» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Семиженко Анастасия Владимировна, студентка
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Формы и методы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности

Статья просмотрена: 1134 раз
Дата публикации: 02.05.2018

УДК 34.346

ФОРМЫ И МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Семиженко Анастасия Владимировна

студентка

Шульга Антонина Константиновна

доцент, кандидат юридических наук, преподаватель

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т.Трубилина»

г.Краснодар

 

Аннотация. Современная российская экономика носит достаточно сложный и многоплановый характер. Данное обстоятельство вызывает объективную необходимость весьма дифференцированного воздействия на нее. Исходя из этого, весьма востребованным видятся использования методов административно-правового воздействия на субъектов предпринимательской деятельности. В данной статье рассматриваются основные формы и методы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Приводятся аргументы в пользу того, что административно-правовое регулирование, это не только такое регулирование, в котором присутствуют неравные субъекты, но также и такое в котором есть место равным началам регулирования.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, методы, формы, регулирование, государство, саморегулирование, экономика.

 

«Под методами и формами административно-правового регулирования экономики чаще всего понимают способы, средства или инструменты, которые применяются государственной властью для регулирования рыночной экономики»[6].

Т.е., речь идет о тех средствах, которые используются государством, и в первую очередь исполнительной властью, с целью воздействия посредством административно-правового регулирования на хозяйственные отношения субъектов экономики. Специалисты отмечают, что «в сложносоставных диверсифицированных хозяйственных отношениях, которые характерны для современной российской экономики, таких методов и форм множество»[9].

Классически в науке административного права выделяются следующие виды методов административно-правового воздействия на общественные отношения: предписание, запрет и дозволение[7]. Существуют и альтернативные классификации видов методов административно-правового регулирования[8]. Принимая во внимание особенность административного права, которая заключается в организации именно властных отношений, для которых характерны неравенство субъектов правоотношения, подчиненность объекта субъекту административно-правового регулирования, односторонний характер деятельности по административно-правовому регулированию, на наш взгляд, в качестве основного метода регулирования здесь выступает императивный метод. В то же время, если ограничить исследование только сферой регулирования экономических отношений субъектов связанных с предпринимательской деятельностью, мы установим, что именно в этой части предпринимательского права наиболее развит другой вид метода административно-правового регулирования - диспозитивный. Как следствие, в рамках настоящего исследования классификацию видов методов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности следует проводить именно на данном основании, т.е. императивности или неимперативности средств воздействия административного права на общественные отношения в сфере экономики.

Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности, в силу своего властного характера, отличается принудительным, вертикальным характером и реализуется посредством обязательных предписаний и располагает для этого целым арсеналом административно-правовых средств влияния на общественно- экономические отношения. Предпринимательская деятельность, напротив, основывается на принципах автономии воли, свободы предпринимательской деятельности и гарантии права частной собственности. Как следствие, «административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности, на первый взгляд, является несколько противоречивым феноменом, где встречаются, с одной стороны, автономия, свобода и равенство, а с другой стороны, подчинение, предписание и регулирование»[5]. Сочетание таких противоречивых феноменов мы можем наглядно наблюдать при сопоставлении гражданского и административного права. Так, гражданско-правовое регулирование по большей части направлено на обеспечение безопасности хозяйственных отношений, а не на реализацию экономической политики государства, и характеризуется таким принципом, как автономия воли участников хозяйственных отношений, свобода договора, гражданско-правовая ответственность за свои действия и т.п. Иначе говоря, оно по сути своей и не является регулированием хозяйственных отношений, а лишь создает рамки взаимодействия хозяйствующих субъектов, необходимые для обеспечения их прав и гарантий сохранности их собственности.

В свою очередь, административное право непосредственно влияет на хозяйствующих субъектов посредством предписаний, ограничений и запретов, руководит их действиями с целью упорядочения хозяйственных отношений, предупреждения негативных последствий на экономику.

В то же время сегодня административное право взяло на вооружение не свойственные ему инструменты, заимствованные по большей части из гражданского права. Действительно, в современном мире, где экономические отношения сложны и диверсифицированы, государству приходится по разным причинам прибегать к более мягким формам регулирования предпринимательской деятельности, присущим гражданско-правовым формам регулирования. Речь в первую очередь идет о различных инструментах правового регулирования, которые характеризуются такими методами, как согласование, стимулирование и убеждение.

Наиболее яркой, не свойственной для административного права формой является договорная форма правового регулирования, применение которой мы можем встретить в рамках государственно-частного партнерства.

Как следствие, в административном праве сегодня применяются не только свойственные ему инструменты вертикального регулирования предписаний и запретов, но также и формы гражданско-правового, или горизонтального, регулирования, которым присущи такие принципы, как согласование воль и равенство сторон. Таким образом, современному административному праву свойственны такие нехарактерные, казалось бы, для него принципы, как «равные начала участниками отношений», их «взаимовыгодность», а также «сотрудничество» государственной власти и хозяйствующих субъектов частного сектора экономики.

Другим отступлением от принципов вертикального регулирования отношений посредством предписаний и запретов, которыми характеризуется административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности, является государственная (финансовая или материальная) поддержка хозяйствующих субъектов частного сектора экономики. В рамках различных программ поддержки предпринимательства речь не идет о создании каких-либо предписаний для хозяйствующих субъектов, а, напротив, о создании «льгот», «преференций», «мер по поддержке», «стимулирования» и т.п [1,2,3].

Примеры таких мер мы обнаружим в рамках налогового права, таможенного законодательства, антимонопольного законодательства и т.д. В свою очередь, она может реализовываться посредством как правовых мер (например, отмены лицензирования), так и сугубо организационных и экономических мер (например, предоставления финансовых субсидий). Как следствие, здесь мы обнаружим не свойственные административному праву методы, заключающиеся в стимулировании хозяйствующих субъектов.

Стоит также обратить внимание и на такой метод регулирования отношений хозяйствующих субъектов, как делегирование полномочий по регулированию хозяйственных отношений независимым от государственных органов субъектам. Наиболее характерным примером такого регулирования экономики, где оно осуществляется, по сути, не в рамках административного права, а на принципах самоуправления, являются саморегулирующиеся организации [4]. Действительно, данная форма регулирования отношений хозяйствующих субъектов не является в узком смысле слова административно-правовой, о чем свидетельствует само название «саморегулирующихся» организаций. В то же время деятельность данных организаций заключается в «установлении стандартов и правил» для субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, а также «контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил»[3].

Здесь речь идет о деятельности по регулированию отдельных хозяйствующих субъектов частного сектора экономики их собственными средствами (саморегулирование). Такая деятельность аналогична административно-правовому регулированию лишь в том, что здесь также устанавливаются «стандарты» и «правила» ведения хозяйственной деятельности. В то же время она осуществляется не органами государственной власти и самими подотчетными субъектами. Как следствие, налицо делегирование административно-правовых полномочий по регулированию экономики самим субъектам предпринимательской деятельности, или использование метода автономных решений (метода согласования), нехарактерного для административного права.

К данной категории методов регулирования в административном праве необходимо отнести и рекомендательные и диспозитивные нормы. Такой «непринудительный» метод правового регулирования, когда норма не обязывает субъекта ее соблюдать, либо предоставляет субъекту несколько возможных вариантов поведения, не свойственен административному праву.

Однако в рамках правового регулирования хозяйственных отношений, суть которых предполагает свободу воли и самостоятельность принятия решений, применение таких элементов, по нашему мнению, достаточно логично.

Стоит обратить внимание и на сугубо экономические методы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, которые, как и все рассматриваемые ранее методы регулирования экономики, отступают от классических канонов административного права. Здесь речь идет не об установлении предписаний субъекту предпринимательской деятельности, а об управлении его действиями с помощью его собственной заинтересованности, которая чаще всего заключается в материальной выгоде. Такие средства воздействия на общественные отношения в сфере предпринимательства довольно часто применяются в административном праве. Отметим некоторые из них: предоставление субсидий, льготное кредитование и т.д.

Получается, административно – правовое воздействие на хозяйствующих субъектов не ограничивается только императивными средствами влияния на общественные отношения в сфере предпринимательства.

Отметим, что кроме императивных норм применяются и диспозитивные методы, в рамках которых осуществляется согласование с субъектами предпринимательства, что вполне соответствует природе предмета и объекта регулирования - экономическим отношениям в рамках рыночной экономики, где, в принципе, решения принимаются на основе принципов свободы воли и автономии действий хозяйствующих субъектов.

Таким образом, в административном и предпринимательском праве стал применяться свойственный для гражданского права институт правового регулирования отношений - договор. Здесь также доказали свою эффективность и такие неимперативные меры воздействия на отношения в сфере предпринимательской деятельности, как экономические средства воздействия на них, которые, по сути дела, не являются административно-правовым регулированием в узком смысле слова, а скорее средством опосредованного (экономического) воздействия на поведение хозяйствующих субъектов.

Далее. Исследование вопроса о формах административно-правового регулирования предпринимательской деятельности представляет особый интерес, так как эти формы имеют первостепенное значение при упорядочении общественных отношений хозяйствующих субъектов. Более того, в науке административного права существуют аналогичные подходы к анализу форм административно-правового регулирования в сфере экономики[11].

Если с логической точки зрения данные виды административно-правового регулирования экономики можно классифицировать в рамках форм административно-правового регулирования (например, в рамках дифференциации форм на правовые и организационные или неправовые), то в границах экономического исследования административно-правового регулирования экономические меры имеют первостепенное значение. Как следствие, выделение данного вида форм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности представляет особый интерес.

Например, к данной форме административно-правового регулирования предпринимательской деятельности можно отнести и такие правовые акты, которые не выделяются в рамках классических классификаций видов форм административно-правового регулирования (например, рекомендательные акты индикативного планирования и прогнозирования). Другими словами, особенности сферы экономических отношений требуют обособления альтернативных классификаций форм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, т.е. отхода от классического деления форм на правовые и неправовые или организационные и материально-технические[10].

К экономической форме административно-правового регулирования предпринимательской деятельности можно отнести меры административно-правового регулирования, направленные на совершенствование условий ведения бизнеса, стимулирующего благосостояние государства и общества, и реализующиеся посредством прогнозирования и программирования государственного регулирования с учетом интересов экономического развития государства. К данной категории форм административно-правового регулирования можно отнести как программно-установочные способы регулирования экономики (целевые программы), так и средства поддержания и стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов (дотации, кредиты, льготы). Эти меры особо популярны в периоды экономических кризисов, хотя, по сути своей, играют немаловажную роль для развития экономики и в периоды стабильности.

К экономическим формам административно-правового регулирования предпринимательской деятельности мы также можем отнести и государственную закупку, тем более что форма, в которой она осуществляется, является довольно новым для российского права институтом - проведение конкурсов, аукционов и т.п.

Ранее государственный заказ производился в отношении казенных предприятий, сегодня при осуществлении госзаказа органам государственной власти приходится его реализовывать в рамках отношений с частным сектором экономики, т.е. в условиях конкурентной среды и свободного ценообразования. Как следствие, если сама форма реализации отношений заказчика и поставщика не нова, так как государственный заказ реализуется в форме контракта (например, на поставку товаров для государственных нужд), то его разработка приняла несколько новых, ранее не знакомых административному праву форм (аукционы, торги).

Представляется, что в указанных случаях мы также можем говорить о новых формах реализации административно-правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности.

Т.е., к экономическим формам административно-правового регулирования предпринимательской деятельности мы относим как меры сугубо рекомендательного характера, так и те нормативно - правовые акты, которые предусматривают принятие мер финансового свойства и получают выражение в денежном эквиваленте.

Прогнозирование и планирование являются наиболее обоснованным примером для выделения экономических форм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в отдельный вид, так как, выражаясь в виде программных документов, они не носят нормативного характера (поскольку являются сугубо рекомендательными документами), но в то же время не могут быть отнесены и к индивидуальным правовым актам.

В рамках данных актов устанавливаются цели, задачи, стратегия, которые, в отличие от экономических планов советского периода, носят индикативный, а не императивный характер и посему не могут быть причислены к нормативно - правовым актам.

Данная категория документов и, как следствие, такая форма экономического административно-правовогорегулированияпредпринимательской деятельности могли появиться только в рамках рыночной экономики, т.е. в условиях, когда государство не может навязать свою волю автономным хозяйствующим субъектам.

 



Список литературы:

  1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005.- № 30 (ч. II).- Ст. 3127.
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007.- № 31.- Ст. 4006.
  3. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007.- № 49.- Ст. 6076.
  4. Баймуратова З.М. Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской деятельности: административно-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. - 199с.
  5. Белых В.С. Предпринимательское право России. М., 2009.- 656 с.
  6. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. - С. 19.
  7. Мигачев И.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации. М., 2013.- 519 с.
  8. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., 2009. – 928 с.
  9. Саидов З.А. Методы административно-правового регулирования экономических отношений // Административное право и процесс.- 2015. - № 10.- С. 44 - 46.
  10. Саидов З.А. Экономические формы административно-правового регулирования // Современное право. - 2015. - № 8. - С. 42 - 44.
  11. Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые основы государственного регулирования экономики: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.- С. 168.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: