» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Карклина Анастасия Владиславовна, Студентка
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей седьмого года жизни

Статья просмотрена: 699 раз
Дата публикации: 01.05.2018

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

Карклина Анастасия Владиславовна

студентка

Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск

 

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме развития творческого воображения детей седьмого года жизни. Рассматриваются понятия воображения и творческого воображения. Даётся обоснование нетрадиционным техникам рисования как эффективному средству развития творческого воображения детей седьмого года жизни. Представлены обобщённые результаты трёх диагностических методик по выявлению уровня развития творческого воображения у детей седьмого года жизни.

Ключевые слова: воображение, творческое воображение, нетрадиционные техники рисования.

 

Развитие творческого воображения детей седьмого года жизни актуально в наше время, поскольку в современном обществе всё чаще поднимается вопрос о воспитании разносторонней, свободной, неординарной личности - той, которая будет обладать развитым воображением, мыслить нестандартно, подходить творчески к решению насущных проблем.

Как известно, начальным этапом становления и формирования личности является дошкольное образование. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования выделяет основную задачу, стоящую перед педагогом на этапе дошкольного детства, - это сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных особенностей и творческого потенциала [6]. Решение этой задачи невозможно без развития у дошкольника творческого воображения, которое является основной составляющей творческой деятельности ребенка.

Нетрадиционные техники рисования являются наиболее эффективным средством развития творческого воображения детей седьмого года жизни, поскольку с их помощью ребенок отражает свои впечатления об окружающем мире, воплощает образы, возникшие в процессе изобразительной деятельности, используя разнообразные материалы. Кроме того, нетрадиционные техники не утомляют дошкольника на занятии. Они способны вызвать неподдельный интерес у ребенка и сохранять высокую активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение творческой работы.

Существует множество различных нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать в работе с детьми: монотопия, кляксография, акватипия, граттаж, фроттаж, пальцеграфия, набрызг, тампонирование, рисование чаем, солью, песком, зубной пастой и др.

На развитие воображения и творческого воображения в дошкольном возрасте обращают внимание многие отечественные психологи: Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, О.М. Дьяченко и др.

О.М. Дьяченко выявила и охарактеризовала основные этапы развития воображения в дошкольном детстве. По мнению исследователя, для участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как именно оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности [4]. 

Л.С. Выготский, рассматривая специфику развития воображения и творчества в детском возрасте, не просто анализировал механизмы такого развития, но и выделил основные направления его стимуляции. Изучая возрастные особенности воображения детей, он показал конкретные пути развития воображения в литературном творчестве, театральной и изобразительной деятельности детей. Автор считал, что всё будущее человек постигает при помощи творческого воображения [2].

Е.Г. Белякова утверждает, что между воображением и творчеством существует тесная связь. Воображение позволяет создавать новую, не существующую ранее реальность [1].

Чтобы грамотно организовать работу по развитию творческого воображения детей седьмого года жизни  важно  иметь представление о том, что такое воображение и творческое воображение.

Изучив научные труды таких авторов, как Б.А. Сосновский, С.Л. Рубинштейн, П.И. Пидкасистый, Л.С. Выготский, Р.С. Немов  и др., мы пришли к выводу, что воображение – это познавательный процесс создания новых образов на основе преобразования старых (В. Г. Казанская) [3, 82].

Проанализировав работы Е.Г. Беляковой, В.Г. Казанской, И.В. Марковой и др., мы решили опираться на определение, которое дала Л.Д. Столяренко: «Творческое воображение - это вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создаёт новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности» [5, 147].

На основе анализа психолого-педагогической литературы были подобраны методики («Солнце в комнате» - В.В. Синельников, В.Т. Кудрявцев; «Дорисовывание фигур» - О.М. Дьяченко; беседа с ребенком на выявление представлений детей о нетрадиционных техниках рисования - А.В. Карклина, Н.А. Шинкарёва) и проведено исследование по выявлению уровня развития творческого воображения у детей седьмого года жизни в двух подготовительных к школе группах (экспериментальная группа – 20 детей и контрольная группа – 20 детей).

Обобщённые результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровни развития творческого воображения у детей седьмого года жизни

Из гистограммы на рисунке видно, что наименьшее количество детей находятся на высоком уровне развития творческого воображения (17% детей экспериментальной группы и 23% детей контрольной группы). Дошкольники, отнесённые нами к данному уровню, способны самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций, проявляют индивидуальность в создании образов, рисуют оригинальные, необычные предметы, знают, какими нестандартными материалами можно рисовать, в рисовании используют нетрадиционные техники.

К среднему уровню развития творческого воображения мы отнесли 38% детей экспериментальной группы и 35% детей контрольной группы. Дошкольники этого уровня испытывают трудности в разрешении проблемных ситуаций, их рисунки не отличаются особой оригинальностью. Зачастую дети рисуют простые образы, но в их работах могут встречаться и необычные предметы. Эти дошкольники знают некоторые нестандартные материалы для рисования, иногда, рисуют с помощью нетрадиционных техник.

Большинство детей седьмого года жизни были отнесены к низкому уровню развития творческого воображения (45% детей экспериментальной группы и 42% детей контрольной группы). Дошкольники, находящиеся на данном уровне, не способны отыскать выход из проблемных ситуаций. Образы, создаваемые детьми, являются примитивными, шаблонными, слабо детализированными, рисунки детей не несут в себе проявления фантазии. Эти дети рисуют только обычными материалами, используя классические техники рисования.

Таким образом, опираясь на результаты исследования, можно сделать вывод, что с детьми седьмого года жизни необходимо проводить работу, направленную на развитие творческого воображения, поскольку в этом возрасте дошкольники должны обладать высоким уровнем развития творческого воображения, чтобы в дальнейшем благополучно пойти в школу. Воображение эффективнее всего развивается в художественно-творческой деятельности, а именно в рисовании, поэтому в своей работе наиболее целесообразно использовать нетрадиционные техники рисования.



Список литературы:

  1. Белякова, Е. Г. Психология [Текст] / Е. Г. Белякова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. - 263с.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]: хрестоматия по психологии / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 2007. – 325 с.
  3. Казанская, В. Г. Психология и педагогика [Текст] / В. Г. Казанская. – СПб. : Питер, 2008. – 240 с.
  4. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. – СПб. : Мир книг, 2012. – 304 с.
  5. Столяренко, Л. Д. Психология [Текст] : учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. – СПб. : Питер, 2008. - 592 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М. : ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: