» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Хижняк Олеся Викторовна, Пастухова Анжелика Андреевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Использование фитбол-гимнастики для коррекции осанки детей младшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 538 раз
Дата публикации: 27.04.2018

УДК 373.24

Использование фитбол-гимнастики для коррекции осанки

детей младшего дошкольного возраста

Хижняк Олеся Викторовна

Пастухова Анжелика Андреевна

воспитатель МБДОУ д/с № 64, г. Белгород

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются условия и принципы внедрения фитбол-гимнастики в образовательный процесс в группах младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: младший дошкольный возраст, физическая активность, осанка, фитбол-гимнастика, духовное и физическое развитие.

 

В дошкольном возрасте у детей формируются основы психического и физического здоровья, приобретаются жизненно важные умения и полезные привычки, в число которых входит формирование правильной осанки. Для ребенка младшего дошкольного возраста стабильная осанка не характерна и нуждается в постоянной коррекции. Здоровая осанка –результат хорошего воспитания и регулярных занятий, так как отсутствие надлежащего контроля в отношении данного фактора может причинить вред дальнейшему развитию физиологии ребенка.

Помимо социокультурных факторов, на формирование осанки влияют также и анатомические, такие как наследственность, предрасположенность к тем или иным физиологическим нарушениям, конституционные особенности строения организма и органов, расположение и развитие тазобедренной кости  [2, c. 15–16]. Однако занятия, направленные на создание правильной осанки, призваны не только формировать физиологические привычки у ребёнка, но и исправлять имеющиеся дефекты.

Динамика роста ребенка, его мышечное и скелетное развитие также являются ключевыми элементами в данном процессе. В дошкольный период с разными темпами формируется мышечная, хрящевая ткань, что при отсутствии ортопедических приспособлений и гимнастических занятий может привести к нарушениям строения позвоночника  [1, c. 18]. Следует учитывать и эмоциональную среду развития ребенка – переживания и радости располагают к активной смене поз при ходьбе, лежании, беге. Бессознательно ребёнок может принимать неестественное положение тела, что в будущем может негативно отразиться на состоянии здоровья.

Непринятые вовремя меры по формированию осанки могут явиться причиной нарушения работы других жизненно важных систем организма, повлиять на характер походки. Следует поставить на передний план задачу по профилактике заболеваний позвоночника у ребёнка дошкольного возраста, так как не все приобретённые патологии являются обратимыми при дальнейшей коррекции.

Методологической задачей следует считать формирование у ребёнка представления о правильной осанке, создание физиологической привычки для её поддержания, а также регулярное проведение гимнастических занятий. Упор на возрастную категорию детей именно дошкольного возраста не случаен: по статистике нарушение осанки детей и возникновение таких заболеваний как сколиоз регистрируются в 35–65 %  случаев [3, c. 125].

Среди эффективных способов проведения занятий можно выделить занятия с гимнастическим мячом – фитбол-гимнастика. Игровая форма проведения занятий призвана заинтересовать ребёнка, привить ему необходимые навыки. Такие занятия имеют высокую степень эмоциональной и физкультурной эффективности. Данный вид упражнений ещё не набрал большой популярности, однако всё чаще встречаются спортивные центры, где проводятся совместные оздоровительные занятия для детей и взрослых.

Одно из преимуществ данной методики – продолжительность занятий, которые в среднем проходят в течение 30 минут. Эффективность упражнений может повысить простая игра перед началом занятия – она же поможет задать правильный тон и позитивную атмосферу. Само занятие состоит из трех блоков: вступительная часть, основная (методический комплекс) и заключительная.

Вступительная часть длится около пяти минут. Основной её задачей является разминка, строевые занятия. Разогретые мышцы более восприимчивы к коррекции осанки. Продолжительность основной части может составлять около двадцати минут. Данный блок является необходимым комплексом гимнастических упражнений, игр, занятий с фитболом, благодаря которым тренируются и укрепляются мышцы и хрящевые соединения, составляющие основу правильной осанки. Заключительная часть длится около пяти минут. Направленность упражнений данного этапа заключается в закреплении приобретенных умений и навыков, а также в проведении дыхательных упражнений  [2, c. 38–40].

Так как предрасположенность к формированию осанки индивидуальна, методический подход также должен быть индивидуален с учетом особенностей конституционного строения каждого ребенка. Универсальным вспомогательным средством для проведения как индивидуальных, так и групповых занятий является фитбол: мяч используется в качестве снаряда, опоры и утяжелителя; вес мяча до 1 килограмма является наиболее оптимальным для ребенка младшего дошкольного возраста. Используются фитболы различного диаметра – каждый для разной возрастной группы. Правильно определить размер можно посадив ребенка на мяч: если угол между голенью и бедром чуть больше или равен прямому, то мяч подобран верно. Стоит избегать занятий на мячах, при которых угол между бедром и голенью будет меньше девяноста градусов, так как в данном случае увеличивается нагрузка на связки коленных суставов, что может привести к их травме  [4, c. 88].

Уровень накачки мяча для разных типов занятий также различается: для активных занятий фитбол-гимнастикой мяч должен быть максимально упругим. Для профилактических и лечебных занятий – мягче. Важной особенностью занятий с фитболом является удержание равновесия. Это основополагающий фактор занятий для формирования правильной осанки. Лежа, сидя, опираясь на фитбол, ребенок напрягает и задействует мышцы, помогающие поддерживать и корректировать осанку вне занятий. Также улучшается кровообращение и стимулируется вестибулярный аппарат. Конструкция фитбола подразумевает, что неправильное положение тела принять невозможно – теряется равновесие. Выполняя задания и упражнения на фитболе, ребенок привыкает держать спину ровно и правильно. Этот навык особенно трудно выработать в ежедневных условиях. В зарубежная практики известны случаи, когда в дошкольных образовательных учреждениях фитболы используются в качестве мебели . Это также оказывает положительную динамику во время проведения занятий.

Помимо позвоночника фитбол воздействует и на положение тазобедренной кости – важной части формирования осанки. Универсальность применения такого мяча позволяет отойти от привычных методических шаблонов проведения гимнастических занятий и превратить упражнения в интересную полезную игру. Дети будут стремиться к выполнению заданий и к формированию правильной осанки сами, получая эмоциональную, социальную и оздоровительную пользу. Заниматься на фитболе можно и в положении лежа; спектр упражнений очень широк. Длительных статических занятий лучше избегать. Например, если долго лежать на животе, может ухудшиться кровообращение брюшной полости. Не следует забывать об основных требованиях техники безопасности при выполнении любых гимнастических упражнений.

Помимо вышеперечисленных особенностей фитбол формирует самостоятельный интерес ребенка к оздоровительным занятиям. Данная техника является безопасной, так как исключает резкие движения, а инструментарий не включает в себя твердых или выступающих предметы. Помимо упражнений с фитболом можно организовывать групповые и индивидуальные игры, в число которых могут входить танцы с фитболом, удержание фитбола и другие элементы. Для успешного освоения детьми упражнений важно поэтапно повышать их сложность.

На формирование осанки детей влияет много факторов: эмоциональные, психологические, наследственные, физиологические, анатомические. Многие из нарушений позвоночника регулируются и корректируются, если вовремя подойти к решению данной проблемы. Именно дошкольный возраст ребенка является тем периодом, когда можно сформировать привычки здорового образа жизни. В связи с этим особая роль отводиться правильно организованному физическому воспитанию детей в условиях детского сада и семьи. Красивая и правильная осанка – ключ к здоровью ребенка. Роль воспитателя и педагога – привить ребёнку интерес к образованию и здоровому образу жизни.

Хорошим подспорьем в формировании правильной осанки должен служить универсальный гимнастический снаряд, подходящий и для повышенной физической активности, и для расслабляющих занятий; способный стать полезной игрушкой, не вызывая эмоционального отторжения у ребенка. Именно фитбол и занятия фитбол-гимнастикой удовлетворяют всем предъявляемым требованиям. Массовая популяризация данной техники является универсальным и современным инструментом профилактики и устранения нарушений позвоночника, в том числе в младшем дошкольном возрасте.

 



Список литературы:

  1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 150 стр.
  2. Веселовская, С.В. Фитбол тренинг / С.В. Веселовская, О.Ю. Сверчкова, Т.В. Левчинкова // Пособие по фитбол-аэробике и фитбол-гимнастике. – М.: ННОУ Центр «Фитбол», 2012. – 213 стр.
  3. Жданкина, Н.В. Корригирующая гимнастика в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста / Н.В. Жданкина // Методические указания. – Екатеринбург.: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2016. – 335 стр.
  4. Железняк, Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. – М.: «Академия», 2014. – 189 стр.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: