» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Атутова Евгения Николаевна, магистр
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Патриотическое воспитание современных подростков

Статья просмотрена: 653 раз
Дата публикации: 03.05.2018

УДК 372

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Атутова Евгения Николаевна

магистр, факультет филологии и журналистики

Иркутский Государственный Университет, гркутск

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития патриотических чувств у современных подростков. Для этого в работе анализируется психолого-педагогическая литература по проблеме формирования патриотизма и изучается развитие патриотизма в обучении ОБЖ. На основе этого разрабатывается методика, направленная на развитие патриотических чувств у учащихся.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, педагогика, подростки, методы обучения, ОБЖ.

 

В настоящее время понятие патриотизма искажено обществом. Уже давно никто не считает любовь к родине ценностью. В современном мире преобладают совершенно новые социальные типы личности: деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Но то же время такие люди теряют нравственность, духовность и гражданственность. Такой «дефицит» ощущается как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений нравственной опустошенности и низкой культуры выступает утрачивание патриотизма как главной духовной ценности Российского общества. В последние годы наблюдается отстранение подрастающего поколения от родной культуры, истории и общепринятых ценностей своего народа. Существенные изменения, произошедшие в стране за десятилетия, стали причиной гражданственной деградации населения. Именно поэтому, так важно поднятие патриотического воспитания у формирующихся личностей.

Сегодня происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в духовной. Разрушение прежней системы ценностей создает духовный вакуум.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму [2].

Воспитать патриота своей Родины – задача сложная и очень ответственная. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия школы и семьи, ответственное отношение взрослых к своим словам и поступкам могут дать положительные результаты и заложить фундамент для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов [2].

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Главная и первостепенная задача патриотического воспитания – формирование личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Развитие патриотического воспитания – это комплексная деятельность, требующая от педагогов пошаговой действий и непрерывности.

Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого - воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система будет способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом и духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. [3]

К главным особенностям российского патриотизма в современном обществе можно отнести:

·                    глубоко сознательный и народный характер, высокая ответственность россиян за судьбу Родины, ее надежную защиту;

·                    державность, отражающая тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась военным государством, оплотом которого были силовые структуры: армия, флот, казачество, жандармерия;

·                    интернациональный характер, ибо Россия - многонациональное государство;

·                    деятельностная направленность, ему чужд созерцательный характер, он всегда выступает мощным духовным фактором в решении практических задач развития нашего общества. [1]

Эффективность внешних условий повышается при сочетании их с внутренними условиями, что выражается в степени согласованности деятельности педагогов и воспитуемых. К этим условиям относят:

1.         Осмысление воспитуемыми необходимости развития патриотизма и героизма;

2.         Наличие ценностной установки на овладение профессиональными знаниями и умениями;

3.         Включение в различные виды деятельности и выполнение различных ролей;

4.         Коррекция патриотических потребностей и их возвышение. [4]

На основе этого были проведены диагностики и два занятия по теме «Патриотическое воспитание».

В ходе проведения учебных занятий применялись следующие виды работ:

·                     работа в парах/группах;

·                     индивидуальная работа;

При ведении занятий, посвященных патриотическому воспитанию, рекомендуется использовать следующие типы занятий:

·                     лекции/практикумы;

·                     конференции;

·                     мозговой штурм

·                     круглый стол;

·                     дни патриотической песни;

·                     уроки-рассуждения;

·                     уроки-мужества;

·                     военно-учебные сборы.

По итогам первого анкетирования был установлен низкий уровень патриотизма у школьников. Среди опрошенных преобладающее количество школьников не заинтересованы в жизни и будущем своей страны, хотят уехать из нее по мере своих возможностей. Практически половина опрошенных не согласны в необходимости службы в армии, и так же в престижности работы в военной сфере.

По данным второй диагностики можно выявить не значительное изменение в положительную сторону. Таким образом было установлено что, использование различных форм организации учебного процесса во время занятий ОБЖ позволяет повысить уровень патриотического воспитания.

 



Список литературы:

  1. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. – 2014 – №10. – С. 349-352.
  2. Ижбулатова Е.Г. Патриотическое воспитание детей и подростков [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября. URL: http://festival.1september.ru/articles/614047/
  3. Пешкова О.В. Педагогическое искусство патриотического воспитания // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки № 7(44). URL: https://sibac.info/archive/guman/7(44).pdf (дата обращения: 04.04.2017)
  4. Сулейманов, Р.Б. Развитие патриотического воспитания в образовательном учреждении. – Новосибирск: Наука, 1995. – 159 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: