» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Картышова Марина Сергеевна, главный специалист-эксперт
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: О переходе исчисления налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости в ульяновской области

Статья просмотрена: 339 раз
Дата публикации: 27.04.2018

УДК 332

О ПЕРЕХОДЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ОТ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Картышова Марина Сергеевна

главный специалист-эксперт Муниципального учреждения комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации мунциипального образования «Сурский район» Ульяновской области

 

Аннотация. Статья посвящена переходу исчисления налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости в Ульяновской области. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны данного вопроса.

Ключевые слова: налог на имущество физических лиц, объекты недвижимости, техническая инвентаризация, кадастровая стоимость, инвентаризационная стоимость, ставка налога.

 

С 1 января 2015 года Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой 32 «Налог на имущество физических лиц».

Согласно новой редакции Налогового кодекса РФ исчисление налога может осуществляться:

-           от инвентаризационной стоимости,

-           или от кадастровой стоимости[1].

Для расчета налога от кадастровой стоимости каждый субъект РФ должен будет установить единую дату, с которой на территории субъекта РФ налоговая база по налогу будет определяться  исходя из кадастровой стоимости.  Принятие решения ограничено сроком до 01.01.2020 года.

Отличительная особенность при изменении системы исчисления налога:

а)         меняется порядок определения налоговой базы, вводится не облагаемая налогом площадь объекта:

-           20 кв общей площади квартиры,

-           10 кв общей площади комнаты,

-           50 кв общей площади жилого дома.

б)         изменяется система определения ставок налога:

до 0,1% – для жилых домов и жилых помещений, недостроенных домов, гаражей и машино-мест;

до 2% – для административно-деловых и торговых центров, а также нежилых помещений, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей;

до 0,5 % – для прочих объектов налогообложения[1].

При этом муниципальные образования вправе изменять ставку 0,1%, установленную для квартир, домов и гаражей. Местные власти могут повысить данную ставку, но не более, чем в 3 раза, или понизить до 0.

в)         вводится переходные положения применения налога в полном объеме до 1 января 2020 года после чего налог будет рассчитываться полностью от кадастровой стоимости для исключения резкого увеличения налоговой нагрузки.

Уже с этого года налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости осуществляется в 70 субъектах Российской Федерации.

Изменили систему исчисления налога на имущество физических лиц 11 субъектов из 14 входящих в Приволжский федеральный округ, за исключением:

-           Пермский край,

-           Саратовская область,

-           Ульяновская область.

Поступления доходов среди субъектов изменивших систему налогообложения и поступления по новой системе произошли в 2016 году:

-           Самарская область (1 место),

-           Республика Мордовия (3 место),

-           Республика Татарстан (6 место),

-           Пензенская область (11 место),

-           Республика Башкортостан (12 место),

-           Нижегородская область (13 место),

-           Удмуртская Республика (14 место).

Анализ поступлений налога за 2016 год по субъектам перешедшим на исчисление налога от кадастровой стоимости, при утверждении максимальной ставки налога в размере 0,3 %, показал:

-           в городских округах рост налога в среднем на 20 %,

-           в сельских районах снижение от 20 до 50 %[5].

Однако, введение нового исчисления налога приводит к появлению отрицательных факторов, таких как:

-           исключение из налогообложения в сельских населенных пунктах до 30 % объектов (площадь домом составляет менее 50 кв.м.),

-           снижение поступлений по жилым домам площадью менее 80 кв.м.,

-           снижение поступлений по квартирам площадью менее 40 кв.м.,

-           отсутствие в федеральных реестрах полной информации о кадастровой стоимости, привязки к собственнику объекта, ошибки в характеристиках (площадь, назначение),

-           оспаривание кадастровой стоимости, путем установления рыночной стоимости объектов недвижимости.

Не смотря на присутствие отрицательного влияния, можно выделить и положительные моменты:

-           поставленные на кадастровый учет после 01.01.2013 г., при этом именно по данным объектам в федеральных реестрах максимально полная и достоверная информация,

-           обложение налогом объектов, находящихся в собственности ИП применяющих упрощенную систему налогообложения.

Переходный период не распространяется на объекты недвижимости построенные после 01.01.2013 г. и по ним налог будет рассчитываться без понижающего коэффициента.

Как уже известно, с 01.01.2018 г., также как и многие регионы страны, Ульяновская область перешла на исчисление налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости. 22.09.2017 г. принят Закон области № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогооблажения.

Органами государственной и мунипальной власти был проведен анализ нововведения на территории каждого муниципального образования и исходя из этого 26 февраля этого года в Ульяновской области принят закон о снижении налоговой ставки на имущество для малого бизнеса. Разработанный в регионе документ устанавливает ставку на имущество предпринимателей в 2018 году в размере 0,7% от кадастровой стоимости, в 2019 году в размере 1,4%, на 2020 год и последующие ставка составит 2%, а также исключаются из налогоблажения объекты недвижимости менее 150 кв [4].

Аналогичные меры поддержки рекомендованы органам местного самоуправления по установлению порядка определения налога на имущество физических лиц.

На сегодняшний день трудно сказать, каким образом повлиляет новая система налооблажения на снижение или наоборот на увеличение доходной части бюджета. Несомненно,  данный вопрос будет контролироваться всеми заинтересованными структурами, которые найдут экономически целесообразное решение.

 



Список литературы:

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  3. Официальный сайт Управления Росреестра https://rosreestr.ru/site/.
  4. Официальный сайт администрации МО «Сурский район» http://surskoe.ulregion.ru/.
  5. Официальный сайт Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://dgizo.ulgov.ru/?id=53.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: