» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018
Автор: Кожухова Евгения Владимировна, магистрант кафедры истории и теории государства и права
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Мониторинг государственных и муниципальных закупок
Дата публикации: 30.04.2018
МОНИТОРИНГ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
Кожухова
Евгения Владимировна
магистрант кафедры истории и теории
государства и права
Научный руководитель: Никиташина Наталья Александровна
доцент, канд. юрид.
Наук
ФГБУО ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»
Аннотация. В условиях развития контрактной системы большое
значение приобретает мониторинг при оценке эффективности и результативности
осуществления закупок. В статье рассматриваются методические и методологические
вопросы формирования мониторинга закупок, представлена
классификация мониторинга закупок по следующим основаниям: субъекту, объекту,
способу осуществления мониторинга, характеру используемых методов, этапам
закупочной деятельности.
Ключевые слова: контрактная
система; мониторинг закупок; оценка эффективности осуществления закупок.
Мониторинг государственных и
муниципальных закупок является эффективным средством, обеспечивающим
своевременное выявление рисков в данной деятельности и планирование, на этой
основе, оптимальных управленческих решений.
С помощью мониторинга становится
возможным организовать процесс прогнозирования закупок на краткосрочный период,
предусмотреть возникновение, в связи с этим, отрицательных тенденций, оценить
продуктивность закупочной деятельности [3, с.12].
Порядок и условия проведения данного
мониторинга регулируются Федеральным законом от 05.04. 2013 № 44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1].
Так, согласно ч. 1 ст. 97 Федерального закона, мониторинг определен, как «система
наблюдений в сфере закупок, которые осуществляются на постоянной основе, путем
сбора, обобщения, систематизации и оценки информации, в том числе, реализации
планов закупок и планов-графиков».
На наш взгляд, в данной статье
наблюдается тавтология, то есть, дублирование в одном предложении слова
«осуществление» применительно к процессу закупок. Кроме того, не уточняется
полностью сфера применения мониторинга в данной деятельности, за исключением реализации
планов закупок и планов-графиков.Думается,
что является недопустимым сводить мониторинг только к сбору и анализу
статистической информации или к изучению хозяйственной деятельности юридического
лица.
Как обоснованно указывает А.Ю.
Ковалева, мониторинг отличают следующие признаки:
- своеобразие
предмета, цели и методов организации данной деятельности;
- целевой
характер наблюдения;
- включение в
сферу наблюдения не только количественных, но и качественных показателей;
- широкое
использование компьютерных методов визуализации обработки данных [4, с.27].
Отсюда, следует сделать вывод о
том, что мониторинг представляет собой комплексное и всестороннее научно-практическое
наблюдение, организуемое в области государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона, мониторинг выполняется в
целях: оценки степени достижения целей закупок, предусмотренных ст. 13 ФЗ, и
обоснованности закупок на основании ст. 18 ФЗ; совершенствования
законодательства Российской Федерации и других нормативных правовых актов в
области контрактной системы закупок.
Тем не менее, законодателем не
определены критерии, которые позволили бы максимально точно оценить степень
достижения целей закупок, что создает практические сложности для применения
данной нормы и открывает возможности для собственного усмотрения правоприменителя.
Обоснованность закупок регламентирована
более четко, со ссылкой на ст. 18 Федерального закона и означает соответствие
планируемой закупки ее целям, а также законодательству Российской
Федерации и другим нормативным правовым
актам.
Согласно ч.
4 ст. 31 Федерального закона, проведение мониторинга обеспечивается федеральным
органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере
закупок, в порядке, который устанавливается Правительством Российской
Федерации.
В силу ч.5,6
ст. 31 Федерального закона, результаты мониторинга ежегодно, по итогам
отчетного периода представляются в виде сводного аналитического отчета в
Правительство Российской Федерации.
В указанном отчете излагается
оценка эффективности процесса обеспечения государственных и муниципальных нужд,
приводятся меры по совершенствованию законодательства России и других
нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Список литературы:
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ; в ред. от 31.12.2017 (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2013.- № 14.- Ст. 1652.
- Акулич Е.И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок // Российское предпринимательство. -2015. - № 4 (274). - С. 623-634.
- Ильюшин Д.М. Новый подход к организации мониторинга закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2014.- № 36.- С. 12-13.
- Ковалева А.Ю. Мониторинг государственных и муниципальных закупок // Ars Administrandi.- 2014.- № 3.- С. 26-32.
Комментарии: