» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Яркина Елена Николаевна, учитель-дефектолог
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в процессе работы по ознакомлению с графическим образом букв и цифр

Статья просмотрена: 449 раз
Дата публикации: 03.05.2018

УДК 376.352

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (КОСОГЛАЗИЕ И АМБЛИОПИЯ) В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ГРАФИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ БУКВ И ЦИФР

Павлюк Тамара Анатольевна

воспитатель

Яркина Елена Николаевна

учитель-дефектолог

АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 173 «Василек», гольятти

 

Аннотация. В статье авторы делятся наработанным опытом по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Рассматриваются основные разделы профилактической работы по предупреждению оптической дисграфии у дошкольников с амблиопией и косоглазием. Предлагаются серии игр и упражнений, направленных на преодоление дисграфии в процессе работы по ознакомлению с графическим образом букв и цифр.

Ключевые слова: дисграфия, профилактическая работа, дети с нарушениями зрения.

 

Одной из причин неуспеваемости учащихся в начальной школе по русскому языку является дисграфия. Многие специалисты считают, что дисграфия закладывается именно в дошкольном возрасте.

Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в процессе работы по ознакомлению с графическим образом букв и цифр.

Нарушения зрения влекут за собой ряд трудностей, связанных с неполноценностью зрительного восприятия, моторной координации, ориентировки в пространстве, неточностью представлений о сенсорных эталонах (формы и величины). Все это приводит к проблемам при знакомстве с графическим образом букв и цифр: заменам сходных по написанию элементов, их пропускам (или наоборот, написание лишних), зеркальности, неточности расположение элементов и в целом нарушение границ рабочего поля.

Профилактическая работа по предупреждению оптической дисграфии у детей с косоглазием и амблиопией – это сложный процесс, требующий целенаправленного и систематического коррекционного педагогического воздействия, и включает в себя три раздела:

1.                  Формирование зрительно-пространственных представлений.

2.                  Развитие зрительного гнозиса.

3.                  Развитие зрительно-моторной координации.

Формирование зрительно-пространственных представлений

Для формирования зрительно-пространственных представлений мы составили серию дидактических игр и упражнений:

1.         «Назови по порядку». Цель: упражнять детей в умении называть объекты (предметы, фигуры, цифры) по порядку в указанном направлении (слева направо, сверху вниз, снизу вверх).

2.         «Продолжи ряд». Цель: упражнять детей в ранжировании предметов (объектов) в заданной последовательности.

3.         «Назови соседа». Цель: упражнять в умении определять последовательность предметов (справа, слева) или цифрового ряда.

4.         «Выложи узор» Цель: упражнять в умении располагать объекты в пространстве по заданной схеме.

5.         «Укажи дорогу». Цель: упражнять в умении фиксировать направление движения с помощью стрелок.

6.         «Прятки». Цель: упражнять детей в умении находить предмет (цифру, букву) по описанию его местоположения.

7.         «Найди пару». Цель: упражнять в нахождении одинаковых фигур или их групп в цепочке.

8.         «Сложи из частей». Цель: упражнять в умении составлять геометрические фигуры из частей, с постепенным усложнением.

9.         «Отгадай мою загадку». Цель: упражнять в умении самостоятельно описывать местонахождение загаданного предмета (фигуры, цифры, буквы) относительно других.

10.       «Муха». Цель: упражнять в умении двигаться по клеткам в соответствии с инструкцией.

Развитие зрительного гнозиса

Для развития зрительного гнозиса мы предлагаем дидактические игры и упражнения с постепенным уменьшением количества информативных признаков о предмете.

-           «Узнай и назови» (предметное изображение, контурные, пунктирные, изображения с неполным контуром);

-           «Путаница» (наложенные контурные, пунктирные изображения предметов);

-           «Прятки» («зашумления»);

-           «Узнай по части целое» (неполные изображения предметов);

-           «Построй по порядку» (установление реальных отношений по величине между изображениями);

-           «Лото» (геометрическое, цветовое);

-           «Найди предметы, похожие на круг» (квадрат, треугольник и т.д.);

-           «Разрезные картинки» (предметные изображения, фигуры; по образцу и без, сначала цветные, потом контурные, постепенно увеличивая количество частей);

-           «Геометрическое лото» (парные комбинации из геометрических фигур разного цвета и величины);

-           «Геометрическая мозаика» (фигуры различной сложности по образцу и без);

-           «Распредели в группы» (все треугольники, овалы, квадраты);

-           «Зеркало» (поиск идентичных, но зеркально отображенных фигур, изображений);

-           «Выложи из палочек» (по образцу и без).

-           «Перевертыши» (узнать геометрические фигуры в разных пространственных положениях).

В старшем дошкольном возрасте все вышеперечисленные игры и упражнения мы предлагаем с использованием букв и цифр, например:

-           узнать контурные и пунктирные изображения букв;

-           узнать наложенные контурные и пунктирные изображения букв;

-           узнать зашумленные контурные и пунктирные изображения букв;

-           узнать буквы по их элементам;

-           найти букву среди других оптически сходных букв;

-           дописать недостающий элемент буквы;

-           узнать буквы, находящиеся в различном пространственном расположении;

-           определить правильно и неправильно написанные буквы;

-           узнать буквы по их зеркальному изображению;

-           показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных;

-           конструирование букв из элементов.

Развитие зрительно-моторной координации

Зрительно-моторная координация – это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового и кинестетического анализаторов.

Сначала мы предлагаем ребенку выполнить задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд (в зависимости от возможностей ребенка успеть рассмотреть и запомнить образец). Подобную работу лучше всего начинать на таких видах деятельности, как рисование, лепка, аппликация, работа с конструктором, используя приемы срисовывания с доски, рисования орнаментов или фигур по клеточкам и т.д. Кроме того, можно предложить следующие упражнения:

1.         На столе перед ребенком из палочек или геометрических фигур выложена простая фигура (домик, елочка и т.д.).  Ребенка просят внимательно посмотреть на фигуру в течении 2 секунд; затем фигуру закрывают, а ребенку предлагают воспроизвести изображение.

2.         Ребенку предлагают запомнить цифровой ряд (или ряд геометрических фигур на карточке) и повторить его в той же последовательности. Задание постепенно усложняется, увеличивая количество элементов ряда с 3-4 в начале до 7-9 к концу обучения (что соответствует объему кратковременной памяти).

3.         В течении 30 секунд ребенку демонстрируют рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв, цифр), просят внимательно рассмотреть и запомнить их. Далее предъявляется другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и еще шесть других. Просят показать все изображения с первого рисунка.

4.         Ребенку на определенное время предъявляют сюжетную картину, предлагают внимательно рассмотреть ее, составить рассказ-описание, а потом запомнить все, что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостает каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребенок. Данную игру лучше проводить с группой детей, так как появление элемента соревнования (кто больше найдет отличий) стимулирует запоминание.

5.         Ребенку предлагают запомнить изображения 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур разных цветов, букв, цифр) и найти их среди 8-10.

6.         Предлагают запомнить парные предметы и восстановить пары через 5 сек.

7.         Ребенку демонстрируют картинки, фигуры, буквы в определенной последовательности, а затем предлагают эту последовательность воспроизвести.

8.         «Что изменилось» или «Чего не стало» (на материале картинок, фигур, букв).

Все вышеуказанные направления работы, задания и упражнения по профилактике оптической дисграфии применяются в средней, старшей и подготовительной группах. Они варьируются в зависимости от возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей детей.



Список литературы:

  1. Буковцова Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. - 2004, №2 (9). - С.47-51.
  2. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. – Т.4. - 432 с.
  3. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
  4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001. - 79 с.
  5. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение. - М.: Издательство "Аквариум", Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000. - 35 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: