольного законодательства в области государственной закупки
лекарственных средств, на предмет выявления и предупреждения нарушений закона.
Список литературы:
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ: в ред. от 31.12.2017 (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.
- Акулич Е.И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок // Российское предпринимательство. - 2015. - № 4 (274). - С. 623-634.
- Бартанова И.А., Шапхаев Б.С. Проблемы государственных закупок в сфере здравоохранения // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: Сборник статей по материалам XXXI международной студенческой научно-практической конференции № 20 (31) [Электронный ресурс] URL: https: // sibas. Info/ active/ meghdis / 20 (31).pdf (дата обращения 05.04.2018).
- Рыжова О.А., Мороз Т.Л. Оценка экономической эффективности государственных закупок лекарственных средств // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники . - 2012. - № 5. - С. 53-55.
Комментарии: