» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018
Автор: Яркина Елена Николаевна, учитель-дефектолог
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в процессе работы по ознакомлению с графическим образом букв и цифр
Дата публикации: 03.05.2018
УДК 376.352
ПРОФИЛАКТИКА
ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
(КОСОГЛАЗИЕ И АМБЛИОПИЯ) В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ГРАФИЧЕСКИМ
ОБРАЗОМ БУКВ И ЦИФР
Павлюк Тамара
Анатольевна
воспитатель
Яркина Елена
Николаевна
учитель-дефектолог
АНО ДО «Планета
детства «Лада» детский сад № 173 «Василек», г.Тольятти
Аннотация. В статье авторы делятся наработанным опытом по
обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Рассматриваются основные разделы профилактической работы по предупреждению
оптической дисграфии у дошкольников с амблиопией
и косоглазием. Предлагаются серии игр и упражнений, направленных на преодоление
дисграфии в процессе работы по ознакомлению с
графическим образом букв и цифр.
Ключевые
слова: дисграфия,
профилактическая работа, дети с нарушениями зрения.
Одной из причин неуспеваемости
учащихся в начальной школе по русскому языку является дисграфия.
Многие специалисты считают, что дисграфия
закладывается именно в дошкольном возрасте.
Работая в структурном
подразделении АНО ДО «Планета детства «Лада», детском саду № 173 «Василек»
комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по
профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного
возраста с косоглазием и амблиопией в процессе работы
по ознакомлению с графическим образом букв и цифр.
Нарушения зрения влекут за
собой ряд трудностей, связанных с неполноценностью зрительного восприятия,
моторной координации, ориентировки в пространстве, неточностью представлений о
сенсорных эталонах (формы и величины). Все это приводит к проблемам при
знакомстве с графическим образом букв и цифр: заменам сходных по написанию
элементов, их пропускам (или наоборот, написание лишних), зеркальности,
неточности расположение элементов и в целом нарушение границ рабочего поля.
Профилактическая
работа по предупреждению оптической дисграфии у детей
с косоглазием и амблиопией – это сложный процесс,
требующий целенаправленного и систематического коррекционного педагогического
воздействия, и включает в себя три раздела:
1.
Формирование
зрительно-пространственных представлений.
2.
Развитие зрительного гнозиса.
3.
Развитие зрительно-моторной координации.
Формирование зрительно-пространственных представлений
Для формирования
зрительно-пространственных представлений мы составили серию дидактических игр и
упражнений:
1. «Назови по порядку». Цель: упражнять детей в умении называть объекты (предметы, фигуры, цифры) по порядку в указанном направлении (слева направо, сверху вниз, снизу вверх).
2. «Продолжи ряд». Цель: упражнять детей в ранжировании предметов (объектов) в заданной последовательности.
3. «Назови соседа». Цель: упражнять в умении определять последовательность предметов (справа, слева) или цифрового ряда.
4. «Выложи узор» Цель: упражнять в умении располагать объекты в пространстве по заданной схеме.
5. «Укажи дорогу». Цель: упражнять в умении фиксировать направление движения с помощью стрелок.
6. «Прятки». Цель: упражнять детей в умении находить предмет (цифру, букву) по описанию его местоположения.
7. «Найди пару». Цель: упражнять в нахождении одинаковых фигур или их групп в цепочке.
8. «Сложи из частей». Цель: упражнять в умении составлять геометрические фигуры из частей, с постепенным усложнением.
9. «Отгадай мою загадку». Цель: упражнять в умении самостоятельно описывать местонахождение загаданного предмета (фигуры, цифры, буквы) относительно других.
10. «Муха». Цель: упражнять в умении двигаться по клеткам в соответствии с инструкцией.
Развитие зрительного гнозиса
Для развития
зрительного гнозиса мы предлагаем дидактические игры
и упражнения с постепенным уменьшением количества информативных признаков о
предмете.
- «Узнай
и назови» (предметное изображение, контурные,
пунктирные, изображения с неполным контуром);
- «Путаница» (наложенные контурные, пунктирные изображения предметов);
- «Прятки» («зашумления»);
- «Узнай по части целое» (неполные изображения предметов);
- «Построй по порядку» (установление реальных отношений по величине между изображениями);
- «Лото» (геометрическое, цветовое);
- «Найди предметы, похожие на круг» (квадрат, треугольник и т.д.);
- «Разрезные картинки» (предметные изображения, фигуры; по образцу и без, сначала цветные, потом контурные, постепенно увеличивая количество частей);
- «Геометрическое лото» (парные комбинации из геометрических фигур разного цвета и величины);
- «Геометрическая мозаика» (фигуры различной сложности по образцу и без);
- «Распредели в группы» (все треугольники, овалы, квадраты);
- «Зеркало» (поиск идентичных, но зеркально отображенных фигур, изображений);
- «Выложи из палочек» (по образцу и без).
- «Перевертыши» (узнать геометрические фигуры в разных пространственных положениях).
В старшем дошкольном возрасте все
вышеперечисленные игры и упражнения мы предлагаем с использованием букв и цифр,
например:
- узнать контурные и пунктирные изображения букв;
- узнать наложенные контурные и пунктирные изображения букв;
- узнать зашумленные контурные и пунктирные изображения букв;
- узнать буквы по их элементам;
- найти букву
среди других оптически сходных букв;
- дописать недостающий элемент буквы;
- узнать буквы, находящиеся в различном пространственном расположении;
- определить правильно и неправильно написанные буквы;
- узнать буквы по их зеркальному изображению;
- показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных;
- конструирование букв из элементов.
Развитие
зрительно-моторной координации
Зрительно-моторная координация – это особый
вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового
и кинестетического анализаторов.
Сначала мы предлагаем ребенку выполнить задание
с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца
сокращается до 15-20 секунд (в зависимости от возможностей ребенка успеть
рассмотреть и запомнить образец). Подобную работу лучше всего начинать на таких
видах деятельности, как рисование, лепка, аппликация, работа с конструктором,
используя приемы срисовывания с доски, рисования орнаментов или фигур по
клеточкам и т.д. Кроме того, можно предложить следующие упражнения:
1. На столе перед ребенком из палочек или геометрических фигур выложена простая фигура (домик, елочка и т.д.). Ребенка просят внимательно посмотреть на фигуру в течении 2 секунд; затем фигуру закрывают, а ребенку предлагают воспроизвести изображение.
2. Ребенку предлагают запомнить цифровой ряд (или ряд геометрических фигур на карточке) и повторить его в той же последовательности. Задание постепенно усложняется, увеличивая количество элементов ряда с 3-4 в начале до 7-9 к концу обучения (что соответствует объему кратковременной памяти).
3. В течении 30 секунд ребенку демонстрируют рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв, цифр), просят внимательно рассмотреть и запомнить их. Далее предъявляется другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и еще шесть других. Просят показать все изображения с первого рисунка.
4. Ребенку на определенное время предъявляют сюжетную картину, предлагают внимательно рассмотреть ее, составить рассказ-описание, а потом запомнить все, что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостает каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребенок. Данную игру лучше проводить с группой детей, так как появление элемента соревнования (кто больше найдет отличий) стимулирует запоминание.
5. Ребенку предлагают запомнить изображения 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур разных цветов, букв, цифр) и найти их среди 8-10.
6. Предлагают запомнить парные предметы и восстановить пары через 5 сек.
7. Ребенку демонстрируют картинки, фигуры, буквы в определенной последовательности, а затем предлагают эту последовательность воспроизвести.
8. «Что изменилось» или «Чего не стало» (на материале картинок, фигур, букв).
Все вышеуказанные направления работы, задания и упражнения по профилактике оптической дисграфии применяются в средней, старшей и подготовительной группах. Они варьируются в зависимости от возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей детей.
Список литературы:
- Буковцова Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. - 2004, №2 (9). - С.47-51.
- Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. – Т.4. - 432 с.
- Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001. - 79 с.
- Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение. - М.: Издательство "Аквариум", Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000. - 35 с.
Комментарии: