» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Козина Анна Александровна, студент 5 курса специальности "Таможенное дело"
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Предложения по совершенствованию системы таможенного валютного контроля

Статья просмотрена: 597 раз
Дата публикации: 05.05.2018

УДК 336.02

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Козина Анна Александровна

студент

Погодина Ирина Владимировна

к.ю.н., доцент

ВлГу им. А.Г и Н.Г. Столетовых, г. Владимир

 

Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию проблем, существующих в системе таможенного валютного контроля. Также  будет проведен анализ предложений по совершенствованию валютного регулирования в нашей стране. Выясним, каким образом и по каким пунктам должно измениться законодательство и принимаемые должностными органами меры, чтобы добиться минимизации утечки капитала и упрощения процесса прохождения валютного контроля.

Ключевые слова: валютный контроль, валютные операции, совершенствование валютного контроля, резидент, внешнеэкономическая деятельность.

 

В настоящее время действующее законодательство в области таможенного валютного контроля не является однородным и сочетает в себе акты различной юридической природы. Касаемо предмета регулирования валютного законодательства, то к нему можно отнести принципы осуществления валютных операций в РФ, правовой статус органов валютного контроля, и, наконец, статус органов и агентов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в области пользования, распоряжения, владения валютными ценностями и валютой РФ.

Имея цель решить существующие проблемы и пробелы в действующем законодательстве, нужно внести в него изменения, устранить недостатки, возникающие при осуществлении валютных операций, сделать законодательство более доступным и простым для участников ВЭД, так как зачастую ошибки при прохождении валютного контроля возникают из-за неправильного трактования нормативно-правовых актов. Если решить данную проблему, то, скорее всего, это приведет к уменьшению количества нарушений, в том числе и связанных с правилами оформления и сроками предоставления в таможенные органы документации.

В большинстве случаев правонарушения в области таможенного валютного контроля связаны с отсутствием наличия механизма внутреннего контроля за соблюдением правил ВЭД у юридических лиц. Для решения данной проблемы уместно со стороны органов и агентов валютного контроля было бы проводить разъяснительную работу по отношению у участникам ВЭД. Также целесообразно проводить таможенными органами семинары и выступления, посвященные вступлению в силу новых законодательных актов, инструкций, приказов, связанных с изменением порядка прохождения валютного контроля, проведения валютных операций. Возможно помощником участникам ВЭД станет создание сайта, на котором они могли бы получать всю необходимую информацию и следить за изменениями в законодательстве[2].

Основным направлением в сфере реформирования системы таможенного валютного контроля является централизация полномочий по валютному регулированию за импортными операциями в РФ и противодействию незаконному вывозу капитала из страны в рамках одного органа, который бы совмещал в себе функции финансовой полиции, центра по сбору и обработке информации, которая связана с утечкой и отмыванием капитала. Примером такого реформирования являются такие страны, как Франция, Гонконг, Нидерланды, Испания, а также США и Германия, последние, в свою очередь, вначале избрали путь множественности государственных служб, ответственных за  сбор и анализ финансовой информации, но затем пришли к выводу о необходимости создания единого органа: Федерального ведомства по надзору за кредитной системой.

Проанализировав международный опыт, можно утверждать, что формирование подобного Центра даст возможность осуществления эффективной борьбы с отмыванием капитала и координации работы по таможенному валютному контролю. Важно отметить, что наличие единой централизованной базы данных, которая организована с использованием современных технологий, даст возможность обрабатывать огромные массивы информации о совершенных сделках и финансовых потоках. Одной из задач Центра явилась бы целенаправленная проверка происхождения инвестиций, направляемых в Российскую Федерацию.

Еще одним важным шагом на пути реформирования таможенной валютной системы может стать передача функций валютного регулирования в исключительную компетенцию Банка России. Целесообразность такой меры объясняется тем, что в соответствии с законодательством на Банк России возложены функции реализации политики обменного курса, управления золотовалютными резервами и составления платежного баланса страны. Так, Банк России в максимальной степени отвечает требованиям, которые предъявляются к органу валютного регулирования.

Необходимо также совершенствовать ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и законопроект «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем». При этом важно, чтобы борьба с отмыванием денег не устанавливала «презумпцию виновности» для ведения бизнеса в России[3].

Одним из важных направлений совершенствования таможенного валютного контроля является углубление сотрудничества с органами валютного контроля за импортными операциями и противодействия отмыванию денег за рубежом путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в области борьбы с незаконными валютными операциями и возврата незаконно вывезенных капиталов. Также необходимо решить вопрос о вступлении России в международные организации по противодействию отмыванию денег в качестве как наблюдателя, так и полноправного члена.

Следует отметить, что до сих пор не сформировалось слаженности, единства координации действий данных сфер. В связи с этим предлагаются к осуществлению следующие меры:

-           распространить систему валютного контроля на все внешнеторговые операции. До сих пор валютным контролем не охвачен экспорт и импорт услуг, что объясняется сложностью определения моментов начала и окончания выполнения услуг, то есть неясно, как проконтролировать была ли вообще услуга;

          создать системы учета и мониторинга, совершенных через уполномоченные банки валютных операций резидентов, и единую базу данных о нарушениях законодательства;

-           принятие совместных нормативных правовых актов;

-           реализация механизма осуществления отдельных юридических процедур (например, валютного контроля);

-           методологическое взаимодействие (например, разработка методических рекомендаций и указаний по вопросам, отнесенным к совместному ведению);

-           выявление, пресечение и предотвращение нарушений законодательства совместными усилиями;

-           информационное взаимодействие;

-           обмен опытом;

-           проведение совместных экспертиз и консультаций;

-           создание совместных рабочих групп;

-           проведение семинаров, в том числе с участниками внешнеэкономической деятельности[1].

Финансово-правовые аспекты взаимодействия исследуемых субъектов проявляются в процессе осуществления валютного контроля в области таможенного дела; при использовании банковской гарантии как способа обеспечения уплаты таможенных платежей; в участии кредитных организаций в расчетных отношениях по уплате таможенных платежей.

Существующая система таможенного банковского валютного контроля за поступлением валютной выручки от импорта является слишком громоздкой, что негативно сказывается на ее эффективности. Среди предлагаемых путей совершенствования системы валютного контроля можно назвать введение непосредственного обмена информацией между таможней и уполномоченным банком, когда сведения о непоступивших в установленные сроки валютных средствах передаются из банка в таможню, производившую таможенное оформление.

Среди других путей повышения эффективности валютного контроля за внешнеторговыми операциями следует выделить активизацию борьбы с так называемыми «фирмами-однодневками» путем ужесточения разрешительной процедуры деятельности фирм, получения лицензии и усиления государственного контроля за ними. Положительную роль здесь может сыграть использование таможенными органами информационных баз ЦБ России, ФНС России, МВД России и других структур в выявлении и пресечении правонарушений, связанных с проведением внешнеторговых операций. Заслуживает внимания также создание в стране единого информационно-аналитического центра по данному вопросу[4].

Таким образом, в данной статье были рассмотрены существующие проблемы в таможенном валютном контроле и предложены меры по их решению. Тем не менее вопрос совершенствования механизма таможенного валютного контроля остается открытым и требует большой работы.

 



Список литературы:

  1. Артемов Н. М. Проблемы и перспективы валютного регулирования в РФ (финансово-правовой аспект): монография/ Н.М. Артемов, И.В. Хаменушко. – М.: Издательство ЮРАЙТ, 2016. – 88 с. – ISBN: 456-7-4327-9007-4;
  2. Денисенко С.И. Проблемы валютного законодательства: мнение иностранных инвесторов// Российские и иностранные инвестиции. – 2017. - № 3 – с. 32-34;
  3. Максимова Т.П. Совершенствование института валютного контроля в РФ в современных условиях финансовой неустойчивости// Экономическая теория. – 2015. - №1 – с.13-15;
  4. Сковородко П.В. Взаимодействие таможенных и банковских систем при регулировании валютных потоков: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. – Москва, 2015. – 22 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: