» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Кочергина Вера Николаевна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности технологии сетевого образовательного модуля в структуре управления образовательным процессом ФГБОУ МДЦ ,,Артек,,

Статья просмотрена: 688 раз
Дата публикации: 08.05.2018

УДК 37.02

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ФГБОУ

МДЦ «АРТЕК»

Кочергина Вера Николаевна

магистрант

Брянский государственный университет имени ак. И.Г. Петровского, г. Брянск

 

Аннотация. В статье раскрываются теоретико-методологические основания внедряемой технологии, ее базисные правила и общий механизм реализации. Акцент сделан на актуальности технологии сетевого образовательного модуля, а также представлены результаты анкетирования обучающихся в условиях тематических смен ФГБОУ МДЦ «Артек».

Ключевые слова: технология сетевого образовательного модуля, СОМ, форма обучения, обучение, образовательная программа.

 

Способность работать в команде, умение выстраивать собственную образовательную стратегию, системное и критическое мышление и взаимодействие в межкультурном пространстве – те компетенции, которыми должен обладать ребенок в условиях современного динамично развивающегося социокультурного поля, в условиях постоянно изменяющихся запросов к формату получения образования.

Основанием для этой деятельности являются ранее обозначенные, апробированные способы подачи материала, и сформулированные в ФГОСах образовательные результаты обучения. Именно поэтому целью нашей статьи является рассмотрение совершенно новой формы реализации основных общих и дополнительных образовательных программ посредством технологии сетевого образовательного модуля (далее: СОМ), которая предполагает вариативность и гибкость в осуществлении образовательной нагрузки, достижение всех планируемых результатов обучения, прописанных в ФГОС, в полном объеме. В этом заключается и актуальность нашей работы.

Для педагогической науки понятие СОМ - новое, мало исследованное, не достаточно интегрированное в практику. С одной стороны, СОМ - это элемент, соединяющий традиционное обучение и новаторское, с другой же данная технология является основой применения особой формы организации и управления педагогическим процессом. Дидактическая литература содержит достаточное количество точек зрения, интерпретаций данного явления, однако бесспорен тот факт, что сетевой образовательный модуль – многогранное явление по способам реализации и по своей новаторской природе. Кроме того, организация сетевой формы реализации образовательных программ в формате СОМа, разработанная специалистами МДЦ «Артек» в 2016 году, рекомендована Правительством РФ для внедрения и широкого распространения в субъектах Российской Федерации.

Обратимся к определению: СОМ – это такая технология, такой тип организации образовательного процесса, при котором «содержание образования строится по отдельным функциональным узлам – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей» [4, 55].

СОМ выступает как продуктивный инструмент, как «технология организации образовательного процесса в открытой среде, интегрирующая возможности основного и дополнительного образования, ориентированная на использование интерактивных технологий и получение современных образовательных результатов» [6, 11].   Поскольку оптимальной локацией для апробации новых проектов является по ряду причин те организации, которые осуществляют взаимодействие основного и дополнительного образования, которые также осуществляют отдых и оздоровление детей, то рассмотрим оправданное внедрение инновационных технологий на площадке детского лагеря, а именно на территории ФГБОУ МДЦ «Артек», так как здесь в 2016 году была изобретена и впервые апробирована система СОМов по ряду предметов: биологии, литературе, истории, географии, иностранным языкам и обществознанию. Выбраны данные предметы по причине того, что они не входят в список обязательных предметов для сдачи государственной итоговой аттестации.

«Артековские» СОМы созданы для того, чтобы перенести традиционный образовательный процесс в виде классно-урочной системы за пределы школы — в естественный контекст, в неформальную среду. «Программой развития «Артеку» была поставлена задача организовать эксперимент, который предложит новые решения для всей системы образования нашей страны. Поэтому, работая над инфраструктурным развитием лагеря, в течение последних двух лет мы уделяли не меньшее внимание содержанию работы с детьми. Результатом стали СОМы, которые являются амбициозной образовательной технологией: она расширяет рамки формализованного школьного подхода и смещает акцент с учебы на познание, — сообщил директор МДЦ «Артек» А.А. Каспржак» [7, электронный ресурс]. Кроме того, специфику новой образовательной программы определило и то, что дети, приезжающие в лагерь, имеют различный уровень учебных достижений, различные сроки прохождения учебных программ, а также разные программы обучения и учебно-методические комплексы, по которым они учились по месту их жительства. Не мало важную роль играет высокая загруженность лагерными делами, поэтому еще одной особенностью СОМов является отсутствие домашних заданий.

В различных источниках находим разные подходы к тому, на каких принципах должны базироваться СОМы. Далее рассмотрим ключевые из них:

1.                  Учебный материал необходимо составлять таким образом, что­бы он обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним целей.

2.                  Учебный материал должен быть законченным блоком, чтобы была возможность конструирования единого содержания обучения при перестановке блоков.

3.                  Следует интегрировать различные виды и формы обучения.

4.                  Возможно дисциплинарное и междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности.

5.                  Необходимо найти оптимальную меру соотношения связей управления со стороны педагога и самостоятельности (самоуправления) обучаемых.

6.                  Учебный материал следует представлять в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих усвоение информации.

7.                  Должны быть предложены различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые обучающийся может выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, создавать собственный оригинальный метод учения.

Таким образом, все эти правила сводятся к тому, что возникает новая педагогическая ценность – «ценность со-бытийной согласованной деятельности участников образовательного процесса» [5, 6], где упорядочивается и переплетается широкий контекст образовательных практик и теорий, при этом СОМы акцентируют внимание ребенка на межпредметных связях, на которых сейчас формируется новое интегрированное знание.

Для того, чтобы подтвердить правильность предположений, приведем в качестве примера данные анкетирования за 2017 год, в котором дети – непосредственные участники модульной технологии – высказывают отношение к СОМам. Итак, в ходе анализа результатов проведенного анкетирования, установлено, что 67% детей положительно относятся к тому, чтобы данная технология была включена в образовательные программы их родных школ; 93% обучающихся высказываются о том, что занятие в формате СОМов дает им более глубокие и прочные знания; 62% детей отмечают, что посещение музеев, выездных мероприятий в образовательных целях положительно сказывается на процесс обучения. Изначально понятие «обучение» здесь трактуется в широком смысле, обучение как познание.

Технология СОМов предлагает тот путь соединения или взаимопроникновения таких антиномий, как «учеба — отдых», «теория — практика», при котором в процессе познания реализуется принцип плюральности по отношению к источникам и методам обучения. Такая организация образовательного пространства расширит области самореализации, даст возможность создания различных зон успеха для детей.

Все выше сказанное позволяет утверждать, что СОМ эффективен в работе с обучающимися как временного детского объединения, где мотивация познания занимает ведущие позиции по отношению к мотивации приобретения отметки, так и в обычных государственных общеобразовательных организациях, которым требуется модернизация методов и способов обучения, так как по большей степени только практические действия, творческая работа позволяют легко усваивать материал.

 



Список литературы:

  1. Демидова А.С., Панченко П.А. Сетевой образовательный модуль как форма управления учебной деятельностью обучающихся во временном детском объединении. //Артек — со-бытие. — 2017. — № 2. (16). — С. 36–40.
  2. Концепция развития международного детского центра «Артек» «Артек 2.0 Перезагрузка». — Ялта: МДЦ «Артек», 2014. — 30 с. — URL: http://static.artek.org/static/file/razvitie_vert.pdf (Дата обращения: 14.04.2018)
  3. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. — 1980. — № 5. — С. 47–59.
  4. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в формате сетевых образовательных модулей (СОМ). Ялта: МДЦ «Артек», 2016. — 55 с. — URL: http://media.artek.org/media/uploads/som.pdf (Дата обращения: 14.04.2018)
  5. Организация образовательного процесса с использованием технологии сетевого образовательного модуля: информационно – методические материалы / Под общей редакцией к.п.н. Ю.В. ЭЭльмаа. – ФГБОУ МДЦ «Артек», 2016. – 25 с.
  6. Хилимов Ю.В., Литвиненко Е.В., Попова К.Н. Технология сетевого образовательного модуля в образовательном пространстве детского лагеря (на примере опыта ФГБОУ «МДЦ «Артек») //Артек — со-бытие. — 2017. — № 1. (15). — С. 10–14.
  7. Электронный ресурс — URL: https://news.rambler.ru/education/33919519-krym-lageryu-artek-ispolnilsya-91-god/ (Дата обращения: 13.04.2018)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: