» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018
Автор: Кочергина Вера Николаевна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности технологии сетевого образовательного модуля в структуре управления образовательным процессом ФГБОУ МДЦ ,,Артек,,
Дата публикации: 08.05.2018
УДК 37.02
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СЕТЕВОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ФГБОУ
МДЦ «АРТЕК»
Кочергина Вера Николаевна
магистрант
Брянский государственный университет имени ак.
И.Г. Петровского, г. Брянск
Аннотация. В статье раскрываются
теоретико-методологические основания внедряемой технологии, ее базисные правила
и общий механизм реализации. Акцент сделан на актуальности технологии сетевого
образовательного модуля, а также представлены результаты анкетирования
обучающихся в условиях тематических смен ФГБОУ МДЦ «Артек».
Ключевые слова: технология сетевого образовательного
модуля, СОМ, форма обучения, обучение, образовательная программа.
Способность работать в команде, умение
выстраивать собственную образовательную стратегию, системное и критическое
мышление и взаимодействие в межкультурном пространстве – те компетенции,
которыми должен обладать ребенок в условиях современного динамично развивающегося
социокультурного поля, в условиях постоянно
изменяющихся запросов к формату получения образования.
Основанием для этой деятельности являются
ранее обозначенные, апробированные способы подачи материала, и сформулированные
в ФГОСах образовательные результаты обучения. Именно поэтому целью нашей статьи является рассмотрение совершенно
новой формы реализации основных общих и дополнительных образовательных программ
посредством технологии сетевого образовательного модуля (далее: СОМ), которая предполагает вариативность и гибкость в осуществлении
образовательной нагрузки, достижение всех планируемых результатов обучения,
прописанных в ФГОС, в полном объеме. В этом заключается и актуальность
нашей работы.
Для педагогической науки понятие СОМ -
новое, мало исследованное, не достаточно интегрированное в практику. С одной
стороны, СОМ - это элемент, соединяющий традиционное обучение и новаторское, с
другой же данная технология является основой применения особой формы
организации и управления педагогическим процессом. Дидактическая литература
содержит достаточное количество точек зрения, интерпретаций данного явления,
однако бесспорен тот факт, что сетевой образовательный модуль – многогранное
явление по способам реализации и по своей новаторской природе. Кроме того,
организация сетевой формы реализации образовательных программ в формате СОМа, разработанная специалистами МДЦ «Артек» в 2016 году,
рекомендована Правительством РФ для внедрения и широкого распространения в
субъектах Российской Федерации.
Обратимся к определению: СОМ – это такая
технология, такой тип организации образовательного процесса, при котором
«содержание образования строится по отдельным функциональным узлам – модулям,
предназначенным для достижения конкретных дидактических целей» [4, 55].
СОМ выступает как продуктивный инструмент,
как «технология организации образовательного процесса в открытой среде,
интегрирующая возможности основного и дополнительного образования,
ориентированная на использование интерактивных технологий и получение современных
образовательных результатов» [6, 11]. Поскольку оптимальной локацией для апробации новых проектов
является по ряду причин те организации, которые осуществляют взаимодействие
основного и дополнительного образования, которые также осуществляют отдых и
оздоровление детей, то рассмотрим оправданное внедрение инновационных
технологий на площадке детского лагеря, а именно на территории ФГБОУ МДЦ
«Артек», так как здесь в 2016 году была изобретена и впервые апробирована
система СОМов по ряду предметов: биологии,
литературе, истории, географии, иностранным языкам и обществознанию. Выбраны
данные предметы по причине того, что они не входят в список обязательных
предметов для сдачи государственной итоговой аттестации.
«Артековские» СОМы созданы для того, чтобы перенести традиционный
образовательный процесс в виде классно-урочной системы за пределы школы — в
естественный контекст, в неформальную среду. «Программой развития «Артеку» была
поставлена задача организовать эксперимент, который
предложит новые решения для всей системы образования нашей страны. Поэтому,
работая над инфраструктурным развитием лагеря, в течение последних двух лет мы
уделяли не меньшее внимание содержанию работы с детьми. Результатом стали СОМы, которые являются амбициозной
образовательной технологией: она расширяет рамки формализованного школьного
подхода и смещает акцент с учебы на познание, — сообщил директор МДЦ «Артек»
А.А. Каспржак» [7, электронный ресурс]. Кроме того,
специфику новой образовательной программы определило и то, что дети,
приезжающие в лагерь, имеют различный уровень учебных достижений, различные
сроки прохождения учебных программ, а также разные программы обучения и
учебно-методические комплексы, по которым они учились по месту их жительства. Не мало важную роль играет высокая загруженность лагерными
делами, поэтому еще одной особенностью СОМов является
отсутствие домашних заданий.
В различных источниках находим разные
подходы к тому, на каких принципах должны базироваться СОМы.
Далее рассмотрим ключевые из них:
1.
Учебный материал
необходимо составлять таким образом, чтобы он обеспечивал достижение
каждым обучающимся поставленных перед ним целей.
2.
Учебный
материал должен быть законченным блоком, чтобы была возможность
конструирования единого содержания обучения при перестановке блоков.
3.
Следует интегрировать различные виды
и формы обучения.
4.
Возможно
дисциплинарное и междисциплинарное построение содержания модулей по логике
мыслительной или практической деятельности.
5.
Необходимо
найти оптимальную меру соотношения связей управления со стороны педагога и
самостоятельности (самоуправления) обучаемых.
6.
Учебный материал
следует представлять в модулях с использованием личных объяснительных
методов, облегчающих усвоение информации.
7.
Должны быть
предложены различные методы и пути усвоения содержания обучения,
которые обучающийся может выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный
опыт, создавать собственный оригинальный метод учения.
Таким образом, все эти правила сводятся к
тому, что возникает новая педагогическая ценность – «ценность со-бытийной согласованной
деятельности участников образовательного процесса» [5, 6], где упорядочивается
и переплетается широкий контекст образовательных практик и теорий, при этом СОМы акцентируют внимание ребенка на межпредметных
связях, на которых сейчас формируется новое интегрированное знание.
Для того, чтобы
подтвердить правильность предположений, приведем в качестве примера данные
анкетирования за 2017 год, в котором дети – непосредственные участники
модульной технологии – высказывают отношение к СОМам.
Итак, в ходе анализа результатов проведенного анкетирования,
установлено, что 67% детей положительно относятся к тому, чтобы данная
технология была включена в образовательные программы их родных школ; 93%
обучающихся высказываются о том, что занятие в формате СОМов
дает им более глубокие и прочные знания; 62% детей отмечают, что посещение
музеев, выездных мероприятий в образовательных целях положительно сказывается
на процесс обучения. Изначально понятие «обучение» здесь трактуется в
широком смысле, обучение как познание.
Технология СОМов
предлагает тот путь соединения или взаимопроникновения таких антиномий, как
«учеба — отдых», «теория — практика», при котором в процессе познания
реализуется принцип плюральности по отношению к
источникам и методам обучения. Такая организация образовательного пространства
расширит области самореализации, даст возможность создания различных зон успеха
для детей.
Все выше сказанное позволяет утверждать,
что СОМ эффективен в работе с обучающимися как временного детского объединения,
где мотивация познания занимает ведущие позиции по отношению к мотивации
приобретения отметки, так и в обычных государственных общеобразовательных
организациях, которым требуется модернизация методов и способов обучения, так
как по большей степени только практические действия, творческая работа
позволяют легко усваивать материал.
Список литературы:
- Демидова А.С., Панченко П.А. Сетевой образовательный модуль как форма управления учебной деятельностью обучающихся во временном детском объединении. //Артек — со-бытие. — 2017. — № 2. (16). — С. 36–40.
- Концепция развития международного детского центра «Артек» «Артек 2.0 Перезагрузка». — Ялта: МДЦ «Артек», 2014. — 30 с. — URL: http://static.artek.org/static/file/razvitie_vert.pdf (Дата обращения: 14.04.2018)
- Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. — 1980. — № 5. — С. 47–59.
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса в формате сетевых образовательных модулей (СОМ). Ялта: МДЦ «Артек», 2016. — 55 с. — URL: http://media.artek.org/media/uploads/som.pdf (Дата обращения: 14.04.2018)
- Организация образовательного процесса с использованием технологии сетевого образовательного модуля: информационно – методические материалы / Под общей редакцией к.п.н. Ю.В. ЭЭльмаа. – ФГБОУ МДЦ «Артек», 2016. – 25 с.
- Хилимов Ю.В., Литвиненко Е.В., Попова К.Н. Технология сетевого образовательного модуля в образовательном пространстве детского лагеря (на примере опыта ФГБОУ «МДЦ «Артек») //Артек — со-бытие. — 2017. — № 1. (15). — С. 10–14.
- Электронный ресурс — URL: https://news.rambler.ru/education/33919519-krym-lageryu-artek-ispolnilsya-91-god/ (Дата обращения: 13.04.2018)
Комментарии: