» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018
Автор: Атутова Евгения Николаевна, магистр
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Патриотическое воспитание современных подростков
Дата публикации: 03.05.2018
УДК 372
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Атутова Евгения Николаевна
магистр,
факультет филологии и журналистики
Иркутский
Государственный Университет, г.Иркутск
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития патриотических чувств у современных
подростков. Для этого в работе анализируется психолого-педагогическая
литература по проблеме формирования патриотизма и изучается развитие
патриотизма в обучении ОБЖ. На основе этого разрабатывается методика,
направленная на развитие патриотических чувств у учащихся.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, педагогика,
подростки, методы обучения, ОБЖ.
В
настоящее время понятие патриотизма искажено обществом. Уже давно никто не
считает любовь к родине ценностью. В современном мире преобладают совершенно
новые социальные типы личности: деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой
индивидуальностью. Но то же время такие люди теряют
нравственность, духовность и гражданственность. Такой «дефицит» ощущается как у
отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из
характерных проявлений нравственной опустошенности и низкой культуры выступает
утрачивание патриотизма как главной духовной ценности Российского общества. В
последние годы наблюдается отстранение подрастающего поколения от родной
культуры, истории и общепринятых ценностей своего народа. Существенные
изменения, произошедшие в стране за десятилетия, стали причиной гражданственной
деградации населения. Именно поэтому, так важно поднятие патриотического
воспитания у формирующихся личностей.
Сегодня
происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и, прежде
всего, в духовной. Разрушение прежней системы ценностей создает духовный
вакуум.
Патриотизм
проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей
"малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов
на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического
самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда
конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма
является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в
конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм
является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в
качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной
гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему
Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа
существования и развития любых наций и государственности.
В
патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с
преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с
интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму [2].
Воспитать
патриота своей Родины – задача сложная и очень ответственная. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
совместные усилия школы и семьи, ответственное отношение взрослых к своим
словам и поступкам могут дать положительные результаты и заложить фундамент для
дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Составной
частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание
молодежи в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и
военной службе". Оно направленно на формирование готовности к военной
службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое
воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием
каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной
ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в
необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения
воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов [2].
Патриотическое
воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса,
представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного
заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Главная и первостепенная задача патриотического воспитания – формирование
личности высокой социальной активности, гражданской ответственности,
духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и
качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах
Отечества.
Развитие
патриотического воспитания – это комплексная деятельность, требующая от педагогов
пошаговой действий и непрерывности.
Одним из
важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная
задача которого - воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и
уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие
чувства сопричастности к судьбам Отечества.
Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с
приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система будет
способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему
национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом и духовном
развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. [3]
К
главным особенностям российского патриотизма в современном обществе можно
отнести:
·
глубоко сознательный и
народный характер, высокая ответственность россиян за судьбу Родины, ее
надежную защиту;
·
державность, отражающая тот исторический факт, что в течение
большей части своей истории Россия являлась военным государством, оплотом
которого были силовые структуры: армия, флот, казачество, жандармерия;
·
интернациональный
характер, ибо Россия - многонациональное государство;
·
деятельностная
направленность, ему чужд созерцательный характер, он всегда выступает мощным
духовным фактором в решении практических задач развития нашего общества. [1]
Эффективность внешних условий
повышается при сочетании их с внутренними условиями, что выражается в степени
согласованности деятельности педагогов и воспитуемых. К этим условиям относят:
1. Осмысление
воспитуемыми необходимости развития патриотизма и героизма;
2. Наличие
ценностной установки на овладение профессиональными знаниями и умениями;
3. Включение
в различные виды деятельности и выполнение различных ролей;
4. Коррекция
патриотических потребностей и их возвышение. [4]
На основе этого были проведены диагностики и два занятия по теме «Патриотическое
воспитание».
В ходе проведения учебных
занятий применялись следующие виды работ:
·
работа в парах/группах;
·
индивидуальная работа;
При ведении занятий, посвященных патриотическому
воспитанию, рекомендуется использовать следующие типы занятий:
·
лекции/практикумы;
·
конференции;
·
мозговой штурм
·
круглый стол;
·
дни патриотической песни;
·
уроки-рассуждения;
·
уроки-мужества;
·
военно-учебные сборы.
По итогам
первого анкетирования был установлен низкий уровень патриотизма у школьников.
Среди опрошенных преобладающее количество школьников не заинтересованы в жизни
и будущем своей страны, хотят уехать из нее по мере своих возможностей.
Практически половина опрошенных не согласны в
необходимости службы в армии, и так же в престижности работы в военной сфере.
По данным
второй диагностики можно выявить не значительное изменение в положительную
сторону. Таким образом было установлено что,
использование различных форм организации учебного процесса во время занятий ОБЖ
позволяет повысить уровень патриотического воспитания.
Список литературы:
- Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. – 2014 – №10. – С. 349-352.
- Ижбулатова Е.Г. Патриотическое воспитание детей и подростков [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября. URL: http://festival.1september.ru/articles/614047/
- Пешкова О.В. Педагогическое искусство патриотического воспитания // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки № 7(44). URL: https://sibac.info/archive/guman/7(44).pdf (дата обращения: 04.04.2017)
- Сулейманов, Р.Б. Развитие патриотического воспитания в образовательном учреждении. – Новосибирск: Наука, 1995. – 159 с.
Комментарии: