» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Антаносян Ангелина Петровна, студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Содержание и этапы первичного публичного размещения ценных бумаг

Статья просмотрена: 233 раз
Дата публикации: 02.05.2018

СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ПЕРВИЧНОГО ПУБЛИЧНОГО

РАЗМЕЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

Антаносян Ангелина Петровна

студентка 3 курса

Углицких О.Н.

к.э.н., доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела

ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет, гтаврополь

 

Аннотация. Из всего многообразия методов привлечения инвестиций, первичное публичное размещение является одним из самых сложных процессов. При успешном проведении публичного размещения компания приобретает ряд преимуществ, однако есть и свои недостатки. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты и этапы процесса IPO.

Ключевые слова: компания-эмитент, корпоративное управление, первичное публичное размещение, фондовый рынок

 

Каждой компании и в том числе инновационной для успешной реализации своих проектов необходимо наличие необходимых ресурсов и финансовых средств. К наиболее распространенным источникам прямого финансирования относятся: банковский кредит; сторонние инвестиции; средства от продажи или сдачи в аренду свободных активов; инновационный кредит; средства от эмиссии ценных бумаг; доходы от краткосрочных проектов для финансирования долгосрочных; собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд); средства, полученные под заклад имущества и т.д.

Однако сейчас в условия перехода экономики к инновационному типу развития, появились механизмы, позволяющие использовать более сложные способы привлечения финансовых средств на начальных этапах развития – работы с венчурными фондами, первичное размещение акций на торговой площадке, предназначенной для компаний с малой и средней капитализацией.

Выбор методов привлечения капитала зависит от текущего состояния и возможностей предприятия, а также целей по использования полученных  средств. В данной статье более подробно остановимся на использовании механизма первичного публичного предложения акций компании на фондовом рынке и рассмотрим этапы реализации этого процесса.

Компания может выбрать частное либо публичное размещение своих акций, механизм и этапы подготовки в большей степени схожи между собой, основное отличие в том, что частное размещение позволяет сохранить статус частной компании и немного сниженные требования к корпоративному управлению со стороны инвесторов.

Долговое финансирование обходится компании с меньшими затратами времени и требует меньше подготовки в сравнении с акционерным финансированием. В свою очередь частное акционерное размещение с точки зрения внутрифирменной подготовке, организации и затрат времени проще чем первичное публичное размещение (IPO).

Понятие IPO (Initial Public Offering) в переводе звучит как «первичное публичное предложение». В самом определении не указан вид ценных бумаг, однако, применяется он к акциям. В России часто встречается перевод, который звучит как «первичное публичное размещение», когда компания впервые предлагает инвесторам стать акционерами предприятия. Это совокупность организационных, юридических и финансовых процедур, в ходе подготовки которых учувствуют многие посредники у каждого из которых есть свои задачи и проблемы которые необходимо решить, однако всех объединяет одна цель – чтобы размещение акций состоялось. Достижение эффективного IPO нужно воспринимать как командное решение проблем со стороны предприятия-эмитента, инвесторов, посредников оказывающих различные сопроводительные услуги. При осуществлении первичного публичного размещения, акции компании впервые предлагаются большому кругу инвесторов, а компания входит в котировальный список на бирже (листинг).

В ФЗ «О рынке ценных бумаг» Российской Федерации отражены основные понятия, которые имеют отношение к IPO, среди них:

-           размещение эмиссионных ценных бумаг – отчуждение ценных бумаг первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок;

-           публичное размещение ценных бумаг    размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение на торгах фондовых бирж.

Как видно из определений, по российскому праву, к первичному размещению ценных бумаг относятся и первичное и вторичное публичное размещение.

На современном этапе развития Российской экономики все больше уделяется внимание вопросам развития новых инструментов на рынке капитала. Большинство компаний, которые прошли начальные этапы роста и заняли свое место в отрасли, руководство при стратегическом планировании дальнейшего развития стремится к увеличению капитализации предприятия.

Многие российские компании не желают становиться публичными. Это связано с тем, что предприятия хотят оградить себя от нежелательного внимания со стороны конкурентов и от возможных предпосылок поглощения другими участниками рынка. Выход на фондовый рынок требует от компании открытости, доступности к информации, качественного управления и стратегического планирования.

В большинстве случаев компании не имеют необходимой подготовки  к размещению акций, ни экономически, ни юридически, ни  с точки зрения управления процессами. Для проведения необходимых изменений внутри компании требуется значительное время и средства.

Подготовка компании к IPO занимает достаточно длительное время, однако если деятельность компании уже организована соответственно стандартам и имеют необходимые характеристиками для публичного бизнеса, время на подготовку сократятся, но не будет меньше чем полгода.

Рассмотрим основные этапы, которые предстоит пройти компании-эмитенту по подготовке и организации IPO.

1.         Начальный этап подготовки компании к первичному публичному размещению.

2.         Повышение качества корпоративного управления

3.         Создание синдиката андеррайтеров.

4.         Юридическое сопровождение.

5.         Информационное сопровождение и road-show.

6.         Завершение сделки. В этот этап входит определение цены и распределение акций среди инвесторов. После формирования и закрытия книги заявок, анализа всех  поданных заявок определяется цена, по которой акции будут проданы инвесторам. За определением цены сразу же начинается распределение акций.

7.         Операции на вторичном рынке.  Торги акциями на бирже начинаются после завершения расчетов по сделке и перевода акций на счета инвесторов при официальном  допуске  бумаг к торгам на бирже.

8.         Анализ завершенных сделок и этапов публичного размещения.

После прохождения всех этапов и в конечном итоге размещении акций целесообразно провести анализ и выявить насколько успешно прошло IPO. Главным показателем успешного размещения для компании-эмитента является интерес к акциям со стороны инвесторов (объем спроса отраженный в книге андеррайтера) и безусловно уровень повышения конечной цены в сравнении с приведенной в меморандуме.

Многие считают успешным размещением – появление ликвидности рынка акций и рост цен на акции на вторичном рынке. Однако в этом аспекте цели эмитента и инвесторов различны, инвесторов интересует высокий уровень премии за первичное размещение, в то время как интерес эмитента в обратном. Нужно сказать, что «занижения цены размещения» присущ всем рынкам, и российский рынок в  том числе. Однако значительное снижение цены акций после размещения однозначно является негативным показателем.

Состав и структура инвесторов является еще одним показателем, на который необходимо обращать внимание. В случае если акционерами стали спекулянты, то рынок будет обладать повышенной ликвидностью .В случае если акционерами стали фонды, которые осуществляют долгосрочные вложения, то ликвидность будет пониженной, но цена стабильной. Компания эмитент определяет для себя круг инвесторов, которых она хотела бы видеть своими акционерами на этапе выбора лид-менеджера, и если ожидания не совпали с фактическим кругом инвесторов, то такой результат едва ли можно назвать успешным.

 



Список литературы:

  1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39-ФЗ.
  2. Гвардин С.В. IPO. стратегия, перспективы и опыт российских компаний – 2007.
  3. Геддес Р. IPO и последующие размещения акций – 2008.
  4. Дрэйхо Д. IPO. Как и почему компании становятся публичными – 2008.
  5. Никифоров В.Д. IPO – путь к биржевому рынку. Практическое руководство по публичному размещению ценных бумаг – 2008.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: